Цели урока:
1. Окончательное усвоение пройденного
материала по теме «Промышленный переворот»,
происходящее в занимательной форме;
2. Обучение школьников элементам исторического
прогнозирования и моделирования социальных,
экономических, политических и демографических
ситуаций.
Задачи - Выяснить причины могущества
Великобритании в XIX в.
- Научить анализировать
исторические (в т.ч. статистические) данные.
- Подвести общие итоги
социального, экономического и политического
развития Англии в XVIII в.
- Расширить словарный запас
школьников области английской терминологии.
Форма занятия
Костюмированный урок-консилиум.
Оборудование - Настенная карта мира.
- Статистические таблицы.
- Картонные коробки 40 Х 30 Х 30
см.
- Песочные часы или другое
средство контроля за регламентом выступлений.
- Колокольчик (иной звуковой
сигнал).
- Элементы костюмированного
спектакля (головные уборы бакалавров
средневековых и некоторых современных
университетов и колледжей, королевский трон и
корона).
Литература, используемая преподавателем
при подготовке занятия
Бродель Ф. Время мира. Материальная
цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв., т.
3, М., 1992;
Новая история, ч. 1, 1640—1870 гг., ред. А.Л.Нарочницкий.
М.,1978;
Новая история т. 1, 1640—1789 гг., ред. Б.Ф.Поршнев.
М., 1953; Хобсбаум Э.
Век революций. Европа 1789—1848 гг.
Ростов-на-Дону. 1999.
План урока - Вводная часть – изложение
ситуации, формирование экспертных групп.
- Гимн Великобритании в
исполнении группы «The Queen» и торжественный выход
короля (можно на время поручить эту роль
кому-нибудь из учащихся или вносить корону,
помещая ее на троне).
- Обращение Георга III к
аудитории.
- Совещание экспертов.
- Предъявление
аргументированных прогнозов.
- Общее обсуждение прогнозов.
- Строительство модели
Английского благосостояния как подведение
итога.
- Заключительное слово
преподавателя.
Класс разделяется на экспертные группы,
которым предстоит в ходе занятия решить,
используя полученные ранее знания: как будет
развиваться Англия в наступающем XIX в.
Группы формируются по темам, требующим
рассмотрения: - промышленность;
- народонаселение (демография);
- английская колониальная
империя;
- финансовая система;
- государственное устройство;
- аграрный вопрос.
|
Паровая машина в 20 лошадиных сил
(1827)
|
Комплектование групп производится по двум
параметрам: наличие интеллектуального лидера,
вокруг которого организуется работа по каждой
проблеме, и личные склонности учащихся к той или
иной тематике. Следует учитывать и личностный
фактор совместимости учащихся в процессе
обсуждения.
Разумным будет сделать первую группу более
сильной, так как ей придется потратить меньше
времени на подготовку.
Разумеется, школьники были знакомы с содержанием
параграфов 19—21 учебника С.Бурина, где
описываются как ситуация в Англии, так и само
явление, обозначаемое термином «промышленный
переворот».
В этом плане в ходе игры подводились итоги работы
по этому материалу. Некоторые ученики готовились
также самостоятельно, используя доступную им
литературу. Такая подготовка не была
обязательной и проводилась добровольно (в любом
классе находится несколько человек с повышенной
мотивацией).
Задачи для всего класса определяются игровой
ситуацией: Англия на рубеже XVIII—XIX вв. (1800)
переживает бурный экономический подъем со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Король Георг III (1760—1820), озабоченный судьбой
своей страны, желает узнать ее будущее.
Оказывается, что это не так просто сделать:
предсказания Нострадамуса слишком темны, а
депутаты Парламента либо не обладают нужными
знаниями, либо не хотят делиться ими с государем,
к которому нежных чувств не питают.
