Цели:
- приобщить учащихся к духовным и материальным ценностям культуры
человечества через историю религии
- познакомить учащихся с третьей мировой религией – ислам, через
сопоставление с христианской религией
- способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к
религиям
Оборудование:
- Коран;
- Детская Библия;
- Географическая карта;
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.
- Загрузить презентацию
(393 КиБ)
План урока:
- Вспомнить понятие религии.
- Вспомнить с какими мировыми религиями учащиеся уже знакомы.
- Сделать упор на второй мировой религии – Христианство.
- Объяснение нового материала.
- Совместно (учитель и ученики) заполнить таблицу «Характеристика
Ислама и Христианства».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и целей урока
(Слайд 1)
Эпоха Античности дала миру две мировые религии.
Давайте вспомним, что вы знаете о них? (вопросы ученикам)
- Что означает понятие религия? (Вера в существование богов )
- Какие мировые религии вы знаете? (Буддизм, Христианство)
- Какая из них была первая? (Буддизм)
- Где и когда зародился Буддизм? (В Древней Индии, в VIв. до н.э.)
- Кто был основателем Буддизма? (сын индийского царя – Будда)
- Найдите Древнюю Индию на географической карте.
- Где и когда зародилось христианство? (в Палестине, в 1 в. н.э.)
- Найдите Палестину (находилась на тот момент под властью Римской
империи) на географической карте.
- Кто был основателем религии Христианство? (Иисус Христос)
III. Объяснение нового материала
Эпоху Античности в Европе сменяет эпоха Средневековья.
Средневековье приносит миру третью мировую религию – Ислам (Слайды
2-3)
Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова.
Главными городами того региона, где возник ислам были города Мекка и
Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Медину (Город). Сейчас
территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой и Мединой,
входит в государство, которое называется Саудовской Аравией.
У ислама был основатель. Верующие считают его великим пророком. (Слайд
4)
Голоса передавали ему содержание священной книги, которая называлась
словом Коран ("Чтение вслух”), и повелевали ему осуждать многобожие и
проповедовать веру в Аллаха
(Слайд 5)
Во второй половине VII века первоначальный ислам разделился на две
конфессии: суннизм (от "сунна” – "образец”, "пример”, "путь”) и шиизм
(от "шиа” – "партия”, "группировка”).
(Слайд 6)
Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого
Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное
соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов
веры».
(Слайд 7)
Мечеть – молитвенный дом мусульман, первоначально
арабское название для монотеистических храмов. Первая мечеть была
построена Мухаммадом в Медине. Это была площадь для молитвы, обнесенная
оградой с навесом.
Современный облик мечети был оформлен к началу 9 века. Требования,
предъявляемые к ритуальной чистоте, определяют необходимость наличия
помещения для омовений. С этой же целью перед входом обязательно должна
быть снята обувь, поэтому пол всегда покрыт коврами или циновками.
Почти всегда к зданию мечети пристроены один или
несколько минаретов – башен для первого призыва на молитву.
(Слайд 8)
Священный город мусульман – Мекка
(Слайд 9)
Символы ислама
(Слайд 10)
«Характеристика Христианства и Ислама»
Христианство |
Ислам |
Время
возникновения |
1 век н.э. |
начало VII век н.э. |
Место
возникновения |
Палестина (находилась на тот момент под
властью Римской империи) |
Аравийский полуостров |
Кто основал? |
Иисус Христос |
Пророк Мухаммад |
Суть религии |
Бог триедин: Бог Отец, сын (Иисус Христос) и
святой дух |
Отвергают триединство: Бог-единственнен,
считают, что Иисус Христос-пророк, а не Бог |
Распространение
по миру |
1 место – 2,1 млрд.чел. |
2-е место – около 1,5 млрд. чел. (каждый
четвертый в мире) |
Символ |
Крест |
Полумесяц, звезда |
Священная книга |
Библия |
Коран |
Место поклонения |
Храм |
Мечеть |
Священный город |
Иерусалим |
Мекка |
Главная заповедь
«Золотое правило» религии |
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними» Иисус Христос
|
«Никто из вас не правоверен, покуда вы не
возжелаете для ближнего того, что желаете для себя»
Мухаммад |
Основы религий |
1. Вера (в Иисуса Христа)
2. Пост (очищение души).
3. Подаяния бедным
4. Богослужение |
1. Вера (Единый Бог по-арабски Аллах),
2. Молитва – важнейшая обязанность (совершается по строго
установленному ритуалу, пять раз в день).
3. Уплата налогов в пользу бедных
4. Пост (испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в
светлое время месяца рамадан)
5. Хадж (ритуальное паломничество в город Мекка к священной
Каабе). |
10 заповедей |
1. Люби Господа Бога твоего;
2. «Почитай отца твоего и мать твою»;
3. «Не убивай»;
4. «Не прелюбодействуй»;
5. «Не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на
небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не
поклоняйся им и не служи им
6. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо
Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его
напрасно».
7. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай
и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу,
Богу твоему: Господь день субботний и освятил его».
8. «Не кради».
9. «Не произноси на другого ложного свидетельства»
10. «Не завидуй ближнему твоему» |
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого;
2. Почитайте отца и мать;
3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью (это делалось
арабами на основании старинного языческого обычая);
4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно;
5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил
священною,
исключая того случая, если вам предоставлено право на это;
6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы
будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам;
7. Честно соблюдайте вес и меру;
8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его;
9. Будьте справедливы на суде;
10. Крепко держитесь союза с Б-гом вашим. |
IV. Подведение итогов.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы учеников)
Вывод учителя:
Несмотря на существенные различия между верующими религий ислама и
христианства, их всех объединяет вера в Бога, принявшего страдания во
имя искупления человеческого греха.
На Земле более 2-х миллиардов последователей христианства, около
полутора миллиардов последователей ислама. На основе христианства
выросли современные европейская и американская цивилизация, на основе
ислама сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Отличительные
особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры.
В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама.
Более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его
православной разновидности утвердилось в России. Ислам – вторая религия
мира и вторая религия в России.
Без знания основ религий невозможно понять корни современной
цивилизации, особенности историй многих стран мира, культуру разных
эпох и народов. Изучение религий дает человеку представление об
огромном богатейшем мире, сокровищнице мудрости, красоты, источника
глубоких чувств и переживаний.
V. Домашнее задание.
- Подготовить выступление на тему: «В чем различие
архитектурного решения и внутреннего оформления мусульманской мечети и
христианского храма»
|