Учитель. Какие замечательные игрушки вы принесли! Вы очень
хорошо потрудились дома, создали свои поделки, которые не повторяют
образцы. Очень хорошо, что вы умеете фантазировать. А сегодня мы будем
заниматься аппликацией. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 16.
Прочитайте, что такое аппликация.
Дети выполняют задание.
Учитель. Да, это один из видов изобразительной техники,
который основан на вырезании, наложении различных форм и закреплении их
на другом материале, принятом за фон. Аппликация - один из древнейших
способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и
сейчас применяется у многих народов. Самые ранние из сохранившихся
аппликаций Пазырыкских курганов поражают высоким художественным
мастерством. Какие народы использовали для аппликации войлок?
Коля. Кочевники. Они украшали им дорожные сумки и сбрую
для лошадей.
Учитель. У западных тувинцев и на Алтае войлок
использовался очень широко. Им украшали даже головные уборы. Посмотрите
на аппликацию из бересты, которую выполняли на юртах жители Севера.
Очень красиво. Кожица молодых березок имеет приятный желто-коричневый
цвет.
Максим. Татары украшали сапожки аппликацией из цветной
кожи.
Учитель. Да, татары, киргизы, калмыки и монголы украшали
аппликацией из кожи женскую обувь и конские потники.
Аня Б. А чувашские национальные костюмы украшали
аппликацией из ткани.
Учитель. Спасибо. Аппликация была широко распространена не
только в Азии, но и в Европе. Во времена рыцарства аппликация достигла
огромной популярности. Войны и турниры способствовали появлению гербов.
Они должны быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к развитию
вышивки аппликацией. А как вы думаете, почему именно во времена
рыцарства возникла необходимость в гербах?
Дети молчат.
Учитель. Представьте себе закованного в латы рыцаря.
Можете ли вы отличить одного от другого?
Денис. Нет! Конечно, они все были в латах, лицо закрыто,
поэтому их узнавали только по гербам!
Учитель. Совершенно верно. Король Сицилии Рожер II вывез
из Византии пленных ткачей и вышивальщиков. Сицилийские вышивки
отличаются своеобразным использованием аппликации. Особенно славились
испанские аппликации - узоры из бархата на фоне атласа. Высшего расцвета
аппликационные работы достигли в XVII в. в Италии и Испании в церковном
одеянии. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого
цвета. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Как вы
думаете, почему аппликацию из кожи и войлока сменила аппликация из
ткани, а потом из бумаги?
Маша. Кожу и мех люди от зверей получали тогда, когда еще
ткани не было, поэтому из ткани аппликацию стали позже делать.
Настя. Да, а бумага намного позже появилась в Китае. Она
сначала очень дорогая была, ее секрет никому не открывали.
Учитель. Действительно, бумага в Европе появилась только в
начале XVII в. В XVIII в. по приказу Петра I в России было построено
несколько бумажных мельниц. Огромный бумажный завод построил около
Калуги Афанасий Гончаров (прадед жены А.С. Пушкина). В учебнике вы
можете увидеть аппликацию, вырезанную из черной бумаги. Силуэты из
черной бумаги считаются самым молодым видом аппликации.
Ксюша. Я нашла про это легенду. В Греции придумали, что
дочь Дибутара нарисовала на стене дома тень своего любимого. С тех пор
на греческих вазах стали рисовать черные портреты в профиль.
Учитель. Очень интересно. А возродилось искусство силуэта
во Франции. При дворе Людовика XV министром финансов был Этьен Силуэт.
Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить расходы
короля - личные и на содержание двора. Естественно, что это не
понравилось высшему обществу, и он вынужден был уйти в отставку. Ему
оставалось только одно утешение - вырезать из черной бумаги свои любимые
картинки. На него даже карикатуру нарисовали в виде теневого профиля.
Так и родилось название "силуэт". Оно дошло до наших дней. В России
конца XVIII - начала XIX в. силуэты также были в моде. Ф. Антинг -
адъютант и первый биограф А.В. Суворова оставил нам целую серию
силуэтных портретов выдающихся людей своего времени. В учебнике вы
видите аппликацию графа Ф.П. Толстого "Крестьянин с лошадью".
Настя. Я хочу рассказать про Толстого. Он сделал более
2000 разных работ. В Эрмитаже можно увидеть 50 его силуэтов, а в Русском
и Историческом музеях - по 20.