Поэтому монарх просто вынужден обратиться за
советом к простым смертным ученым, которых по
счастью и в результате демографического и
культурного взрыва в Англии расплодилось
великое множество.
|
Подъемное устройство
с простейшим
паровым двигателем
|
В центре событий – трон, на котором
лежит корона, символизирующая верховную власть в
государстве. Первоначально предполагалось, что
роль Георга III будет играть учитель, однако нам
это показалось неудобным: ведь преподавателю,
возможно, придется вмешиваться в работу класса,
оказывая ребятам помощь и задавая наводящие
вопросы. Принципиально всё это возможно
проделывать и в роли короля, но в этом случае на
учителя ложится большая нагрузка, и он должен
обладать незаурядными находчивостью и актерским
мастерством. Поскольку впечатление от урока
оценивалось конкурсной комиссией, мы решили
все-таки не рисковать, хотя перспектива
представляется заманчивой.
|
Шахтер на фоне одного
из первых локомотивов (1812)
|
В нашем варианте преподаватель в начале
занятия выступал в роли премьер министра (1783—1801)
сэра Уильяма Питта Младшего (1759—1806) и читал от
имени короля следующую речь:
Good afternoon gentlemen.
(Good afternoon Your majesty)
Sit down, please. Glad to see you in good health.
Рад сообщить вам, что наша старая добрая Англия
по праву занимает – по многим показателям –
первое место в мире. Нашей продукцией завалены
все европейские рынки, никто не в состоянии
конкурировать с нашими фабриками, оснащенными по
последнему слову техники, созданной нашими
подданными. Одна паровая машина заменяет сотни
рабочих рук, и именно поэтому в наш хлопок одет
весь мир. В наших шахтах добывается девять
десятых всего мирового угля. В нашей стране живут
богатейшие люди земного шара, заработавшие свои
честные миллионы в наших обширных колониях Индии
и Америки.
Две трети населения Англии – горожане. И пусть
иногда работы не хватает на всех, низкая зарплата
и высокие налоги – всё одно лучше, чем во Франции,
где люди отрубают друг другу головы и разгоняют
мятежников картечью. Наши женщины и дети вообще
должны радоваться, что им платят хоть что-нибудь:
они же не умирают с голоду.
Я же не жалуюсь на то, что не имею права сам
собирать налоги и назначать судей, каких захочу.
Так что не надо ломать станки, кричать и ругаться!
Ну, да Бог с ними со всеми.
Теперь слушайте меня внимательно: я хочу, чтобы
вы сказали: что ожидает нашу страну в ближайшие 100
лет?
Будет ли Англия по-прежнему процветать, приобщая
отсталые народы к цивилизации и снабжая весь мир
дешевыми товарами?
И, наконец, возродится ли настоящая монархия, или
эти депутатишки по-прежнему будут издеваться над
нашей короной?
Хорошенько подумайте, а я в долгу не останусь.
Далее преподаватель раздает группам экспертов
материалы для анализа на отдельных листах. Эти
тексты состоят из «информации к размышлению» и
перечня вопросов. Ответив на них, ученики
получают возможность увидеть проблему в целом и
выполнить основную задачу составления прогноза.
В нашем случае материалы выглядели следующим
образом:
|
Производство с использованием
движущей силы воды в Челси (1752)
|
Группа «Аграрии»
ENGLISH AGRICULTURE
- в XVII—XVIII вв.
«огораживание» –
сгон свободных крестьян с земли, которая все чаще
используется для выпаса овец;
- хозяева крупных поместий
(landlords) сдают земли крупным арендаторам на
длительный срок;
- арендаторы нанимают батраков;
- заработная плата батраков
составляет в среднем менее 2 шиллингов в неделю;
- в 1800 г. – сельское население
составляет одну треть страны;
- в зерновом хозяйстве слабо
развивается применение новых технологий;
- чередование различных культур
(зерновые – кормовые травы) позволяет сохранять
плодородность земель;
- развитие скотоводства помимо
шерсти и мяса дает удобрения, за счет которых
достигается высокая урожайность злаковых
культур; сельскохозяйственные товары в колониях
значительно дешевле, чем в метрополии;
- Англия почти не продает зерна
(экспорт), но много ввозит (импорт) покупает.
Вопросы
1. Как изменится процентное соотношение
сельского и городского населения?
2. Почему в конце XVIII в/ Англия стала больше
покупать зерна?
Какая отрасль сельского хозяйства была более
развита: земледелие или скотоводство? Почему?
3. Чей труд дешевле: английских крестьян или
жителей колоний?
4. Чей товар дороже?
5. Способствовал ли климат Англии получению таких
же урожаев, как, скажем, в Индии?
