Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель - ученики", обусловленные спецификой учебного предмета. Так что же дает анализ урока для учителя-занковца? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение для учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя. Анализ урока требует достаточно высокого уровня научной подготовки учителя, способности к рефлексии и комплексного анализа своей деятельности, к самостоятельным действиям в режиме творческого самоуправления Особенностью критериев является то, что они лаконичны, понятны и содержательны. Учителю катастрофически не хватает времени, поэтому педагоги оправданно стремятся к внятной и доступной системе анализа. Необходимость в построении собственного анализа урока возникла при переходе классов развивающего обучения в основную школу. Для того, чтобы этот процесс был как можно безболезненным, действовал постоянный семинар по внедрению технологии Занкова, были даны пробные уроки, проведен мониторинг качества реализации технологии развивающего обучения Занкова, по материалам которого была определена программа преемственности. Наблюдения над работой учителей в классах развивающего обучения показали, что педагоги по-разному интерпретируют содержание и логику изложения учебного материала, по-разному понимают природу и функции учебной задачи, по-разному организуют деятельность учащихся. В целом педагогическая деятельность во всех трех своих аспектах (предметно-логическом, структурно-деятельностном и организационно-коммуникативном) осуществляется на достаточно высоком уровне. У учителей отмечаются хорошо развитый рефлексивный самоконтроль и ярко выраженная способность к адекватной оценке конкретных ситуаций, что обеспечивает им возможность оперативно и адекватно решать проблемы, возникающие по ходу урока. Изучение проблемы реализации компонентов технологии РО внутри урока и внеурочной деятельности характеризуется не только позитивными результатами и очевидными достижениями, но и серьезными противоречиями и проблемами. В практике фиксируются технологические нарушения развивающего обучения. Доминирующее место на уроках по-прежнему занимали объяснительно-иллюстративные методы обучения. Технологические процедуры, связанные с постановкой учебной проблемы, с организацией учебно-поисковой деятельности детей, оказываются невостребованными в практике школьных уроков, педагогам нередко недостаёт глубокого понимания сущности научно-теоретических понятий, лежащих в основе предметного содержания, далеко не всегда удается создать нужную проблемную ситуацию, наладить учебный диалог, организовать эффективную групповую работу учащихся. Это порождает определенные трудности в усвоении программного (особенно теоретического) материала. Таким образом, наиболее уязвимым элементом системы развивающего обучения является педагогическая деятельность учителя. Именно отступления от заложенного в проекте типа педагогической деятельности, особенно на организационно-коммуникативном уровне, для многих учителей оказываются источником весьма серьезных трудностей при реализации системы развивающего обучения, а в ряде случаев приводят к ее деформации, трудности с недостаточной подготовленностью учителей к работе в системе развивающего обучения связаны с недостаточным количеством информации. Задавшись целью продемонстрировать неиспользуемые резервы уже имеющегося материала по анализу уроков, была разработан вариант анализа урока (технология Занкова), созданы и определены критерии и ориентиры, определяющие пути и средства разработки учителем целостной технологии реализации урока. Анализируя уроки, нужно учитывать такие конкретные обстоятельства: особенности темы и возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются), индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы. Формы применения этого варианта анализа могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как показал опыт, такая схема: Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока. Просмотр записей посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Инструктаж учителя по заполнению матрицы анализа урока до его проведения. Изучение предварительно заполненной до урока матрицы, анализ урока с точки зрения технологии и предполагаемых результатов. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учащихся. Самооценка и самоанализ учителем урока по ранее заполненной матрице, выявление отклонений от предполагаемого планирование и обоснование причин. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя. Анализ урока учителем. Самооценка - одно из условий творческого труда учителя. Помимо основных требований к самоанализу проведенного урока, учитель сравнивает заполненные им матрицы до и после урока, соотносит свои показатели и параметры с оценкой эксперта. Мотивирует выбор методов урока, оценивает соответствие данных методов целям и содержанию урока, выполнение поставленных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителем уроком (его отдельными частями). Вместе с проверяющим разрабатывается программа коррекции по устранению отмеченных недостатков, проводится совместная оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Анализ урока проверяющим. Обоснованность выводов и оценок, опора на достижения в развитии технологии Занкова, конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность позволяют достичь хорошего результата при дальнейшей работе. При оценке эффективности урока могут быть использованы как 5-, так и 10- балльные шкалы, а цветовое решение при заполнении матрицы позволит быстро выявить сильные и слабые стороны урока и определить дальнейшее направление в работе педагога. В чем преимущество такого анализа? Матричный анализ позволяет четко выявить эффективность реализации методической системы Методика проста в обработке и позволяет проанализировать не только сам урок, но и предварительную подготовку, степень владения технологией, что немаловажно на этапе перехода из начальной школы в основную. Учитель четко представляет требования к уроку и в процессе двух анализов сам находит пути решения проблем и задач, процесс анализа становится творческим, полезным, главным образом учителю. Посещение урока становится не только мерилом уровня профессионализма педагога, но и средством для развития компетенций учителя, средством рефлексии и толчком к саморазвитию и самообразованию.
ПРИЛОЖЕНИЯ К СТАТЬЕ СКАЧИВАЙТЕ ВВЕРХУ СТРАНИЦЫ
|