ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть проблемы, поставленные
автором в произведении.
ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать
художественный текст; постигать философию
произведения, его нравственную сторону;
закрепление знаний о художественных средствах
языка.
ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии,
видеоклип и презентация.
ОБОРУДОВАНИЕ: художественный текст,
листы-заготовки для домашнего задания, компьютер
для показа презентации и видеоклипа.
ХОД УРОКА
Постановка цели урока. Работа с эпиграфом.
"В жизни у каждого сказка своя…”
Учитель литературы (У.Л.) читает эпиграф.
– А какие бывают сказки?
Ученики (у.) дают разные ответы
У.Л. – Как часто вы смотрите на небо,
любуетесь звездами?
у. отвечают
У.Л. – Если человек "за всю свою жизнь ни разу
не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду,
никого никогда не любил, он не человек, он гриб”.
Мы сейчас побываем в сказочной стране. ВИДЕОКЛИП
НА ПЕСНЮ "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ”
У.Л. – Сегодня мы с вами познакомимся с
необычной книгой – сказкой французского
писателя с красивым именем Антуан де
Сент-Экзюпери.
Ученик дает биографическую справку и
начинается показ презентации.
Биографическая справка. Экзюпери родился в
1900 году в Лионе в аристократической семье. Когда
ему было 12 лет, он впервые летал на самолете, но
это пока не стало для него главным в жизни. Во
время Второй мировой войны стал военным
летчиком. 31 июля 1944 года летчик-разведчик
Экзюпери, вылетев на задание, из боевого полета
не вернулся. Пропал без вести. Но имя писателя
облетело весь мир и ушло в бессмертие. Он был
писателем и летчиком одновременно. "Для меня
писать и летать – одно и то же”.
У.Л. – Сказку "Маленький принц” Экзюпери
написал за несколько месяцев до смерти. Это
произведение стало его писательским завещанием.
На первый взгляд, это обычная сказка о том, как
мальчик путешествует по сказочной галактике. Но
так ли это? Давайте отправимся вместе с Маленьким
принцем в это путешествие и посмотрим, что же
завещал нам Экзюпери.
Ученики рассказывают о жизни Маленького принца
на его планете.
У. – Он твердо усвоил правило: "встал поутру,
умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в
порядок свою планету”. Каждый день Маленький
принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.
У.Л. – Чем они опасны? Почему автор говорит
нам: "Дети берегитесь баобабов!”
У. – Маленький принц рассказывает о том, что
если баобаб не распознать вовремя, то потом от
него не избавиться. Он завладеет всей планетой, и
его корни могут разорвать ее в клочья.
У.Л. – Рассказ этот метафоричен. По мнению
Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм.
Также и в каждом человеке есть семена "дурной
сорной травы”. Если вовремя не распознать в себе
ростки дурного, то за это потом можно дорого
поплатиться.
Работа в группах. Сообщение о планетах.
1 планета – ПОСЕЩЕНИЕ КОРОЛЯ. Ученики
делают вывод: "С каждого надо спрашивать то, что
он может дать. Власть должна быть разумна”.
2 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ЧЕСТОЛЮБЦА. Вывод:
"Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал”.
3 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ПЬЯНИЦЫ. Вывод: Каждый
человек должен найти силы изменить себя, если это
нужно.
4 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Вывод: Если человек считает своим главным
достоинством то, что он серьезный и деловой, и
занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
5 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ФОНАРЩИКА. Вывод:
Нужно быть верным своему слову и думать не только
о себе.
У.Л. – И вот Маленький принц на земле. Какое
разочарование постигло его здесь?
У. – он увидел сотни тысяч роз, и заплакал. "А
ведь его красавица говорила ему, что подобных ей
нет во всей Вселенной”.
У.Л. – Потом Маленький принц повстречался с
Лисом, который открыл ему самый главный свой
секрет. Какую мудрость дарит он нам?
У. – чтобы стать другом, надо, чтобы тебя
приручили. "Ты всегда в ответе за того, кого
приручил”.
У. – Маленький принц понял, что его Роза
совсем не похожа на других, потому что только ей
он отдал частицу сердца. Он приручил ее и теперь
за нее в ответе.
У.Л. – Как вы понимаете слово "приручить”?
У. – надо не только давать живому существу
пищу, а понять его, сделать так, чтобы оно
радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье.
Приручить – значит отдать частичку своего
сердца.
У. – Лис сказал: "Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь”.
У.Л. – Экзюпери учит нас слышать душу
человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем
прикасаясь к сердцу, и любить тех, кого мы
приручили.
У.Л. – Как заканчивается сказка?
У. – Летчик и Маленький принц расстаются.
Маленькому принцу надо вернуться на свою планету
к Розе и ради этого он просит змею, чтобы она
укусила его. Он должен уйти из земной жизни.
У.Л. – Эта книга – завещание. Что же завещал
нам Экзюпери? (Показ слайда с афоризмами).
Обсуждение высказываний учениками. Ученики
самостоятельно выбирают эпиграф к уроку,
объясняют свой выбор.
У.Л. – Я открою вам один секрет. Читать эту
книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький
ребенок воспринимает ее как сказку. Нас она
заставила задуматься над очень серьезными
жизненными вопросами. Если вы прочитаете ее,
когда станете старше, эта сказка откроется вам
по-другому. Потому что это мудрая притча о любви и
верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и
красоте.
Показ слайда с изображением памятника
писателю.
У.Л. – Почему скульптор изобразил Экзюпери
сидящим?
У. – Для того, чтобы автор был наравне с
Маленьким принцем. Экзюпери считал, что дети и
взрослые равны.
У.Л. – Экзюпери говорил: "Я писал, чтобы
сказать моему поколению: вы обитатели одной
планеты, пассажиры одного корабля”.
Домашнее задание. Заполните
листы-заготовки и напишите сочинение-отзыв о
сказке Экзюпери "Маленький принц”.
|