6. Для чего было выгоднее использовать землю
Англии? Как бы вы использовали свой земельный
участок?
Группа «Промышленники»
ENGLISH INDUSTRY
Технические изобретения
1733 г. – летучий челнок Кея для ткацкого станка.
1765 г. – механическая прялка «spinning jenny» – работает
за 16—18 прядильщиков.
1769 г. – прядильная машина Аркрайта с
гидравлическим (водяным) двигателем – работает
за 40 человек.
1779 г. – мюль-машина Кромптона – синтез
(соединение) двух предыдущих изобретений –
работала за 12 тыс. человек.
1785 г. – механический ткацкий станок (автор
пожелал остаться неизвестным) – соответствовал
мюль-машине, рационально используя ее мощность.
1784 г. – универсальный паровой двигатель Уатта.
На протяжении XVIII в. – ряд открытий в
сталелитейной промышленности, позволяющих
получать сталь и чугун более высокого качества и
при более экономном режиме.
Годовое потребление хлопка в Англии
Ввоз хлопка в Англию из колоний
1800 г. – в Англии 300 паровых машин.
1784 г. – цена сырья для пряжи – 2 шиллинга, цена
самой пряжи – 10 шиллингов.
Средняя оплата работы ткача – 10 шиллингов в
неделю (часто плохими продуктами или товарами).
Труд женщин и детей оплачивается еще хуже.
Продолжительность рабочего дня в ткацкой
промышленности – до 16—18 часов.
Добыча угля к 1800 г. – 10 млн тонн в год (90% мировой
добычи).
Продажа товаров увеличилась с 1700 г. по 1800 г. в 4,5
раза.
Вопросы
1. Посмотрите вокруг и подумайте: что делают из
хлопка?
2. Хлопок растет на кустах, а шерсть – на овцах.
Что выгоднее выращивать?
3. Имеет ли предел увеличение добычи угля?
4. Есть ли предел совершенствованию машин?
5. Какова будет основная специализация
английской промышленности?
6. Какой труд оплачивается выше – ткача или
токаря (механика)?
7. Какое сырье в основном будет использоваться
английской промышленностью через 100 лет?
Группа «Демографы»
ENGLISH POPULATION
График роста населения Англии
Доходы населения Англии (в год) к 1800 г.:
— 85% англичан – менее 50 фунтов стерлингов;
— 11% – от 50 до 200 фунтов стерлингов;
— 4% – более 200 фунтов стерлингов;
(1 фунт стерлингов = 20 шиллингам).
Задания
1. Подсчитайте годовой доход ткача, если он
работает круглый год и получает 10 шиллингов в
неделю.
2. Подсчитайте годовой доход наемного
крестьянина, исходя
из зарплаты 2 шиллинга в неделю.
Социальные группы в Англии конца XVIII в.:
— крупные помещики;
— торговая и финансовая буржуазия;
— крупные арендаторы;
— фермеры (крестьяне-землевладельцы);
— рабочие;
— батраки;
— интеллигенция.
Появляются новые промышленные центры: города
Манчестер, Бирмингем, Ливерпуль, Лидс и др.
В сельской местности образуются пустоши –
незаселенные районы.
Вопросы
1. Какова будет численность населения Англии к
1850 г.?
2. Какая часть населения будет расти быстрее:
городское или сельское? Почему?
3. Почему в XVIII в. население городов в два раза
превышало сельское население?
4. Что будет в XIX в.?
5. Какое название больше подойдет Англии в XIX в.:
аграрная или индустриальная страна? Почему?
6. Какую часть населения Англии вы причислите к
беднейшей?
7. Какая социальная группа будет расти и за счет
какой?
Группа «колониальные политологи»
COLONIAL POLICY
Англия в XVIII в. — крупнейшая
колониальная империя мира.
Четыре основных направления колониальных
приобретений:
1. Индия. К 1763 г. английские владения:
Бенгалия, Мадрас.
Зависимые княжества: Ауд, Бенарес, Хайдарабад и
др. Они обложены высокими налогами, обеспечивают
вывоз хлопка, шелков, драгоценных камней, опиума.
Но это и рынок сбыта английских товаров: в 1770 г.