Учитель. Спасибо. Я дополню, что в молодости его
родственники очень возражали против того, чтобы Ф.П. Толстой стал
художником-профессионалом. Одной из важных тем в его творчестве является
Отечественная война 1812 года. (Учитель показывает сценки "Наполеон у
костра", "Гибель Понятовского".) Прекрасные вырезки оставил нам и
народный умелец Капитон-Акакий (по приемному отцу Воробьев). Он не был
профессиональным художником. Родился он в 60-х годах XIX века в деревне
Тепляково. С десяти лет Капитон-Акакий стал вырезать из бумаги церкви и
колокольни. Вырезал он и деревья, птиц, людей, домашние предметы и
орнаменты. До конца жизни отдавал он все свободное время любимому
занятию. Знаменитый русский художник И.Е. Репин писал в своих
воспоминаниях, что приобщился к искусству, вырезая из бумаги. Аппликации
уделяли внимание и известные зарубежные художники. Так, французский
живописец Анри Матисс кроме рисунков, офортов, литографий и гравюр
оставил в наследие и вырезки из бумаги. Он окрашивал белые листы бумаги
яркой гуашью, а затем вырезал из нее без предварительного рисунка.
Главную роль в этих работах играют не детали, а цвет. Матисс считал, что
цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Вырезая
отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд
декоративных работ: образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро "Красная
Шапочка" - Волк и т.д. Но мы слишком увлеклись историей. Вернемся к
реальности. Сегодня мы будем делать обрывную аппликацию. Почему она так
называется?
Ваня. Потому что ее не вырезают, а обрывают.
Учитель. Хорошо, а из каких материалов ее можно выполнить?
Саша С. Ее можно сделать из бумаги, из фольги и из тонкого
картона. Из всего, что легко рвется.
Учитель. А из ткани?
Олег. Не получится. Ткань не разорвешь, ее резать надо.
Учитель. Хорошо. Теперь давайте потренируемся. Нарисуйте
на бумаге линию, вдоль которой вы будете обрывать.
Ксюша. Тут в учебнике неправильно нарисовано.
Учитель. Что именно?
Ксюша. Здесь нарисовано, что кто-то начертил линию на
желтой стороне цветной бумаги. А так делать нельзя. Все линии карандашом
рисуют только на белой стороне цветной бумаги, на изнанке, чтобы работа
была аккуратной. И там, где нужно по спирали обрывать, тоже неправильно
нарисовано.
Учитель. Ксюша, наверное, это двухсторонняя цветная
бумага, у нее нет белой стороны. Но мы отвлеклись. Вы уже попробовали
обрывать вдоль линии. Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло
точно по намеченной линии?
Саша С. Чем ближе пальцы к линии, тем аккуратнее
получается. И вот еще что. Если бумагу рвать вдоль, то получается лучше,
чем поперек.
Учитель. Да, это зависит от направления волокон бумаги.
Хорошо, а чем отличается изготовление листочков и лепестков?
Настя. Листочки с двух сторон острые, а лепестки с одной
ст ороны закругляются,
Других мнений нет.
Учитель. Тогда попробуйте сделать листок и лепесток. Может
быть, вы почувствуете разницу.
Дети выполняют задание.
Денис. Ага, так вот в чем дело! Листочки мы с двух сторон
обрываем, а лепесточек сначала просто, а потом по кругу. Тут надо бумагу
поворачивать, а не пальцами двигать.
Дети согласны.
Учитель. У нас осталось немного времени до конца урока.
Попробуйте изготовить веточки, листочки, лепестки и спиральные цветы.
Дети выполняют задание. У некоторых не получается обрывание по спирали,
т.к. не совсем близко к линии располагают пальцы, трудности с поворотом
бумаги. Учитель помогает, объясняя технологию.
Учитель. Наш урок подошел к концу. Сегодня мы поговорили
об истории аппликации потренировались в изготовлении деталей обрывной
аппликации. В следующий раз мы сделаем "Чудо-дерево". Сохраните,
пожалуйста, детали, которые вы изготовили сегодня."
Тема. Обрывная аппликация.
Чудо-дерево.
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим работу, начатую на
прошлом уроке. Я вижу, что вы не забыли принести сделанные детали. Они
нам очень пригодятся. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 18.
