АРТЮР РЕМБО. ЖИЗНЬ И ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ, СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖНИКА
18.11.2010, 19:39:01
ЦЕЛИ:
подарить ученикам личность Рембо, раскрыть особенности
его творчества, продемонстрировать богатство граней его поэтического дарования;
развивать навыки анализа поэтического произведения, определение специфики художественных
средств, использованных в разных произведениях Рембо; развивать творческое воображение
учащихся; прививать интерес к поэзии.
ТИП
УРОКА: комбинированный.
ХОДУРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯОПОРНЫХЗНАНИЙ
Беседа
с обращением к репродукциям картин художников-импрессионистов.
-Назовите основные течения модернизма /Символизм, импрессионизм,
неоромантизм, футуризм я др./
-Раскройте понятие "импрессионизм", "символизм".
Слова
учителя.
"Видеть, чувствовать, выражать - можно считать девизом
импрессионизма.
Импрессионисты писали, что они воспринимают природу как
угодно, только не с грустью и не банально. Их живопись полна жизни, стремительная,
легкая. Она зачаровывает. Какая приятная работа кисти! Писсаро - умный и сильный,
Ионе пишет живыми мазками, которые производят сильное впечатление. Сислей - личность,
которая вызывает большую симпатию. (Если есть возможность, демонстрируются копии
картин этих мастеров).
Наиболее сходны в символизме и в импрессионизме две черты:
стремление к гармонии и красоте.
Беседа:
-Кого считают зачинателем символизма в французской поэзии?
/П.Верлен/
-Поль Верлен - "певец разрухи и печали". Какие
сборники он написал?
ЗНАКОМСТВОСТЕМОЙИЦЕЛЯМИУРОКА
I.Слово учителя.
Слава пришла к поэту только поела смерти. Он перестал
писать стихи в 20 лет. Десять лет работал в торговой фирме а Африке. Его жизнь
-это бунт семейный, литературный, социальный.
2.Работа
с эпиграфами
Настоящий творец должен - по крайней мере на
определенном уровне и в определенный момент творчества -освободиться от груза наследия
и подняться над современниками в полном одиночестве.
Симона де Бовуар
Действительно, великий художник, прокладывая новый путь
в искусстве, освобождается от традиций, поднимается над временем и современниками.
Это случается тогда, когда он приобрел опыт, мастерство и то, что названо «определенным
моментом творчества», скорее всего речь идет о поре зрелости. Артюр Рембо - исключение.
Он прожил всего 37 лет. В 19 лет - летом 1873 года он написал последнее стихотворение.
Гений Рембо стремительный и спорный, как комета промчался
в небесах символизма, оставив за собой звездный свет, направление которого до конца
еще не разгадали.
Осип Мандельштам
3.Обращение
к портрету Рембо кисти П.Пикассо
В комментарии к нему подчеркивается роль портрета в раскрытии
характера персонажа.
Вот, что вспоминают современника поэта: "Рембо вошел
в поэзию гением-подростком. Вот почему П.Верлен назвал его "разгневанным ребенком".
Такой Рембо и на рисунке Пикассо: угловатый, не гармоничный, вечно удивленный подросток.
4.Отчет литературных групп, которые получили опережающее
задание по теме "Жизненный и творческий путь А.Рембо".
ПЛАНРАБОТЫ
1.Период творчества художника до 1871 года.
2.Второй период с начала 1871 года до начала 1872 года
/"Пьяный корабль".
3.Третий период /1872-1873/. Цикл "Сияние".
Стихотворение в прозе.
4.Последние годы жизни Рембо*
5.Чтение и анализ нескольких произведений поэта.
а/Искреннее восприятие природы в стихотворении А.Рембо
"Ощущение":
-Ощущение чего описано в стихотворении?
-Какое выражение липа будет уместно во время художественного
чтения этого стихотворения? /Смех, усмешка - легкомысленная или грустная/
-На какие особенности пейзажа обращает внимание лирический
герой? Какое настроение они создают?
-С чем лирический герой сравнивает природу?
ОБОБЩЕНИЕ: поэт отказывается рассматривать природу как символ и храм, но делится своими
переживаниями, исполненными любви и света.
б/Субъективность мироощущения Рембо и ее отображение
в сонете "Гласные».
-Какие ассоциации вызывают у поэта гласные звуки?
-Обозначьте природу этих ассоциации /звуковые, вкусовые,
зрительные/.
-Процитируйте примеры из текста, чтобы проиллюстрировать
свои наблюдения.
ОБОБЩЕНИЕ:"Гласные"-яркий пример символистского поиска "соответствий*
между разными началами жизни.
6.ТВОРЧЕСКОЕ
ЗАДАНИЕ
Составить "цветное стихотворение, где "А"
ассоциируется с черным цветом смерти, разлада /мухи на мусорках - символ всего отжившего/.
Звук "Э" связан с белым цветом, чистотой ледников.
"И" обозначает пурпур, течение крови, а так
же страсти.
«У"символизирует мудрость зеленой природы и мудрость
человека.
"О" ассоциируется с синим цветом неба, привлекающего
неземными тайнами и неразгаданным божественным смыслом.
КОММЕНТАРИЙ
УЧИТЕЛЯ
Ассоциации лирического героя, на первый взгляд, разрозненные,
но они связаны между собой отношениями контраста: черный-белый /духовная смерть
- чистое вечное существование/; красный - зеленый /страсть - мудрость/. Однако Рембо
не видит тут противоречия, т.к. одно не существует без другого, все взаимосвязано.
Узнав темноту смерти, человек лучше ценит светлый день жизни. В бурных страстях
он учится опыту. А все чувства и впечатления приближают личность к познанию высшей
тайны. В сонете "Гласные" Рембо ищет новый язык поэзии: "Я нашел
цвет гласных!.. Я примирил форму и течение каждого согласного и тешил себя надеждой
с помощью инстинктивных ритмов найти такое поэтическое слово, которое рано или
поздно будет доступно всем чувствами. Я берег объяснение. Сначала это была учеба.
Я записывал безмолвие ночи. Я конспектировал непроизносимое. Я фиксировал головокружение.
"Эксперименты писателя продолжали следующие поколения символистов, ища тайный
смысл в царстве звуков и удивительных образов.
ИТОГИУРОКА
Составление схемы, которая показывает основные черты
стихотворений Рембо, которые анализировались на уроке:
"Предчувствие""Гласные""Пьяный корабль"
Природность"Непроизносимое""Объективная поэзия"
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
1. Ученикам высокого и достаточного уровней компетентности - выучить стихотворение
Рембо /на выбор/; ученикам низкого и среднего уровней - выразительно читать стихотворение.
2.Устно ответить на вопрос: "Что объединяет стихотворения
"Гласные" и "Предчувствие"? или написать про особенности поэзии
Рембо.