сюда ввезено их на
14 млн. фунтов стерлингов.
В течение 50 лет с 1750 по 1800 г. из Индии ежегодно
вывозилось 2 млн фунтов стерлингов.
2. Австралия. Первое поселение – 1788 г.
Первоначально это – тюрьма. Но огромное
количество пустой земли привлекает и свободных.
Важнейшая отрасль – овцеводство.
3. Канада. Бывшая французская колония,
населена слабо, основное богатство – пушнина,
рыба. Масса необработанной земли.
4. Африка. Основной промысел – торговля
рабами: за XVII—XVIII вв. Англия продала в свои
американские колонии около 2 млн человек, во
французские – 0,5 млн.
Англия стремилась использовать свои колонии
только как поставщика сырья и покупателя ее
товаров.
Вопросы
1. Что вывозила Англия из своих колоний, а что
ввозила?
2. Какой социальной группе в Англии было выгодно
приобретение и увеличение колоний?
3. На какие деньги Англия содержала военный флот и
армию, которые были необходимы для завоеваний
новых колоний и удержания в своих руках старых?
4. Какую прибыль приносили колонии бедным слоям
населения Англии?
5. Куда продавала Англия свои товары, если в
Европе были свои аналогичные производства?
6. Разрешала ли Англия своим колониям торговать с
другими странами?
7. На какие две группы можно разделить
колониальные владения Англии? Чем они отличались
друг от друга?
8. Будет ли Англия в XIX в. расширять свои колонии и
для чего?
9. Какие проблемы ожидают вследствие этого
Англию?
10. Какие территории, на ваш взгляд, будут
принадлежать Англии в XIX в.?
Группа «финансисты»
ENGLISH FINANCES
В 1694 г. был создан Английский народный банк.
Крупные суммы денег давались в долг под высокий
процент, а государство выпускало займы,
выплачивая проценты населению.
График роста государственного долга
График роста
суммы налогообложения населения
в Англии
Фунт стерлингов был самой стабильной валютой в
мире.
Английские банки финансировали (вкладывали
деньги в):
— промышленность;
— сельское хозяйство;
— торговлю;
— колониальные захваты и войны.
Вопросы
1. У кого правительство занимало деньги?
2. За чей счет оно выплачивало проценты с этих
долгов?
3. Почему повышались налоги?
4. Какую выгоду можно извлекать из
государственного долга помимо процентов?
5. В каком случае процветает класс «rantie» (рантье)
– людей, живущих на проценты с государственных
ценных бумаг?
6. Почему курс (стоимость) фунта стерлингов в
золотом эквиваленте почти не менялся?
7. Что его поддерживало?
8. В чем было основное богатство страны?
9. В какие сферы было выгоднее всего вкладывать
средства в XVIII в.?
10. Изменится ли эта сфера в XIX в.?
Группа «политологи-государственники»
PARLIAMENTARY MONARCHY
Государственная система Англии к 1800 г.
Глава государства – король, он назначает
правительство из состава парламентского
большинства.
Правительство ответственно перед парламентом,
который состоит из палаты лордов, назначаемой
королем, и палаты общин, избираемой
налогоплательщиками.
Ценз для избрания – 600 фунтов годового дохода с
недвижимости для представителей из сельской
местности и 200 фунтов для представителей от
городов.
Срок полномочий депутатов – 7 лет.
Выборы производятся по территориальным округам
(по 2 человека) с неравным количеством населения.
В Англии к 1800 г. существует 56 «гнилых местечек» –
округов, где проживает совсем мало избирателей,
но выбирается столько же депутатов, как и от
крупных городов. В них практикуется подкуп
избирателей.
В самой палате подкупают депутатов, чтобы
принимать нужное решение.
В парламенте большинство составляют либо
крупные землевладельцы – тори, либо
представители финансовой и торговой буржуазии –
виги.
Вопросы
1. Какой собственностью владели рабочие и
батраки и откуда они получали свои доходы?
2. Могли ли они участвовать в выборах в парламент?
3. В 1800 г. 4% населения Англии (из 10 млн) получали в
год более 200 фунтов. Все ли они могли участвовать
в парламентских выборах?
4. Что такое «гнилые местечки»?
