Цель: закрепить знания о составе и слоях атмосферы; повторить
определения «атмосферное давление», «климат», «погода»; продолжить
работу по вычислению среднегодовой и среднесуточной температуры;
работать по составлению схем образования бриза и муссона. Оборудование: таблица «Слои атмосферы», карты, схемы, слайды. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Сообщение цели урока:
— Ребята, сегодня нас ожидает удивительное путешествие по одной из
оболочек Земли. Что это за оболочка, вы узнаете, решив кроссворд. У
каждого на столах лежат опорные карты, в которых вы видите все задания
сегодняшнего урока. Задание 1. Решение кроссворда. Кроссворд По вертикали: 1. Прибор для измерения температуры воздуха.(термометр)
2. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек
льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
(осадки) 3. Прибор для определения направления и силы ветра.(флюгер) 4. Воздушная оболочка Земли. (атмосфера) По горизонтали: 1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-18 км. (тропосфера) 5. Капельки воды утром на траве. (роса) 6. Один из видов атмосферных осадков. (иней) 7. Прибор для измерения давления воздуха. (барометр)
- Итак, ребята вы решили кроссворд, который помог вам определить тему
нашего урока: сегодня мы вспомним ,что мы знаем об атмосфере и узнаем
насколько хорошо мы её изучили. 1.Что такое атмосфера и каково ее значение? 2. Назовите состав воздуха.. - На доске нарисована круговая диаграмма. Впишите в нее количество азота, кислорода и других газов, содержащихся в воздухе. - Каково строение атмосферы? Слои атмосферы: - Какие слои атмосферы вы знаете? - Как они располагаются? - Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Где я нахожусь»:
Обратите внимание на плакат на доске «Слои атмосферы»; вам будет дано
описание слоев атмосферы, а вы будете передвигать флажок в соответствии
с тем слоем, который описывается: — сейчас мы оказались в том месте, где при температуре 0°С масса воздуха равна 1 кг 33 гр. (тропосфера); — теперь мы поднялись в слой, который расположен на высоте 25 км от поверхности Земли (стратосфера!; —мы находимся в слой, в котором температура сначала поднимается, а затем с высотой понижается до - 55° С (тропосфера);
— сейчас мы находимся в слое, который не имеет четкой границы и
постепенно переходит в космическое пространство (стратосфера); — теперь мы опустились в слой, который часто называют «фабрикой погоды» (тропосфера); — сейчас мы оказались в слое, в котором образуются облака? (тропосфера). Атмосферное давление: — Что такое атмосферное давление? — Испытывает ли его человек? — Почему у человека бывает горная болезнь? — Какое давление мы называем нормальным? — На сколько уменьшается давление с поднятием на каждые 10м? Задание. Вычислить атмосферное давление на высоте; заполнить таблицу в опорном конспекте. Температура воздуха: — Какой слой тропосферы наиболее теплый? Почему? — Назовите самое холодное время суток. — Назовите самое теплое время суток. — Что такое амплитуда? Задание.
Найти среднесуточную температуру воздуха и амплитуду; найти
среднегодовую температуру и амплитуду; заполнить таблицу в опорном
конспекте ( для сильного ученика) месяц t Январь -15 Февраль -10 Март -8 Апрель 0 Май +10 Июнь +15 Июль +20 Август +15 Сентябрь +10 Октябрь 0 Ноябрь -5 Декабрь -10 23 : 12 - +2° С - среднегодовая температура воздуха. +20 +15=35° С амплитуда Найти среднесуточную температуру воздуха и амплитуду (для слабого ученика); • 1 час ночи + 9° С • 4 часа утра + 8° С • 7 часов утра + 7° С • 10 часов утра +11° С • 13 часов дня + 19° С • 16 часов дня + 18° С • 19 часов вечера +12° С • 22 часа вечера + 10° С Сумму этих температур следует разделить на число измерений: 94 : 8 = 11°С. 19-7=12°С Вопрос. 1.Сколько содержится влаги в воздухе при температуре +20°,+30°; 2. Скажите что произойдет с паром, если температура воздуха понизится с +30 до +20? Осадки— Что такое туман? Отгадав загадку вы узнаете о чём пойдёт речь. Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. Облака: - Где образуются облака? - Как они образуются? Задание. Вписать в горизонтали названия тех или иных типов облаков, опираясь на их описание:
1) эти облака, обычно белые и пушистые, указывают на установление
хорошей погоды; но, будучи большими и темными, эти облака являются
признаком ненастья и приносят с собой непогоду; 2) эти облака
представляют собой тонкий бледно-серый слой, который закрывает все небо;
обычно они несут мелкий нудный моросящий дождь; 3) эти облака
тоненькие, почти прозрачные, растянутые; они являются признаком
ветреной погоды и плывут высоко в небе, состоят из мельчайших
кристалликов льда; 4) дождевые облака серого цвета; имеют рваные
края; у некоторых из них есть белая верхушка, похожая на кочан цветной
капусты; обычно они могут быть грозовыми. С этим заданием справились , переходим к следующему. И снова загадка. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. Ветер (роза ветров дана на доске): - Что такое ветер? - Каковы причины образования ветра? - Назовите виды ветра. Заполните таблицу Ветры Характеристика Причины возникновения Муссоны Меняют свое направление по сезонам года. Различие в нагревании суши и океана зимой и летом
Бризы Меняют свое направление в разное время суток Местные различия в
нагревании воздуха над водоемом и побережьем, пашней и лесом. Задание. Где люди будут ощущать более тёплый воздух на берегу или на паруснике?
Для закрепления изученного материала использовала стихотворение:
учащиеся слушают стихотворные строки и записывают как можно больше
терминов, связанных с темой «Атмосфера» Итог урока. |