Дети выполняют задание.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Какие способы
выполнения цветов вы нашли?
Коля. Здесь все сделано обрыванием.
Денис. Тут есть обрывание по спирали, листочки, оборванные
с двух сторон, цветок из таких лепестков, как листочки, острых. Вот он,
белого цвета.
Маша. Еще цветок из закругленных лепестков есть и
колокольчик.
Олег. А тут еще ландыши. Они похожи на капельки или
неровные кружочки.
Ксюша. А вот этот синий цветок похож на глоксинию. Он из
трех частей состоит. Из такой части, как у колокольчика, из такого овала
с пятью лепестками и из серединки.
Учитель. Очень хорошо. Цветок, о котором говорила Ксюша,
похож еще и на вьюнок. А почему эта работа называется "Чудо-дерево"?
Кристина. На этом дереве растут самые разные цветы и
листья. Так не бывает, поэтому это сказочное дерево.
Алена Н. У Чуковского на "Чудо-дереве" росли туфельки и
сапожки. Самая разная обувь, а здесь на "Чудо-дереве" растут разные
цветы.
Учитель. Хорошо. Давайте поговорим о том, какие живые
цветы напоминают нам выросшие на чудесном дереве. Вспомним их запах,
форму и цвет.
Олег. Я здесь вижу ландыш. Он белый и очень душистый. На
тонком стебельке висят маленькие колокольчики. Они очень нежные.
Настя. Да, они похожи на фарфоровые. Ландыши растут в
лесу, и даже кажется, что они светятся в тени. А еще из ландышей делают
лекарство для тех, у кого болит сердце.
Учитель. Да, на месте нежных белых кувшинчиков ландыша
появляются зеленые, а потом ярко-красные ягоды-шарики, из которых и
делают лекарства. Существует красивая легенда о том, что ландыш
оплакивал ушедшую весну такими горячими слезами, что кровь выступила из
его сердца и окрасила его зеленые слезы в ярко-красный цвет. А цветки
ландыша используются в парфюмерной промышленности для изготовления духов
и мыла благодаря своему чудесному запаху.
Максим. Те цветы, которые по спирали надорваны, похожи на
розы или пионы.
Учитель. Давайте поговорим о розах.
Аня Б. Розы могут быть самого разного цвета. В них может
быть очень много лепестков. Лепестки такие бархатные, нежные. А как розы
пахнут!
Учитель. Розы с давних времен занимают самое почетное
место среди цветов. В поэзии, музыке, живописи розу часто используют как
символ красоты и изящества. Особенно популярны розы были в Древней
Греции и Риме. Прекрасный запах привлекал настолько, что на пирах
розовыми лепестками устилали пол, осыпали гостей с потолка. В Сочи
большую коллекцию роз можно увидеть в парке "Дендрарий", а в Москве в
Главном ботаническом саду Академии Наук России расположен самый крупный
розарий в нашей стране. Там представлено около 270 лучших сортов роз
(учитель показывает фотографии).
Максим. Пионы тоже очень красивые. У них лепестки
блестящие, гладкие. Пионы пахнут очень сильно и душисто. Даже лучше, чем
розы. Розы привозят из других стран. Они красивые, на длинных ножках,
но совсем не пахнут. Пахнут сильнее всего чайные розы. Они у нас на даче
растут.
Учитель. Замечательно. А на какие еще цветы похожи
выросшие на чудесном дереве?
Алена Л. На колокольчики. Колокольчики я видела синие и
белые. Они не такие хрупкие, как ландыши, но их тоже нельзя рвать. Их
нужно беречь и охранять.
Саша А. Колокольчики очень интересные, когда в них сидит
пчела Тогда кажется, что она звонит в колокольчик. Еще они очень весело
качаются на ветру. Я сделаю такой колокольчик.
Ксюша. А этот красный с желтым и с черной серединкой
цветок похож на раскрывшийся тюльпан, - если на него смотреть сверху.
Знаете такие тюльпаны? У них блестят лепестки, как шелк или глянцевая
бумага. У тюльпанов даже запах есть такой горьковатый. Они весной
пахнут. Восьмым марта.
Учитель. Тюльпаны пришли к нам с Востока, из Персии. В
Голландии цветок появился лишь в 1634 году, и увлечение им приняло самые
невероятные формы. Существовали даже специальные биржи, где торговали
луковицами. Именно Голландия подарила миру множество новых сортов этого
чудесного цветка.
