Цели: Изучить новые звуки [ х ] и [ х ], букву Х х. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас. Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык конструирования. Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему (добрососедство), бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний. Оборудование: магнитофон, золотой ключик, фото Тима и Тома, карточки с дифференцированными заданиями, карточки для конструирования, плакаты: "На что похожа буква”, "Зачем слону хобот?”, "Стихотворение-загадка”, "слово рассыпалось”. cлайды на тему "Как хлеб пришёл на стол”. костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса-Барабаса, "волшебная” палочка.
Ход урока I. Орг.момент. (В класс входит учительница в костюме Мальвины). - Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку. (Включается песня из мультфильма "Весёлая зарядка”. Дети выполняют движения за Мальвиной). - Садитесь. II. Постановка темы и цели урока. (Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас-Барабас (К-Б). К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и нехватает! Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он? К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей. А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться. Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного. И принёс много сложных заданий. Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами. М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание! (К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине). М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки [ х ] и [ х ], букву Х. III. Повторение. М: Начнём работу. - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? - Назовите их хором. - Почему они относятся к гласным? - Какие ещё звуки есть? - Почему они относятся к согласным? - Почему согласные располагаются на таблице в два ряда? - Какими ещё могут быть согласные звуки? IV. Работа над темой урока. - К какой группе относится звук [х]? - Может ли он быть мягким? Назовите. Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук). - Как стонет больной? - Как мы смеёмся? Игра "Тим и Том” У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных. (Весь класс делится на друзей Тома и Тима). М: Я называю слова. Если в них есть звук [х]- твёрдый,встают друзья Тома, если мягкий- Тима.(хор, хищник, холод, химик, хвост). М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х]. (карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников). Мы выяснили, что звук [х] может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим. Давайте, определим звук [х] глухой или звонкий. Произнесём его хором. - Глухой или звонкий? - Почему? - Какой можно сделать вывод? (звук [х]-глухой) Знакомство с буквой. А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.. Эта буква родиться прямо у вас в руках.. Для этого нужно лишь развернуть букву К. - Ребята, на что похожа буква Х? (отвечают дети) - Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка. - Х-всё ходит, ходит, ходит, места что -ли не находит? - Кто может показать букву х при помощи рук и ног? (чтение по учебнику слогов слияния). Физминутка "Буратино” Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся Руки в сторону развёл. Ключик, что-ли не нашёл? Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. "Прятки”. Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить. Учитель поворачивается, говорит удивлённо: - Где же все ребята? - Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место.1,2,3. Игра "Буква потерялась” М:У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук.Какой это звук? -Прочитайте слова и сразу опишите звук. __алва, __леб, __итрец, ___алат, ___обот. Развитие речи. - Что такое хобот? У кого он есть ? (слон, бабочка) - Для чего он нужен? Посмотрите на рисунок и расскажите. Стихотворение-загадка. - Прочитайте стихотворение- загадку и угадайте пропущенное слово. Хомяку сказал хорёк: _________ твой узок, мой широк. - О чём идёт речь? - Охарактеризуйте звук [х] в слове "хвост”. Игра "Хвосты”. - Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относиться. - Если затрудняешься- посоветуйся с соседом. (после завершения работы карточки сдаются). Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост. - Что это за машина? - Зачем ей хвост? Игра "Слово рассыпалось”. К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова. А) устно Б)1 ряд пишет на доске В) 2 ряд откладывает слово в кассе. Физминутка "Хомка” Хомка, хомка, хомячок. Полосатенький бочок. Хомка рано встаёт, Шейку моет, щёчки трёт. Подметает хомка хатку и выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать! К-Б: Ну, удивили! Как это всё у вас получается ? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано? (к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения) 1. Подошёл к ребятам Витя. Показал листок: - Взгляните! Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать? 2. - Угадал!- сказал Володя. Это солнышко восходит! 3. Возразила сразу Зина: - Здесь арбуза половина! 4. - Нет! - Сказал, подумав Боря, - Это гриб, чего тут спорить. 5. Головой качает Вася: - Я с тобою не согласен. Я уверен, будет тут нарисован парашют! 6. Витя свой рисунок взял Улыбнулся и сказал: - Вы догадливыми были, Только жаль, про хлеб забыли. Как собрали урожай, Испекли мы каравай! (ребёнок выносит каравай хлеба) М.: Ребята, какое очень важное слово начинается со звука [х]? А знаете ли вы,откуда пришёл хлеб на стол? (Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками). Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья собирает комбайнер. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб. - Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе. "Хлеб – всему голова”, "Худ обед, коли хлеба нет”. Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь. - Ребята, как вы бережёте хлеб? Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей. Прочитайте: Комбайнер, тракторист. - Объясните значение этих слов. - Как можно назвать одним словом? (хлебороб) - У кого из вас родители хлеборобы? Работа по учебнику. 1. Чтение учителем рассказа. - На странице 56 найдите рассказ "Заботливая внучка”.послушайте. (учитель читает) 2. Беседа по содержанию. - Что значит слово "грамотный”? - Считаете ли вы себя грамотными? 3.Чтение рассказа учащимися. - А теперь давайте скажем Карабасу-Барабасу хорошо ли быть грамотными? IV.Итог урока: Ну что,К-Б – выполнили мы твоё задание? К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового вы изучили на уроке. М.: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком. К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ. М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшими был..(..). Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино). К-Б: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким. М.: Всем за хорошую работу мы дарим танец "Буратино”! (Мальвина, Буратино и Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.) |