Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 22:29:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Апокалипсис, сотворённый человеком (по рассказу Булгакова "Собачье сердце")
14.01.2011, 11:30:00

Ход урока

Учитель. Впервые с содержанием Апокалипсиса мы познакомились с вами, изучая Евангелие от Иоанна. Вспомните, о чем свидетельствует Апокалипсис? Мы говорили об Апокалипсисе и в связи с изучением библейских мотивов в творчестве Ф.М. Достоевского, осмысляя тему эсхатологии. Тема сегодняшнего урока: «Апокалипсис, сотворённый человеком».

В конце урока вам предстоит ответить на следующие вопросы:

— Правомерно ли подобное название урока? Если да, то о каком Апокалипсисе идёт речь?

Наша задача — совместное осмысление композиционно-логической основы урока.

— Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла и другие.

— Какие темы из названных вами считаете главными и в какой логической последовательности вы бы их расположили? Почему интеллигенция стала главным действующим лицом в повести?

Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию "лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.

Сложность тем определила и важность проблемы, над которой задумывается автор, предлагая это сделать и читателю.

— Что это за проблема?

Ответственность за свои деяния не только научной интеллигенции, но и каждого человека, к тому же если он наделён властью: духовной, политической, экономической и так далее.

Всё это: и проблема, и темы, и характеры героев — определило своеобразие жанра.

— Каков жанр произведения?

Сатирическая фантастика.

— В чём отличие сатиры от сатирической фантастики?

Сатира констатирует; сатирическая фантастика предупреждает.

— О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

На этот вопрос прошу вас ответить в конце урока.

Работа с карточкой № 1

Карточка 1

— Какая связь между данными высказываниями и повестью Булгакова?

М.Горький в «Несвоевременных мыслях» ещё до Октября писал, что революционер "относится к людям, как бездарный учёный к собакам и лягушкам, предназначенным для жестоких научных опытов, с тою разницей, что и бездарный учёный, мучая животных бесполезно, делает это ради интересов человека, тогда как революционер сего дня далеко не постоянно искренен в своих опытах над людьми”. Тема революционного эксперимента ещё резче зазвучит в послеоктябрьский период. Горький скажет о большевиках: "Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России”.

К слову "эксперимент” обращается и Короленко в своих письмах к Луначарскому: "Я не менее любого большевика люблю наш народ... Но я люблю его не слепо, как среду, удобную для тех или других экспериментов, а таким, каков он есть в действительности... Вы с лёгким сердцем приступили к своему схематическому эксперименту...”

Академик Павлов писал: "Если то, что делают большевики в России, есть эксперимент, то для такого эксперимента я бы пожалел и лягушку”.

Речь идёт о государственном эксперименте идейно-политического, социального характера. Опыт, эксперимент — центральная тема и «Собачьего сердца». Но это частный эксперимент профессора Преображенского, он носит научный характер.

— В чём суть эксперимента профессора? Что пишет в своём дневнике доктор Борменталь об этом изумительном опыте? Что говорит о нём Швондер?

Профессор Преображенский, который сыплет острыми доморощенными афоризмами старорежимного толка, мог бы показаться махровым контрреволюционером, если бы не был столь открыт и прямодушен. Во всех своих суждениях он исходит из простого здравого смысла. Научная интуиция и здравый смысл профессора дают рискованный сбой лишь однажды, когда он пытается пересадить уличной дворняжке гипофиз человека. Кто мог предположить, что человеком этим окажется люмпен-пролетарий Клим Чугункин?

— Каким предстаёт Клим Чугункин в повести? Что получается в результате эксперимента?

Возникает чудовищный гомункулус с собачьим сердцем и замашками хозяина жизни.

— Почему чудовищный гомункулус? Какое преступление совершает профессор и в чём его суть?

Профессор создаёт психобиологию Шарикова. Он пытается изменить природу, натуру человека.

— Изменима ли она? Приведите доказательства.

— Что Шариков унаследовал от люмпен-пролетария Чугункина?

Учитель. Вспомните рассуждения Разумихина о социалистах: "Натура не берётся в расчёт, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путём до конца, само собою обратится наконец в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас и устроит всё человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути!”

