Цель: помочь учащимся определить основную мысль сказки, вырабатывая
при этом навыки литературного анализа, умение высказывать свою
собственную точку зрения; способствовать формированию активной жизненной
позиции
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Метод:
эвристическая беседа. Оборудование: портрет А.
Платонова, рисунки детей к сказке, эпиграф Делать
людям хорошее – хорошеть самому! Л. Татьяничева Ход урока Сообщение темы,
цели, задач урока, обращения внимания на эпиграф. Знакомство
с личностью писателя. Настоящая фамилия – Климентов.
Платонов – псевдоним (вымышленное имя писателя, артиста, политического
деятеля). Родился в предместье Воронежа, в рабочей семье, в которой было
11 детей. Андрей был старшим сыном. Учился сначала в церковной школе, а
затем в 4х – классной городской. Из-за трудного материального положения
семьи он очень рано начал трудиться – был рассыльным, разносчиком
газет, работал помощником машиниста, ремонтником в художественных
мастерских. При этом не прерывал своего образования и, наряду с учебой,
еще участвовал в работе многих литературно-художественных изданий, где
печатал свои очерки и статьи. Им написано много повестей и
рассказов, несколько пьес. В 1948 г. Была издана книга русских сказок в
пересказах А. Платонова - "Финист - Ясный Сокол", чуть позже - 2-ая
книга собранных писателем русских народных сказок - "Волшебное кольцо". Подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний. Сегодня мы с вами будем
говорить о сказке "Неизвестный цветок". - Чем она отличается от
народной сказки? - Как вы понимаете значение слова "сказка –
быль"? - Что сказочного? - Какие картины вам наиболее
запомнились? - Какую сказку, изученную ранее, напоминает?
("Сказка о жабе и Розе" Гаршина) - О чем эта сказка? Что в ней
побеждает? - А в сказке "Неизвестный цветок" есть злые силы? -
А на чем особенно важном сосредоточил свое внимание автор? Ознакомление
с новым материалом. - За что борется цветок? -
Как происходит эта борьба? - Что вы можете сказать о девочке?
Какая она? Послушаем разговор цветка с девочкой (инсценировка
диалога, заранее подготовленного двумя ученицами дома). -
Скажите, какие поступки долго сохраняются в памяти людей? Как это
помогло герою изученной нами сказки К. Паустовского "Теплый хлеб"? -
А что решили сделать ребята в этой сказке? Удалось ли им осуществить
задуманное? - Какой вырос цветок? Обращение к
иллюстрациям детей. Оценка их работ одноклассниками. - Как
вы думаете, что победило в этой сказке? Благодаря чему? (Единению
добра, красоты и труда). Основная мысль сказки записывается на доске.
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений.
- Приходилось ли вам в жизни встречаться с чем-нибудь подобным?
Вспомните и расскажите. - Какие выводы можете сделать для себя
лично из сказки? Вновь обращение к эпиграфу урока. Стихотворение
Л. Татьяничевой зачитывается полностью. Постановка
задания на дом. Подведение итогов.
|