Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 07:12:53
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI вв.
04.04.2011, 10:39:07

Класс: 10 класс.

Продолжительность занятия: двухчасовое занятие.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи: сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI веков, раскрыть значения архитектуры мечетей, выяснить разновидность мечетей, раскрыть значение шамаиля в истории развития татарской культуры.

Развивающая цель: развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать исторические источники разных видов; формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого обучающегося).

Воспитательная цель: формирование личностного, эмоционально-ценностного отношения к культуре татарского народа, воспитание межэтнической толерантности.

Межпредметные связи: связь с уроками МХК, истории и татарской литературы.

Методы работы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, интерактивные.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Коран, мечеть, михраб, минарет, минбар, медресе, неоисторизм, ретростиль, хайтек, эклектизм, тугра, шамаиль, полихромия, умма (община), хадж, Мекка, Кааба, мулла (священнослужитель), шабестан.

Использованные литература и материалы (в том числе видео и мультимедиа):

  1. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана.- Казань: Издательство «Магариф», 2005.
  2. Давлетшин Г.М. Духовная культура предков татарского народа. - Казань: Издательство «Магариф», 2007.
  3. Набиев Р.А. Ислам на Европейском Востоке (энциклопедический словарь) Казань: Издательство «Магариф», 2004.
  4. Видеофильм «История Булгарского городища».

Оборудование: проекционное оборудование мультимедийное оборудование, электронные пособия – отсканированные документы, таблички с понятиями и картины-иллюстрации.

План урока:

  1. Мечети традиционной архитектуры.
  2. Современная татарская мечеть. Традиция и стиль.
  3. Мечети стильной архитектуры. Мечети мира.
  4. Вязь святого слова. Татарский шамаиль: слово и образ.
  5. Практическая работа.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

II этап. Подготовка к основному этапу занятия. Фронтальный опрос обучающихся.

Учитель МХК: сегодня мы с вами на уроке будем изучать духовную культуру татарского народа, а начнём с того, ответьте мне на вопрос что в вашем понимании означает понятие культура?

Ответы обучающихся: культура в наиболее широком смысле – все способы и результаты преобразования природы обществом. Культура – результата созидательной, творческой деятельности человеком, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его пути развития.

Учитель МХК: а культура народа? Можно ли религию отнести к культуре народа?

Ответы обучающихся: культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык. Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного.


Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать материальную культуру татарского народа: архитектуру мечетей конца XVIII – начало XXI веков и искусство каллиграфии, которое нашло воплощение в жанре народного творчества шамаиля.

Учитель: сегодня в любом районе Республики Татарстан можно любоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. Храмы веры украшают города и села, зовут людей вернуться к духовным истокам. Действительно, мечети радуют глаз, украшают нашу окружающую действительность. Однако мечеть должна привлекать внимание не только своим обликом, внешними формами, но и своими высоко эрудированными имамами, своими медресе, несущими свет веры. Сегодня мечети особенно важны как центры, духовно сплачивающие свои мусульманские приходы, дающие молодежи высоконравственное воспитание. Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама булгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХIII вв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети, в которых сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Булгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIV в., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник), мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга). После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства.

Просмотр видеофильма «История Булгарского городища» (3 мин.)


Учитель МХК: памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства в XVI в. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие. В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов.

Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Имело место разрушение мечетей, особенно за полтора года, прошедших после издания сенатского указа в ноябре 1742 г. "О недопущении в Казанской губернии строить мечети." В Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей.

В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведения мечетей, их количество и численность прихожан.

– Как вы думаете, почему в постройке домов, культовых сооружений использовали дерево?

Ответ обучающихся: во-первых, Казань возникла как деревянный город. Во-вторых, на протяжении практически всей своей истории Казань, как и все города России, строилась преимущественно из дерева, позволяли природно-климатические условия (лишь со второй половины XIX века кирпич, а затем и бетон стали преобладать над деревом). Жилье строилось преимущественно из дерева и отапливалось деревом. Храмы и крепостные укрепления сооружались из дерева. Средства передвижения (телеги, кареты, речные и морские суда) изготавливались из дерева, мебель и посуда также были деревянными, дороги и дорожки делались из дерева (торцевые мостовые и дощатые тротуары). Разнообразие деревянного декора архитектурно однотипных зданий придавало каждому из них неповторимость. Постоянный контакт русского, российского человека с деревом и изделиями из него был отличительной чертой российской культуры.