Через полвека Короленко скажет Луначарскому: "Души должны переродиться. А это… требует свободы мысли и начинания для творчества новых форм жизни. Силой задерживать эту самодеятельность в обществе и народе — это преступление, которое совершило наше недавно падшее правительство. Но есть и другое, пожалуй, не меньшее — это силой навязывать новые формы жизни, удобства, которых народ ещё не осознал и с которыми не мог ознакомиться на творческом опыте. И вы в нём виноваты. Инстинкты вы заменили приказами и ждёте, что по вашему приказу изменится природа человека. За это посягательство на свободу самоопределения народа вас ждёт расплата”.

М.Волошин говорил о преображении России: "Они хотят создать ей новую душу хирургическим путём”.

— Что записал в своём дневнике доктор Борменталь по этому поводу?

"Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу”.

Профессор Преображенский пытался примерно теми же способами, которые мы теперь называем генной инженерией, создать нового искусственного человека. Конечно, это авторская фантазия. Но помните, в начале урока мы задали с вами такой вопрос:

— О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

Повесть Булгакова предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным, хирургическим путём. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания "нового человека” и своим произведением вступает в явный спор с краеугольными постулатами новой идеологии: возможно форсированно изменить условия жизни и в итоге — самого человека.

— Приходит ли профессор к мысли, что изменить природу человека, его натуру невозможно?

"Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”.

Своё отношение к идеям революционной переделки жизни и самого человека Булгаков выразил в письме к Правительству СССР (1930): "...Глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставленная ему излюбленная и великая эволюция...”

— Какое наказание за эксперимент уготовил профессору Преображенскому Шариков?

Усмешка жизни состоит в том, что, едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить и загнать в угол породившего его "папашу”-профессора.

— Каким образом?

Пишет донос.

— Он сам до этого додумался? Какую роль сыграл в судьбе Шарикова Швондер?

Поддержал его социальный статус и вооружил "идейной фразой”. Швондер — идеолог Шарикова, его духовный пастырь. Диалектика социальных отношений — большая путаница.

— Какой же "идейной фразой” вооружает Швондер Шарикова? Что она делает с ним?

Главное для Шарикова не созидание, а стремление "всё взять да поделить”, психология паразита. Начавший с отлова котов, уже развернувший наступление на профессора, он, когда понадобится, и от многих других ничего не оставит. Почему? Не верит ни в какие святыни. Не имеющий понятия об идеалах, Шариков именно на святынях и идеалах кормится, паразитируя на них и спекулируя ими.

Донос как социальное явление — вещь не новая.

— Чем он характеризуется в эпоху революционных изменений в обществе?

Работа с карточкой № 2

Карточка 2

Декрет ВЦИКа от 13 мая 1918 года, подписанный председателем ВЦИК Я.Свердловым, председателем СНК В.Ульяновым (Лениным) и секретарём ВЦИК Аванесовым:

"1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твёрдых цен, а также беспощадность борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости...

2. Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.

3. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, — врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать всё имущество конфискации и изгонять навсегда из общины, а самогонщиков, сверх того, принуждать к принудительным работам.

4. В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твёрдым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытие излишков, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям…” (См.: Декреты советской власти. М., 1959. Т. 2. С. 256.)

— Какая взаимосвязь между этим документом и повестью Булгакова?

Декретом советской власти вводилась слежка одной части общества за другой, устанавливалась официальная плата за доносительство — каждый доносчик получал половину того, что выявлялось в виде "сокрытых излишков”, а вторая половина отдавалась сельскому обществу.

— Совершает ли преступление Швондер?

Да. Но не знает об этом, так как руководствуется новой идеологией нового времени. И поэтому наказания не несёт, разве что Шариков "наступит на него”. А это будет. Он станет его жертвой.

Учитель. Таковы невесёлые раздумья сатирика о возможных результатах взаимодействия в исторической практике трёх сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти, претендующей на святость прав, ограждённых теорией.

Булгаков предупреждает об ответственности науки (шире — теории) перед жизнью; нельзя скоропалительно, путём эксперимента, хирургическим путём изменить природу, натуру человека; невозможно ускоренное, искусственное воспитание "нового человека”. Вспомните Достоевского, который не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным. Он говорил о возможности "выделаться” в человека.

Урок завершается размышлениями над вопросами:

— Правомерно ли подобное название урока? Если да, то о каком Апокалипсисе идёт речь?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 954 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0