Ксюша. Я еще про глоксинию хочу рассказать. Это комнатный
цветок. Вон она на подоконнике стоит. Летом она цветет красивыми
крупными колокольчиками. У нас она красная в крапинку, а дома у мамы
растет фиолетовая, голубая, розовая и белая. Это очень красивый цветок,
только не пахнет.
Учитель. Спасибо. Давайте посмотрим, в каком порядке нужно
наклеивать детали волшебного дерева?
Аня Ш. Сначала нужно наклеить ствол и ветки, потом
листочки, а в последнюю очередь - цветы. А на стволе можно тоже сделать
надрывы, как будто у него кора потрескалась.
Учитель. Хорошо. Сейчас, пожалуйста, сами нарисуйте
выкройки цветов и листьев, выполните их способом обрывания. Постарайтесь
создать свое "Чудо-дерево", которое было бы не похоже на другие. Можно
использовать заготовки, которые вы сделали на прошлом уроке.
Савва. А можно я сделаю цветик-семицветик, который желания
выполнял. Мы еще его на экономике вспоминали, когда про потребности
урок был?
Учитель. Конечно, можно.
Настя. Я тоже сделаю такой цветок. У меня будет называться
"Чудо-дерево", потому что на нем не только разные цветы красивые
растут, но и потому, что оно все добрые желания выполняет. Те, от
которых другим людям хорошо и приятно становится.
Учитель. Замечательно. Каждый может сделать такую работу,
которая радовала бы вас и окружающих.
Учитель включает запись "Вальса цветов" П.И. Чайковского. Дети выполняют
задание.
Учитель. Наш урок заканчивается. Пожалуйста, давайте
сделаем выставку работ.
Дети выставляют работы на подготовленное место. Ученики обсуждают
получившиеся деревья, отмечая положительное.
Учитель. На этом урок заканчивается. Вы все очень хорошо
справились с заданием, проявили свою фантазию. Работы получились
интересные, выполнены аккуратно и с любовью. На следующем уроке мы с
вами продолжим учиться делать обрывную аппликацию, а дома попробуйте
сделать свой букет, клумбу с цветами или чудесное дерево, украсив его
другими цветами. Вы можете попробовать самостоятельно сделать "Анютины
глазки", а можете создать свою цветочную композицию. Главное, чтобы
работа получилась гармоничной и аккуратной. Наверное, не стоит
напоминать, что выполнять все нужно способом обрывания. Если у вас будет
такая возможность, то сходите в выходные дни к морю, посмотрите на
волны, послушайте шум моря, почувствуйте его запах и перечитайте "Сказку
о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина.
Тема. Мозаика из кусочков пластмассовых трубочек.
Учитель. Сегодня мы с вами будем превращать бросовый
материал в красивую вещь. А будем мы сегодня делать мозаику из кусочков
пластиковых трубочек. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 40. Как можно
назвать композицию на крышечке?
Коля. Ее можно назвать "Сирень".
Ксюша. "Майская радость".
Валя. "Душистая красавица".
Денис. "Сирень в цвету".
Учитель. Действительно, здесь изображен наш любимый
майский цветок - сирень. Вспомните запах сирени, постарайтесь его
почувствовать. Представьте тяжелые влажные после весеннего дождика
душистые грозди. Эти цветы обладают замечательно приятным нежным запахом
горького миндаля. Из цветов сирени получают эфирное масло для
парфюмерной промышленности. По качеству оно сходно с розовым маслом.
Высокопоставленный поэт XIX века, скрывшийся за инициалами К.Р. написал
такие строки о чудном запахе, который дарит нам этот цветок:
Растворил я окно,
Стало душно невмочь,
Опустился пред ним на колени.
И в лицо мне пахнула
Весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
Название "сирень" происходит от греческого слова "сиринкс" - трубка. А
по другой версии, сирень обязана своим названием нимфе Сиринх, которая
превратилась в куст сирени. Так говорится в греческом мифе. Этот
чудесный цветок пришел в Европу с далекого Востока, из Персии (по другим
данным, из Турции) в XVI веке. В России сирень появилась только в конце
XVIII столетия и в скором времени стала любимейшим цветком старинных
дворянских усадеб. Посмотрите, пожалуйста, на картину Максимова "Все в
прошлом" (показывает детям репродукцию). Старушка вспоминает свои
чудесные молодые годы, сидя в кресле под кустом цветущей сирени. А вот
еще прекрасная картина (показывает репродукцию) Поленова, которая
называется "Бабушкин сад". И здесь цветущая сирень поражает своей
красотой. Мы, конечно, не художники, но тоже можем попробовать свои силы
в изображении сирени. Как сделаны эти цветы на крышечке?