Учитель истории: пожары 1552, 1579, 1672, 1684, 1741, 1749, 1774, 1815, 1842, 1847, 1848, 1859 годов уничтожили большую часть города. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. Но застраивали город по-прежнему в основном деревянными домами. Даже реформы Петра I не изменили положение. Несмотря на то, что часть фабрик, мануфактур, общественных и жилых домов стали строить из кирпича, Казань оставалась деревянной даже в ее центральной части. Конечно, это было связано с завоевательными войнами, покорением и присоединением Российской империи Казанского ханства.

Учитель МХК: Строительство новых кирпичных мечетей в Казанском крае началось с конца 60-х годов XVIII в. Используя традиционный тип зальной мечети с минаретом на крыше, сложившийся и распространенный в деревянном зодчестве татар, русские профессиональные архитекторы строили мечети в общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети во второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества с личного разрешения императрицы Екатерины II.

Это были кирпичные одно-двухзальные мечети с хозяйственным подклетном или первым этажом и с минаретом на крыше. В оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской в Казани, в селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко и татарского декоративного искусства. В конце XVIII – первой трети XIX веков этот тип мечетей возводился в строгих формах классицизма. Это мечети "Иске Таш", Галеевская, мечеть N11, "Голубая" в Казани, мечети в с.Ташкичу и с. Богатые Сабы. В городах и селениях, в связи с внедрением в жизнь регулярной планировки и застройки по планам, по условиям ориентации михрабом на юг (на Мекку) мечети часто располагались под углом к уличной застройке.


Сельская культовая архитектура продолжала существовать в формах деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял срубную клеть, покрытую двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михраба отклоняется к западу на 11 градусов). Выход из светового фонаря на круговой балкон располагается на южной стороне. Вход в мечеть в зависимости от ситуации располагается на северном, восточном или западном фасадах. По-восточному богато оформление интерьера. Купольные перекрытия опираются на арочные своды. В центре зала висит огромная люстра, на которой можно прочитать вычеканенные изречения из Корана. Сдвоенные колонны облицованы зеленым искусственным мрамором. В соответствии с требованиями ислама в декоративном убранстве храма не найти изображения живых существ, но зато стены мечети покрывает богатая орнаментальная роспись.


III этап. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление

Учитель МХК: мечети это культовые здания мусульман, где совершают моления, читают Коран, проповеди и распространяют религиозные знания. Первая мечеть была построена в Медине (в городе пророка Мухаммада). Главная мечеть мусульман считается мекканская "Масджид аль Харам". Бывают мечети "соборные" - для коллективных молений в праздники и в пятницу, пятивременные, сельские, квартальные. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов - башен, с которых провозглашается призыв к молитве. Мечеть (араб. масджид – место поклонения) – молитвенный дом мусульман. Первая мечеть, по преданию, была построена около 625 г. в селении Куба близ города Медины – где захоронения пророка Мухаммада. Современный облик мечети оформился к началу IX в. В мечети мусульмане собираются для общей молитвы, слушания проповеди и обсуждения общественных дел. С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия – символы: джамал – Божественная красота, узреваемая в куполе мечети; джалал – Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат – Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети.

