План урока, возможная личностная проблема:
- Местоположение Ассирии.
- Освоение железа
- Ассирийское военное искусство
- Столица державы.
- Царский дворец.
- Ашшурбанапал
Возможная личностная проблема: зачем человеку,
живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе. Планируемые результаты изучения материала, цели урока:
- Учащиеся понимают, что эпоха существования древних
цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой
культуры, обогатив человечество определенными знаниями,
бессмертными творениями архитектуры, скульптуры, изобразительного
искусства.
- Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать
новое, ранее неизвестное.
- Развивать у учащихся способности к историческому воображению
через работу с символами урока, картой и текстом учебника.
- Воспитывать уважение к человеку труженику, творчески
выполняющему разнообразную работу.
- Учить учащихся работать в группе, вместе искать ответы на
поставленные вопросы и выполнять порученное задание.
- Расширить представления о древних цивилизациях.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы и
практическая работа учащихся, ИКТ.
Развитие умений учащихся. Учащиеся работают с картой, учатся выделять
главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых
знаний, самостоятельно работать с учебником, определять термины,
развивать речь. Основные понятия и термины, держава, Ашшур, Иштар,
Ашшурбанапал.
Ход урока:
1. Водная часть (мотивационная): рассказ притчи:
Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех
трех.
Одного спросили:
-Что ты делаешь?
- Тащу в город эту проклятую ношу.
Второго спросили:
-Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:
-Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и
утешение им.
( После рассказа притчи, сделать выводы: нужно работать на уроке так,
чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим, или, по крайней
мере, нужно осознавать необходимость получаемых знаний).
2. Проверка итогов предыдущей работы:
1).Какие страны Древнего Востока мы уже изучили?
2) Что на ваш взгляд важное и интересное вы о них узнали?.
3. Работа по теме урока:
- Сообщение темы урока.
- Интрига (показ глины и железной руды). Как вы думаете, с какой
целью я принесла эти материалы на урок? ( Высказываются предположения).
- Продолжает урок учитель истории, объясняя особенности урока, и
указывает цель урока – путешествия, представляя учащихся "агентами
туристического бюро”, предлагающим тур по Ассирийской державе.
Маршрутным листом будет служить план работы, составленный совместными
усилиями. Тетрадь учащихся на уроке станет блокнотом для записей
"агента”.
4. Последовательность действий учителя и учащихся
1. Презентация нового материала: лекция (материал лекции на СД
диске, можно использовать краткий рассказ учителя).
2. Целеполагание: о чем бы вы хотели узнать подробнее? (высказывается
мнение учащихся. В результате обработки предложений учеников,
появляется схема).
(Используется проектор – 1 слайд*)
3. Агенты” получают задание №1:
Определить местоположение державы, особенности климата, рельефа,
наличие полноводных рек. По карте определить первоначальные границы
государства, какие страны были завоеваны и покорены, размеры новой
территории. Использовать текст учебника. - (2 слайд)
4. Объяснить значение новых слов: держава, Ашшур, Иштар,
Ашшурбанапал -
(3 слайд)- задание для агентов № 2
4. Задание № 3 для агентов – используя текст учебника, доказать
преимущество железных орудий труда и оружия.
5. Задание для агентов № 4 – подготовить рассказ об ассирийском
военном искусстве.
- 4 слайд
5.Самоконтроль и самооценка – слайд 1
( Несколько туристических агентов, используя слайды, коротко
презентуют новое место посещения для туристов, интересующихся историей
народов мира).
6. Подведение итогов:
- Для кого работа на сегодняшнем уроке стало тяжким трудом?
- Выразите свое отношение к Ассирийской державе.
- Продолжить предложение:
- Я находил …
- Я определял …
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Определить, какую из обозначенных проблем, мы еще не решили? -
(Ашшурбанапал)
7. Информация о домашнем задании:
Вы знаете, ребята, как страшны пожары. Какой ущерб они приносят
людям. У ассирийского царя Ашшурбанапала была большая библиотека, и в
ней случился пожар, но книги не сгорели. А почему? И кто таков
Ашшурбанапал? Вот об этом вы подготовите рассказ дома, используя текст
учебника и дополнительную литературу.
* Презентацию можно получить у автора статьи
|