Алена Л. Цветы сделаны из трубочек от сока. Их нарезали и
наклеили.
Учитель. Давай немного поподробнее. Как именно нарезали и
наклеили?
Алена Л. Ножницами нарезали и клеем ПВА наклеили.
Настя. Я помогу. Нарезали такими кусочками, чтобы длина и
ширина были одинаковыми, потом намазали основу клеем ПВА и выложили
кусочки трубочек так, чтобы получилась кисть сирени.
Учитель. Хорошо, ты заговорила об основе, но ее ведь тоже
нужно предварительно подготовить. Как это сделать?
Максим. Надо на дно коробочки от плавленого сыра приклеить
цветную бумагу.
Учитель. Согласна. А как я узнаю, какой именно круг я
должна вырезать?
Максим. Надо положить линейку на бортик коробки, измерить
диаметр, разделить его на 2, чтобы получился радиус, потом циркулем
начертить на цветной бумаге окружность с этим радиусом. Вот и все.
Осталось только вырезать и наклеить.
Денис. Что-то слишком сложно получается. Я думаю, можно
это все сделать намного проще.
Максим. Без циркуля?
Денис. Не нужен он здесь совсем. Просто обведи коробочку
карандашом и вырежи. А как наклеить, любой знает.
Учитель. Действительно, способ Дениса более рациональный.
Прочитайте, пожалуйста, что авторы предлагают вам сделать в зависимости
от цвета ваших трубочек.
Дети читают.
Ксюша. Мне из этого только сирень и смородина понравились.
Учитель. Почему?
Ксюша. Я рябину никогда не видела, как же я ее сделать
смогу?
Учитель. Пожалуйста, посмотри, какую хорошую фотографию
рябины я нашла в календаре.
Валя. А что мне делать? У меня трубочки желтые и белые в
красную полоску. Я не хочу мимозу делать. У нее очень мелкие листочки на
тонком стебельке. Я не смогу их аккуратно вырезать. Мне тоже сирень
нравится.
Учитель. Хорошо, давайте посмотрим, что мы еще знаем о
сирени. Сейчас известно более 1500 сортов. Особенно много сортов вывели
во Франции отец и сын Лемуаны в конце XIX - начале XX веков. Ими было
выведено свыше 200 сортов. Первым русским селекционером сирени считается
И.В. Мичурин, но мировую известность отечественные сорта сирени
получили благодаря Л.А. Колесникову. Окраска цветов очень разнообразна.
Существуют сорта с белыми, фиолетовыми, голубыми, лиловыми, розоватыми,
пурпурными и красновато-пурпурными (мажентовыми) цветами. Но есть сорта и
с цветами желтого тона - Примроз, и даже с двойной окраской - Сенсация.
Фиолетовый венчик цветка имеет белый ободок по краям (показывает
фотографии названных сортов). Так что вы вполне можете сделать сирень и
из желтых трубочек, и даже из двухцветных. Но я не ограничиваю вашу
фантазию. Пожалуйста, делайте мимозу, виноград, крону дерева или
смородину. Выбирайте то, что вам больше всего нравится. Может быть, вы
придумаете, как изобразить какое-нибудь другое растение, которое мы не
называли. А теперь давайте вернемся к способу изготовления листьев. Как
вы их будете делать?
Алена Л. Здесь нарисованы листья разных оттенков, но можно
сделать и одного цвета. Бумагу надо перегнуть пополам, нарисовать
половинку листика, вырезать, а потом приклеить только половину листка.
Это у нас получится объемная аппликация.
Учитель. Хорошо. Вы предлагали сначала намазать основу
клеем, выложить кусочки трубочек, а затем подправить рисунок. Но, мне
кажется, что вы пропустили какую-то операцию.
Настя. Да, перед тем, как начнем клеить, все вырезанные
детали надо сначала разложить и посмотреть, как их лучше разместить,
чтобы получилась красивая композиция.
Возражений нет.