Классическая мечеть представляет собой крытое здание с куполом или сводами, опирающимися на колонны. По углам мечети с внешней стороны воздвигаются минареты, от одного до четырёх и более, с которых муэдзин – служитель мечети – призывает верующих к молитве. Внутри мечети – зал с колоннадой и балконом. В стене зала, обращённой к священному городу мусульман Мекке, находится михраб – ниша, показывающая направление к Мекке. В михрабе обычно хранятся Коран и другие религиозные мусульманские книги. Справа от ниши находится минбар – кафедра, с которой произносятся проповеди. Обычно в мечетях есть также куси – подставка, на которой располагается священная книга мусульман – Коран. Куси находится возле дикки, так что кади (человек, повторяющий слова имама) способен читать и цитировать Коран. Мечети обычно украшают резьбой по камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, орнаментной росписью. Дакка или дика – возвышенная платформа с ведущей к ней лестницей; дакка всегда располагается на одной линии с михрабом. С этой платформы муэдзин повторяет слова имама, чтобы их услышали все мусульмане, пришедшие на молитву. С этой платформы муэдзин повторяет слова имама, чтобы их услышали все мусульмане, пришедшие на молитву. Большинство мечетей имеют открытый или снабжённый навесом двор с колодцами, фонтаном или бассейнами для совершения ритуального омовения, сабиль – фонтан для ритуальных омовений. По традиции мусульманин перед молитвой сначала должен сделать ритуальное омовение. Сабиль является также и питьевым фонтаном. Полумесяц на куполе мечети – это знак отличающий мечеть от храмов других конфессий. Здесь можно снять обувь, переодеться и подготовиться к молитве. В этих залах представлена исламская литература, лежат священные книги мусульман. Прямо – проход в главное помещение для молящихся размером 15 х 10 м. Мраморный пол устлан коврами. Своды молитвенного помещения держатся на восьми столпах – колоннах, украшенных накладной резьбой. Шабестан является одним из основных компонентов мечети, в котором правоверные собираются и совершают намаз. Шабестан считают сердцем мечети, в котором проявляется единство и солидарность мусульман. Как правило, большая часть территории мечети отводится на шабестан, чтобы люди могли совершать в нем намаз. В этих помещениях используется меньше колонн с той целью, чтобы имам коллективной молитвы и стоящие за ним молящиеся могли без труда видеть друг друга и установить связь между собой. В мечетях мы зачастую видим, что женский шабестан разъединен от мужского и иногда располагается над мужским шабестаном в виде балкона. Иногда также шабестан разделяется на две части – женскую и мужскую при помощи занавеса или стены. Во многих мечетях ввиду большого количества молящихся имеется по несколько шабестанов. Обычно один из них является главным, и навес над ним обеспечивает купол мечети. На внутренних стенах мечети под куполом устроены два яруса галерей для женщин. Женщины молятся отдельно от мужчин, чтобы при совершении намаза не соблазнять мужчину.


Обучающиеся записывают в рабочую тетрадь новые понятия и термины.

При каждой мечети имеется помещения для ритуальных омовений, книгохранилище и специальное отгороженное место в общем зале и на галереях для молитв женщин. Мечети в основном строились деревянные, размеры зависели от числа мужской части верующих села. Внутреннее убранство мечети отличалось простотой. Стены ничем не прикрывались, местами встречались изречения из Корана, полы застилались войлоком, половиками и коврами.


При каждой мечети действовали медресе. На добровольное пожертвование зажиточных мусульман на рубеже XIX-XX веков были построены десятки мечетей. В XX веке с конца 20-х годов, на протяжении 30-х осуществлялось массовое закрытие культовых зданий и уничтожение культовых приходов.

Обучающаяся делает сообщение: Медресе – мусульманское учебное заведение. Первое медресе возникли в X веке для подготовки служителей исламских институтов. Традиционно учебная программа медресе включала мусульманское право, догматику, коранические дисциплины, хадисоведение, арабские языки, логику. Дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия и риторика. Медресе обычно действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих.


Учитель истории: во время посещения Екатериной II в 1767 г. города Казани жители Старо-татарской слободы обратились к императрице с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей. Екатерина II собственноручно написала "большой наказ" о разрешении и даже согласно преданиям сама указала место для мечетей.

В настоящее время Казанская Соборная мечеть Марджани ("Аль Марджани") является памятником архитектуры и занесена в каталог мировых архитектурных ценностей. Название мечети связано с именем великого религиозного реформатора, энциклопедиста и ученого-историка Шигабетдина Марджани, служившего здесь имамом в 1867-1881 годах.

