Этап урока |
Художественно-педагогическая деятельность учителя |
Художественно-эстетическая деятельность учащихся |
Предполагаемый результат |
Слайды на презентации. |
1. Эмоциональный настрой.
Цель: через объяснение художественных свойств соломы, а также
символический смысл её присутствия в рождественских торжествах
подвести к идее создания соломенного дизайна уголка комнаты. |
Транслируемый видеоролик «В поиске
рождественских подарков» и «вступительное слово» учителя настраивают
на осознание ребятами значимости предстоящего урока. |
Прослушивание и визуальное восприятие через
видеоряд, рождественское оформление кабинета, призывающее к творческому
порыву |
Вызвано желание сделать оригинальные атрибуты для проведения праздника |
|
2. Повторение основ построения орнамента.
Цель: выявление познаний художественной терминологии. |
Работа на моделях и по схемам для повторения и
закрепления таких понятий, как «орнамент», «фон», «мотив»,
«раппорт», «симметрия» и «асимметрия». |
Два-три учащихся вызванные к
демонстрационному столу, из моделей выкладывают примеры в
соответствии с повторяемыми понятиями, другие подсказывают. |
У учащихся в воображении должен появиться первый образ орнаментации коробки |
|
3. Беседа, сообщающая о целесообразности использования композиционных схем.
Цель: формировать умение обобщать, упрощать и наоборот представлять в схематичных изображениях орнаментальные композиции. |
Опираясь на зрительный ряд, рассматриваются
композиционные схемы. Фигуры в виде кругов, треугольников,
прямоугольников — мотивы, вписанные в данные фигуры. |
Анализ слайда презентации.
Методом сравнения дети определяют симметричные и асимметричные образцы по предложенным для образца схемам |
Перед детьми открывается ещё одна возможность ускорить процесс мысленного создания художественного образа для декора. |
Слайд 13 |
4. Мастер-класс.
Цель: способствовать развитию художественного вкуса и логического мышления |
Наглядно, на моделях проводится демонстрация
приемов составления орнаментов. При этом опорные этапы работы
дублируются фрагментами на слайдах. |
Учащиеся осваивают:
а) приёмы выполнения мотивов от центра,
б) приёмы построения радиального орнамента,
в) Приёмы расположения мотивов и раппортов по диагонали,
г) приёмы размещения мотивов по форме прямоугольника,
д) приёмы составления угловых мотивов. |
Научиться использовать в качестве
вспомогательных принадлежностей: кальку, карандаш, геометрические
фигуры, вырезанные из бумаги в клетку. |
Слайд 14,15 |
5. Работа творческой мастерской.
Цель: выполнить декор коробочек, предназначенных под подарки |
Учитель предлагает начать творческую работу с
поиска идей для оригинального орнамента, но при этом помнить главные
правила:
1.Композиция орнамента должна поддерживать форму украшаемой поверхности.
2.Должен учитываться материал (блеск соломы и расположение волокон).
3.Учёт техники выполнения орнамента (при наклеивании должны
оставаться просветы между фигурами, присутствовать сочетание крупных
мотивов и мелких, использоваться больше разнообразных фигурок).
4.Соблюдение ритма и симметрии.
Ведётся индивидуальную работу с детьми. |
Для практической работы предложено несколько
заданий. Учащиеся выбирают одно, которое считают для себя более
интересным и с которым смогут справиться за оставшуюся часть урока. |
У ребят будут созревать собственные идеи,
требующие для воплощения много времени, поэтому им сообщается. Что
есть шанс для воплощения задуманного ещё и дома, |
Слайд 16 |
6. Анализ результатов
Цель: проанализировать свои успехи и неудачи в практической деятельности. |
Выполнив оформление коробочки, размещаем
объекты своего труда под ёлочку или завязав декоративным шнуром вешаем
на неё. (Помогая устанавливать коробки под ёлочку учитель незаметно
раскладывает записки с новогодними пожеланиями : дети найдут позже,
уходя домой). |
Дети отвечают на следующие вопросы:
- Зачем нам нужен был этот урок? -
- Какие достижения у каждого из вас на этом уроке?
- Что было тебе интересно на уроке?
- Что было трудно?
- За что ты можешь себя похвалить?
- Какие способы составления композиции тебе понравились больше всего? |
Основная часть работы завершена |
|
7. Рефлексия.
Цель: оценка значимости урока для детей. |
Включается новогодняя мелодия, прожектор освещает направленным светом ёлку, и дети приглашаются для
созерцания своих работ и работ одноклассников |
Перед детьми ставится коробка с ёлочными
игрушками, выполненными из соломы. Ребята своим действием отвечают на
вопрос: «Понравился ли сегодняшний урок?». Если «Да», то нужно выбрав
любую игрушку разместить её на ёлке, а если «Нет» – то этого делать
не нужно. |
Ожидается в большинстве положительный результат. |
|
8. Итог урока.
Цель: оценка деятельности детей на уроке. |
Украшающие ёлку игрушки говорят о сегодняшних успехах. |
Дети находят в своих коробочках слова новогодних пожеланий |
Дети пожелают, чтобы их работа была оценена |
|