Цель урока: -работать с текстом А.Платонова «Юшка»;
- углубить представление о платоновской «формуле жизни»;
какими средствами это достигается;
- работать над развитием монологической речи учащихся.
Оформление: - стенд «Жизнь и творчество А.Платонова»
- рисунки ребят к произведению «Юшка»
Эпиграф:
« Я всего лишь хочу быть человеком.
Человек для меня - это редкость и праздник…»
А.Платонов
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Ребята, наш сегодняшний урок посвящён рассказу А.Платова «Юшка». Мы
углубим наше представление о платоновской «формуле жизни», выясним, что
значат слова А.Платонова: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек
для меня – это редкость и праздник». А что для вас значит слово
«человек»? (ответы учащихся)
-Давайте вслушаемся в слова самого А.Платова. (слайд №1.2)(презентация а разделе "Презентации")
Подготовленный ученик:
Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад
Ямская слобода мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и
не видел её по 12 лет. В Ямской слободе было всё: плетни, заборы,
сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков.
Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с
умилением слушали жители слободы и я. Вскоре для меня наступило время
учёбы. Потом время работы. В лдно время в семье было 10 человек, я –
старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую большую
семью.
И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать
таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир
для меня и для всех людей: и из всех людей я знаю каждого и с каждым
спаяно моё сердце.
Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. Вы меня спрашиваете о
красоте. Но для живого человека безобразия не существует. Я всего
лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник.
Опрос.(слайд №3)
-Итак, что же вкладывает Платонов в понятие человек?
- Каждый ли из людей человек в платоновском понимании слова?
-Если человек – это редкость и праздник, то о каком человеке пойдёт речь?
-Легко ли быть нравственным человеком?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть нравственным
человеком, докажите, опираясь на рассказ Платонова о себе.
(Самостоятельная запись в тетради.) (слайд №4)
-Кого в произведении А.Платова «Юшка» можно назвать нравственным человеком? Почему?(слайд №5)
-Запишите начало предложение и самостоятельно продолжите его: Рассказ А.Платонова «Юшка» о человеке, который…
(запись и чтение своих предложений)
Работа в творческих группах по вопросам:
1. Выделить основные композиционные части рассказа.
(составление в виде плана с пояснениями) (слайд №6)
2. В чьём восприятии дан образ Юшки? Докажите. Как к нему относятся взрослые, дети, автор? (слайд №7)
3. Докажите или опровергните мнение Юшки «Народ меня без понятия любит». (слайд №8)
Можно ли данный рассказ считать притчей? (слайд №9)
4. При помощи каких средств выразительности дан образ Юшки? (слайд №10)
(Выписать эпитеты, метафоры, градацию)
5. Что принесла смерть Юшки людям? Докажите текстом. Встречали ли в литературе образы героев подобные Юшке?
Выступление учащихся со своими ответами. Учитель:
- Давайте ещё раз обратимся к тексту и подумаем: почему рассказ не заканчивается смертью Юшки? Для этого посмотрим инсценировку последней части рассказа.
Девушка: - Здравствуйте! Вы хозяин кузни?
Хозяин: - Я.
Девушка: - Скажите, пожалуйста, а где мне Ефима Дмитриевича найти?
Хозяин: - Какого Ефима Дмитриевича? У нас такого сроду тут не было.
( Молчание.)
… Уж не Юшка ли он? Так и есть – по паспорту он Дмитриевичем писался.
Девушка: -Юшка (шепчет). Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Хозяин: -А вы кот ему будете? Родственница что ли?
Девушка: -Я никто. Я сирота была, а Ефим Дмитриевич поместил меня
маленькую в семейство в Москву, потом отдал в школу с пансионом. Каждый
год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я
жила и училась. Теперь я выросла. Я уже окончила университет, а Ефим
Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл меня проведать. Скажите мне, где
же он – он говорил, что работал у вас двадцать пять лет.
-Что показывает данный эпизод? Что же мог ответить хозяин кузни? (предположения ребят)
-Кто эта девушка? Зачем она ищет Юшку? (Ответы учащихся)
-Следовательно, любовь одного человека может вызвать к жизни талант в
другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию.
Отсутствие любви, сочувствия, сострадания может оказаться губительно.
Вывод по рассказу:
- Почему Ефим Дмитриевич называл себя Юшкой? Что значит его имя? Ефим
– «благочестивый», Дмитрий –от имени древнегреческой богини плодородия
–Диметры. (слайды №11,12)
Рус. арго (Елистратов) ЮШКА, -и, м.
Кровь.
Юшку пустить кому — зарезать; наказать, расправиться.
Возм. через уг.; ср. устар. диал. «юша» — человек, насквозь промокший
от дождя; «юша юшей» — мокрый до нитки, «юха», «юшка» — суп,
похлебка, навар из мяса или рыбы.
-Что оставил после себя Юшка? (Зачитать последний абзац рассказа)
-Так нужно ли жить как Юшка? Учитель:
Значит, мы приходим к выводу, что Юшка – нравственный человек. Он
маленький, неказистый, одинокий, работает, любит людей, помогает
девочке. Он слепец со зрячим сердцем. Страдает от жестокости людей, но
сеет зёрна добра. Как сказано в Евангелии от Матфея, так всякое добро
приносит и плоды добрые.
Итак, сокровенность бытия, ценность жизни человека, природа любви к
ближнему, добро и милосердие в их противостоянии злу и жестокости – вот
философское содержание рассказа.
- Так что же такое «формула жизни» по Платонову? Запишите и продолжите предложение: «Я считаю, что платоновская «формула жизни» - это …. (слайд №13)
- Таким образом, формула жизни по Платонову из смерти работать жизнь,
уметь любить человека, быть великодушным и милосердным, постоянно
трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о
ком-то. (слайд №14)
Дом задание.
Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие и сострадание?» (слайд №15)
|