5. Почему они образовались?
6. Кому это было выгодно?
7. Имели ли новые промышленные города право
участвовать в парламентских выборах?
8. Кто был недоволен существующей избирательной
системой?
9. Как можно было ее изменить?
10. Как она изменится в XIX в.?
|
Колониальные владения
Великобритании на 1763 г.
|
В ходе урока были получены результаты,
близкие к ожидаемым. Ученики уверенно
прогнозировали развитие промышленности, причем
выделили ее машиностроительный компонент. Не
возникло у них сомнений и в постепенном
уменьшении роли сельского хозяйства.
Несколько заниженной оказалась оценка роста
населения Англии в XIX в., что связано с методикой
прогноза – обычной экстраполяцией прямой, в то
время как прогрессия здесь наблюдается не
арифметическая.
В отношении английских колоний учащиеся
«поторопились», приурочив крах империи к
середине XIX в. При этом они ориентировались на то,
что «процесс пошел», начиная с отделения
Североамериканских штатов (1783).
В области государственного устройства уверенно
предсказывалось уменьшение роли монарха (здесь,
вероятно, сыграли свою роль уже имеющиеся знания)
и расширение избирательных прав на все слои
населения. Интересно, что не была упомянута
длительная дискриминация женщин: дети просто
свыклись с мыслью о равноправии полов, а акцент в
этом отношении как-то не делается, что следует
отнести к упущениям учителя.
Прогнозируя развитие финансовой сферы,
школьники отметили роль стабильности валюты,
причем был сделан вывод о популярности
государственных займов как признаке доверия
населения правительству.
На последней стадии урока использовались
наглядные способы работы: группе было предложено
построить модель Англии следующего века.
На картонных коробках заранее были сделаны
надписи:
промышленность;
стабильная валюта;
колонии;
флот;
банковская система;
парламентская монархия;
сельское хозяйство;
внешняя и внутренняя торговля. |
Наиболее важные (фундаментальные)
основы могущества Англии следовало установить в
нижнем ряду, а те явления, которые можно скорее
отнести к последствиям, – в нижнем.
Группа достаточно уверенно расположила внизу
«промышленность», «торговлю» и «колонии», что
вполне соответствует реальным обстоятельствам.
Особо удачным оказалось изъятие – в полном
соответствии с прогнозом – блока «колонии».
Случайно он оказался в середине, и всё
сооружение, хотя и солидно покосилось, но
осталось стоять. Таким образом была получена
близкая к действительности модель новой Англии
второй половины XIX в.
Стоит отметить, что такие упражнения требуют от
преподавателя быстрой реакции с тем, чтобы
объяснить любой характер разрушения модели.
Работа с блоками видится достаточно эффектной,
хотя явно не должна считаться обязательной.
Вполне достаточно будет, если преподаватель
вкратце обрисует действительное развитие
Великобритании к 1870 г., чтобы учащиеся могли
сравнить его с собственными прогнозами.
Это может быть сделано в форме краткого
конспекта основных моментов «реального
будущего» страны:
Англия в XIX веке (до 1870 г.)
|
Великобритания
в первые десятилетия
промышленного переворота
|
Небывалый экономический подъем
(половина мирового производства чугуна).
В 1860 г. потребление промышленностью хлопка
составляет половину от мирового.
Внешняя торговля – 25% товарооборота всего мира.
Население Великобритании достигло 30 млн.
Население колоний – свыше 200 млн (Индия, Канада,
Австралия, Новая Зеландия, одна шестая часть
Африки).
Распространение влияния в Турции, Китае, Японии,
арабских странах.
Развитие самоуправления в колониях с белым
населением.
Рабочий день – 10 часов.
Эмиграция из Англии в колонии.
Самый мощный в мире военно-морской флот.
Появление рабочей аристократии –
высококвалифицированных специалистов
промышленности.
1867 и 1884 гг. – парламентские реформы, расширяющие
количество избирателей сперва до 2,5, а затем – до
5,7 млн человек.
Итак, мы видим, что Англия или – правильнее
сказать – Великобритания превратилась к концу
XIX в. в самую могущественную мировую державу,
причем произошло это в результате развития
тенденций, появившихся еще на начальной стадии
промышленного переворота.
|