Благородная мечеть Марджани как и прежде является центром ислама в Поволжье, строящей свою деятельность направленной на мирное существование ислама и мира между религиозными конфессиями в Татарстане и соседних республиках. Мы с вами с этим наказом познакомимся.

Групповая работа. Класс делится на две подгруппы. Учителем раздаются исторические источники, обучающиеся задание выполняют письменно. Согласны ли вы с этим заключением? Какую модель государственно-религиозных отношений выражает это положение «Наказа»: теократическую, светскую или атеистическую? Как это выражалось в общественной жизни Российской империи?

Обсуждение и выступление обучающихся. (Предполагаемый ответ – это положение «Наказа» выражает: 1) соблюдение свободы вероисповедания граждан; 2) государственная поддержка традиционных религий, о принадлежности к которым заявляет значительная часть общества, которые формировали культуру народов российской империи; 3) ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры.)

Задание для второй подгруппы. Ответить на вопрос: почему толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а уважение и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности? Охарактеризуйте толерантность как качество личности.

(Предполагаемый ответ: образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности у каждой нации своеобразный. Толерантность – это качество, которое должен в себе воспитывать каждый человек. Быть толерантным – означает уважение традиций, культуры других народов. Принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений).

Учитель МХК: предприняты попытки создать новый образ татарской мечети в формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, булгарской и татарской народной архитектуры.


Все мечети делятся на совершенно определенные композиционные типы, прослеживающиеся во все эпохи, начиная со времен средневековья:

  1. с минаретом на крыше
  2. с минаретом над входом
  3. с осевой постановкой минарета
  4. центричные
  5. с угловой постановкой минарета
  6. с двумя минаретами при входе


Все многообразие стильных мечетей конца XX – начала XXI вв. можно сгруппировать по мере отхода от традиционных форм на следующие категории:

  1. Неоисторизм
  2. Ретростиль
  3. Хайтек
  4. Авторские решения.

Мечети постройки конца XVII в. («Марджани», Апанаевская) являют собой образец барочной архитектуры с элементами татарского декоративного искусства. Рубеж XVIII-XIX веков принес новый стиль в архитектуру, и в оформлении мечетей того времени сплелись традиции татарской народной архитектуры и элементы строгого классицизма.

Во второй половине XIX века строительство татарских мечетей осуществляется по новому образцовому проекту: Султановская, Казаковская, Азимовская мечети выполнены в виде купольного объема с наземным минаретом, примыкающим с торца.

Стиль модерн, получивший распространение в архитектуре в конце XIX – начале XX веков ярче всего нашел свое отражение в облике Закабанной («Юбилейной») мечети, воздвигнутой в 1924-1926 годах берегу озера Кабан в честь тысячелетия принятия ислама в Среднем Поволжье.

К числу современных мечетей относятся «Хузайфа Ибн аль-Ямани», «Рамазан», «Казан Нуры», «Ислам», «Медина», «Тынычлык» и др. В их организации наблюдаются новаторские тенденции, в том числе женский молельный зал. Мечети наших дней делаются весьма удобными для верующих, традиционный набор помещений дополняется комнатами для омовений, санузлами, вестибюль. Русское барокко, классицизм, романтизм, эклектизм – в течение веков архитектура Казани впитала в себя все значительные направления российской архитектуры. Мечети в исламском мире, и даже в не исламских странах, помимо архитектурного стиля, происходящего преимущественно от культурных и общественных факторов этих стран, обладают также общей атрибутикой. 

Мечеть Аль-Харам. Саудовская Аравия

Аль-Масджид аль-Харам (араб. Запретная мечеть) является главной Мечетью, во внутреннем дворе которой находится Кааба. Она расположена в Мекке в Саудовской Аравии и стала известна 1570 года. В настоящее время мечеть Харам – это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Она обладает 9 минаретами, высота которых достигает 95 м. Помимо 4 ворот существует еще 44 входа в мечеть. Всего в здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причем эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются на крыше.

Групповая работа. Класс делится на две подгруппы. Учителем раздаются исторические источники, обучающиеся задание выполняют письменно.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 1234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0