Учитель. Очень хорошо. Мне совершенно понятно, как
приклеивать кусочки трубочек, а как клеить листья? Вы предлагаете всю
основу намазать клеем?
Валя. Нет, конечно. Это маленькие кусочки неудобно по
одному наклеивать, поэтому мы часть основы намажем клеем. А листики мы
будем клеить по одному.
Учитель. Спасибо. Скажите, пожалуйста, какие
дополнительные детали понадобятся для изображения дерева?
Аня Б. Нужен еще ствол. Его можно вырезать из коричневой
бумаги.
Денис. Да, но он получится обыкновенным, плоским.
Аня Ш. А его можно согнуть по середине и приклеить только
края. Тогда ствол будет выпуклый.
Учитель. Очень хорошо, можете приступать к работе.
Обратите внимание на то, чтобы цвет фона гармонировал с композицией.
Дети работают самостоятельно. У некоторых детей трубочки из жесткого
пластика, поэтому кусочки при резании разлетаются. Большинство делает
сирень, некоторые изображают смородину и виноград, хотя не совсем просто
вырезать зубчики на виноградных листьях.
Учитель. Законченные работы размещайте на выставке.
Дети расставляют работы.
Учитель. Сегодня мы превращали бросовый материал в
полезную и красивую вещь. Для чего нужна такая композиция?
Артем. Ее можно подарить на 8 марта, потому что на ней
весенние цветы.
Настя. Ее можно на любой праздник подарить, потому что она
красивая и очень старательно сделана. Сразу видно, что я хотела сделать
ее красивой.
Лаура. Эту композицию можно повесить на стенку, если сзади
сделать небольшую петельку. Тогда она украсит кухню или комнату.
Валя. Это вещь просто для радости.
Учитель. Да, такая изготовленная своими руками вещь может
доставить радость и не требует никаких затрат. А на следующем уроке мы с
вами будем делать из ненужных вещей вещь, которая будет не просто
красивой, но и по-настоящему полезной. Мы будем работать опять на с. 40.
Урок окончен.
Тема. Вышивание по криволинейному контуру. Шов
"вперед иголку".
Учитель. Сегодня мы с вами будем учиться вышивать.
Давайте сначала поговорим об истории вышивки на Руси. Археологи находят
фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Эти
находки относятся к IX-ХII векам. Золотым шитьем в те далекие времена
украшали предметы быта, одежду знатных людей. Золотыми и серебряными
нитями в сочетании с жемчугом и драгоценными камнями вышивали церковные
облачения, шелковую и бархатную одежду царей и бояр (показывает
фотографии). Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные
полотенца, праздничные рубахи из тонкой льня-• ной ткани, платки.
Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и
монахинь. А с XVIII века этот вид рукоделия входит в жизнь всех слоев
населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. В
музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего
сохранились работы XIX века. Вышивка делилась на городскую и
крестьянскую (народную). Городская не имела прочных традиций, так как
изменялась под влиянием моды, а народная вышивка была связана с обычаями
и традициями русских крестьян.
Валя. Мне мама говорила, что крестьянские девочки к 13-15
годам должны были сами для себя приготовить приданое к свадьбе: вышить
скатерти, полотенца, рубашки и всякие другие вещи. Без этого их замуж не
брали. Перед свадьбой делали выставку приданого, чтобы все видели,
какая невеста хорошая мастерица.
Учитель. Очень интересно. Русская вышивка имеет свои
национальные особенности. Большую роль в вышивке играют геометрический
орнамент и стилизованные изображения растений и животных. В форме ромба,
круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и жизни. Женская
фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, а птица
символизировала приход весны (показывает фотографии образцов вышивки).
Денис. Эти символы, наверное, очень древние, потому что
они еще в глиняных фигурках были.
Учитель. Совершенно верно. Их просто перенесли в вышивку.
Алена Л. Я знаю, что русские народные вышивки можно
разделить на две группы: северную и среднерусской полосы. На севере чаще
всего использовали крест, роспись, вырезы, белую строчку и гладь.
Обычно узоры вышивали красными нитками по белому фону или наоборот.
Вышивки среднерусской полосы чаще всего многоцветные. Там вышивали
цветной перевитью, росписью, козликом, крестом, счетной гладью и
мережками.
