Задачи урока: Образовательные:
· повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
· познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;
· научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
· расширить лексический запас учащихся; · познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. Развивающие:
· развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
· развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
· развивать умение работать в группах;
· развивать умение работать с текстом;
· развивать сообразительность, мышление, внимание, память. Воспитательные:
· создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
· воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
· воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
· воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
· воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
- Ребята сдают сочинение-миниатюру «Моя мечта» с использованием синонимов (заветная, сокровенная, заповедная; хотеть, желать, мечтать; думать, полагать, считать, мыслить, размышлять и т.д.).
- По очереди называют подобранные ими синонимы к слову говорить (сказать, воскликнуть, заметить, отозваться, откликнуться, промолвить, повторить, заявить, разговаривать, болтать, произносить, глаголить, вещать, объяснить, вставить, добавить, дополнить, утверждать, шептать, кричать, бубнить, ворчать, ответить и т.д.).
- Дают определение синонимов.
2. «Радионяня».
Веселый урок «Синонимы».
3. Ребята, запишите в тетради: число, классная работа.
Давайте сыграем с вами в игру: «Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
1. Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
2. Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
3. Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.
4. Красная строка, отступ вправо в начале строки.
5. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.
6. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
7. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синоним.
4. Объяснение нового материала.
1. Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» профессор и юная принцесса.
Сценка. (Профессор и королева)
К. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
П. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное, но очень нужное занятие. Поэтому осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой несколько строчек.
К. Опять писать? Ну ладно уж, диктуйте. Только я не хочу одна писать. Пусть и ребята вместе со мной напишут. Я им приказываю!
П. Но, ваше величество, ребятам нельзя приказывать, их надо попросить.
К. Хорошо, я прошу вас, ребята, помочь мне.
П. Ребята, и вы, ваше величество, откройте свои тетради и запишите слова Льва Николаевича Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти».
П. Ребята, поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работы друг друга, а я пока посмотрю, что написала королева. (Профессор и ребята проверяют работы. В это время текст высвечивается на доске через графопроектор)
П. Ваше величество, почему вы в первом предложении поставили тире?
К. Почему, почему! Пусть лучше ребята отвечают.
П. Хорошо. Ребята, почему в первом предложении ставится тире? Какие орфограммы есть в словах «соединить», «разъединить»?
К. Какой же вы любопытный человек! Все спрашиваете и спрашиваете. Лучше бы сами что-нибудь интересное рассказали.
П. Что же вам рассказать?
К. Вот вы на прошлом уроке так интересно рассказывали нам о синонимах. Расскажите нам еще о словах и об их значениях.
П. Действительно, тема очень интересная, но расскажет вам об этом моя коллега – Елена Геннадьевна. А мы все внимательно послушаем.
2. Учитель.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя).
Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.
Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д.
3. Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. О нем вам сейчас расскажет….. (Ребята, посмотрите на «Словарь антонимов» Н.П. Колесникова. В нем собрано более 1300 пар слов, представляющих собой противопоставляемые в каком-либо одном отношении лексические единицы. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (На графопроекторе) Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.) Итак, что же такое антонимы?
5. Закрепление материала.
1. Вернемся к словам Л.Н. Толстого, которые вы записали в тетрадь. Найдите, пожалуйста, антонимы. Многие писатели используют в своих произведениях антонимы, которые делают речь богатой, яркой, выразительной. Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Прочитайте слова Ф. Кривина о русском языке и найдите антонимы. Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.
2. А теперь пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь:……….(низко). Скажу я слово далеко, Ты возразишь мне:……….(близко). Скажу я слово потерял, А ты кричи скорей:………(нашел). Скажу тебе с укором: трус, Ты гордо скажешь: я - …………(храбрец). Теперь начало я скажу, А ты ответишь: нет,………….(конец).
3. Посмотрите на рисунок, на котором изображены два мальчика, и постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимичных слов. (Высокий – низкий, толстый – худой, румяный – бледный, темноволосый – светловолосый, веселый – грустный, добрый – злой и т.д.)
4. Ребята, если внимательно присмотреться к тому, что нас окружает, то можно найти очень много антонимов. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы. (Зима – лето, холодно – жарко, солнечно – пасмурно, отдых – работа. Весна – осень, увядает – расцветает и т.д.)
5. Вы все любите музыку, но она бывает разной. Послушайте два музыкальных отрывка и попробуйте охарактеризовать их с помощью антонимов. (Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая – возбуждающая и т.д.)
6. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради.
1группа.
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - …………..(злой враг) Теплый день - …………..(холодная ночь) Хорошее начало - ……….(плохой конец) Полезный труд - ………….(вредное безделье) Утренний уход - …………..(вечерний приход) Последнее поражение - …………(первая победа)
2 группа.
К словам левой колонки подберите антонимы из правой. близкий злой честь холодный редкий незнакомый правдивый новый узкий молчать известный дальний говорить ложный активный густой старый бесчестье горячий широкий добрый пассивный
3 группа.
Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова. Посеешь – пожнешь. Летом – зимой. Дело – потеха. Свет – тьма. Легко – трудно. Больше – меньше.
4 группа.
Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень учения горек, да плод его сладок. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Маленькая ложь за собой большую ведет. Добрая ссора лучше худого согласия. Правой рукой строит, а левой разрушает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Сытый голодного не разумеет.
5 группа.
Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).
7. Игра «Отгадай, что я».
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня ……….(прохлада).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь……..(тишина).
5. Домашнее задание.
- Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека. Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).
|