Учитель. Очень интересный материал. Надеюсь, что и мы
когда-нибудь научимся таким сложным приемам, а пока начнем с более
простого. Рассмотрите, пожалуйста, те лоскутки, которые вы принесли.
Какие из них подойдут для вышивки рисунка по контуру ткани?
Валя. Подходят те лоскутки, на которых есть крупный
рисунок.
Ксюша. Не просто крупный, а еще и четкий. Ты же не будешь
вышивать крупные цветные разводы.
Алена Л. Подходят кусочки ткани с крупными цветами или
зверюшками.
Возражений нет.
Учитель. Хорошо, давайте посмотрим в учебник. Почему для
вышивки по контуру рисунка на ткани не выбрали первый лоскуток?
Максим. На первом лоскутке какая-то травка нарисована. Там
очень мелкий рисунок, некрасиво получится.
Возражений нет.
Учитель. Хорошо. Скажите, пожалуйста, какие нитки вы
выберите для вышивки?
Настя. Можно я сначала вообще про нитки расскажу? Я и
образцы принесла.
Учитель. Пожалуйста, очень интересно.
Настя. Нитки бывают швейные, вышивальные, вязальные и
штопальные. Для вышивания используют хлопчатобумажные, шелковые и
шерстяные нитки. Самые-красивые - мулине. Их делают из лучших сортов
хлопка и красят в разные цвета. Мулине начинает блестеть после
специальной обработки - мерсеризации. Каждая прядь (пасмо) мулине
состоит из 6 тонких ниточек, которые легко отделяются друг от друга.
Мулине еще делают из штапельного волокна. Штапельное мулине блестит без
обработки, красивое, но не такое прочное, как обыкновенное мулине из
хлопка.
Учитель. Спасибо. Именно мулине мы с вами и будем
использовать для вышивания, потому что шелковыми и шерстяными нитками
вышивать труднее. А какого цвета нитки вы выберете для вышивания?
Савва. Надо взять такие, которые хорошо видно на ткани.
Алена Н. Надо, чтобы они еще по цвету гармонировали.
Например, зеленый листочек можно по контуру вышить темно-зелеными
нитками. Видишь, на рисунке оранжевый цветочек на желтом фоне вышит
красными нитками. Они подходят по цвету и хорошо видны. Черные нитки
тоже были бы хорошо заметны, но это было бы совсем не красиво. А желтые
нитки гармонируют, но их было бы не видно. Можно брать нитки такого же
цвета, как и рисунок, но другого оттенка.
Учитель. Хорошо, а как быть тем, кто принес неподходящие
для вышивки по контуру рисунка на ткани лоскутки?
Саша С. Они могут вышить на своих лоскутках другой
рисунок. Например, уточку или слоника.
Учитель. Да, у вас даны эти рисунки в учебнике. А какой
может быть ткань для вышивки по контурам этих рисунков?
Кристина. Лучше всего подойдет ткань совсем без рисунка,
одноцветная.
Лаура. Еще можно взять ткань с мелким, не очень ярким
рисунком.
Учитель. Хорошо, выбрали ткань. А как перенести контуры
этих рисунков на лоскуток?
Стасик. Можно перевести через копирку.
Настя. А еще, если ткань просвечивает, то можно положить
рисунок на оконное стекло и сверху прижать тканью. Контуры рисунка будут
просвечивать через материал, поэтому их можно обвести аккуратно
карандашиком прямо на ткань.
Других предложений нет.
Учитель. Спасибо. Я хочу уточнить, что если вы пользуетесь
копировальной бумагой, то рисунок лучше переносить на изнаночную
сторону, так как можно испачкать лицевую сторону ткани. Как вы думаете,
внутри или снаружи контура делаются второй и третий ряд стежков?
Коля. Я думаю, что внутри контура, потому что так рисунок
получается выразительнее.
Возражений нет.
Учитель. Прежде чем вы приступите к самостоятельной
работе, давайте вспомним технику безопасности.
Валя. Иголки нужно класть только в игольницу, вкалывать в
подушечку. Нитку надо брать правильной длины. Это примерно 50
сантиметров. И вообще, все нужно делать очень аккуратно, чтобы никого не
уколоть. А в рот иголки ни в коем случае брать нельзя!
Учитель. Хорошо. Что вы можете сказать о стежках?
Олег. Стежки должны быть одинаковой длины.
Ксюша. А вот здесь неправильно нарисовано.
Учитель. Где?
Ксюша. Здесь вверху нарисована иголка с ниткой.
Учитель. Совершенно верно.
Ксюша. Так вот. Тут нарисована нитка с узелком. А когда
вышивают, узелки никогда не делают. Нитку закрепляют тем, что делают с
изнанки несколько мелких стежков.
Учитель. Молодец, я не обратила на это внимание. Дело в
том, что шов "вперед иголку" чаще всего используется не для вышивки, а
для временного скрепления частей одежды. Этот шов еще называют
сметочным. Когда его используют для этих целей, то на нитке делают
узелок, поэтому в учебнике нет ошибки. А когда ты будешь вышивать, то
узело к делать не нужно. А как правильно держать ткань при вышивке?
Лаура. Можно заложить ее в пяльцы.
Валя. Если пялец нет, то ткань ровно натягивают на три
пальца левой руки, а большим пальцем и мизинцем ее придерживают.
Учитель. Хорошо. Сейчас посмотрите на свои лоскутки,
определите вид работы, который вы будете выполнять в зависимости от
рисунка на ткани. Можно приступать к самостоятельной работе.
Дети самостоятельно вышивают по контуру рисунка ткани или по контуру
переведенного на ткань рисунка.
Учитель. Дети, а как можно оформить края лоскутка?
Максим. Можно сделать бахрому.
Учитель. Как?
Максим. Вытащить по краям нитки так, чтобы получилась
бахрома. Сделать ее одинаковой со всех сторон. Получится вышитая
салфетка. Ее можно подарить маме на 8 марта.
Лаура. Можно по краям пришить таким же швом тесьму, как
рамочку для картины.
Аня Ш. Рядом с бахромой можно сделать шов "вперед иголку" с
перевивом. Тогда еще лучше будет.
Учитель. Постарайтесь оформить края так, чтобы у вас
получилась законченная работа.
Дети выполняют задание.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на с. 69 и расскажите,
как выполнить такую вышивку.
Алена Н. Надо сначала выбрать ткань, потом кусочек ткани
сложить пополам, прогладить утюгом, чтобы складка получилась ровной,
сколоть края ткани булавками и с изнаночной стороны сделать половинку
рисунка, как мы делали на бумаге. Потом рисунок надо вырезать.
Учитель. А почему мы ткань складываем пополам?
Аня Б. Мы это делаем, чтобы рисунок получился ровным и
аккуратным, симметричным.
Учитель. А какие фигуры можно вырезать таким способом?
Артем. Так можно вырезать симметричные фигуры, у которых
левая половина такая же, как и правая.
Валя. Такие фигуры должны быть не очень сложными, чтобы
было удобно вышивать.
Учитель. Хорошо. А что вы можете сказать о ткани,
выбираемой для фона?
Ваня. Она не должна "сыпаться".
Лаура. Да, поэтому ее надо накрахмалить.
Учитель. Можно и не крахмалить, а просто взять ткань, у
которой на срезах не выпадают нитки. Посмотрите внимательно на рисунок и
скажите, какую роль выполняет вышивка в этой работе.
Стасик. Она держит рисунок, чтобы та ткань, которую мы
подложили под рисунок, не упала.
Ксюша. Вышивка играет две роли. Она соединяет два лоскутка
ткани и украшает работу.
Возражений и дополнений нет.
Учитель. Прочитайте, что можно украсить такими вышивками.
Какие еще изделия вы можете предложить?
Звенит звонок, но дети продолжают говорить.
Стасик. Так можно делать заплатки на джинсах. Мы же часто
падаем и рвем штаны. Вот можно на коленях такие красивые вышивки
сделать. Никто и не догадается, что там дырка была. Нужно только
порванную часть вырезать в виде сердечка.
В классе радостное оживление. Похоже, что проблема заплаток интересует
большинство мальчиков.
Настя. Там, где листочек вышит, получилась готовая
салфеточка, которую можно на стол положить.
Аня Б. Можно такой карманчик сделать на фартуке для кухни
или прихватку.
Больше предложений нет.
Учитель. Дети, наш урок уже закончился. Дома попробуйте
самостоятельно выполнить работу на с. 69, которую мы с вами обсудили. К
следующему уроку подготовьтесь работать на с. 69 (будем учиться делать
двойной шов "вперед иголку") и на с. 71. |