Цели:
Организовать деятельность по формированию понятий «атмосферные
осадки»; выявлению причины формирования различных видов атмосферных
осадков; выявлению положительных и отрицательных значений атмосферных
осадков;
содействовать развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать,
делать логические выводы, самостоятельно работать с учебником,
высказывать свои мысли
содействовать воспитанию активной личности, умеющей отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Тип: комбинированный
Ход
I Орг. Момент (приветствие, проверка готовности к уроку, рефлексия настроения)
II Проверка домашнего задания
Устный опрос
1 Что такое испарение. Почему происходит испарение?
2 Что такое конденсация? Какие условия необходимы для конденсации?
2 Как образуются облака?
3 Как образуется туман?
III Актуализация
Загадки
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем-ищем – не найдем (роса)
Он как алмаз: и тверд и чист,
На солнышке сверкает.
Но пригревать начнут лучи –
Он тут же и растает (иней)
Тонок, долог, а сядет - в траве не видать (дождь)
Он все время занят делом. Он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути (снег)
На дворе переполох: с неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина – у нее теперь ангина (град)
На доске последовательно вывешиваются листы с отгадками
Как назвать одним словом? Атмосферные осадки
IV Изучение нового материала
Тема.
Что вам известно об атмосферных осадках?
А что бы вы хотели узнать?
Совместное целеполагание по плану.
План
1 Атмосферные осадки
2 Образование росы и инея
3 Образование дождя
4 Образование снега и града
5 Выпадение атмосферных осадков на поверхность почвы.
1 Понятие атмосферных осадков (запись в тетрадь).
2 Когда появляется роса?
Почему?
Конденсация – при столкновении теплого и влажного воздуха с холодным ядром
Почему роса появляется в предутренние часы?
3 Зимой бывает роса?
Иней образуется по такому же принципу
4 Образование дождя.
Почему дождь выпадает на землю?
5 Образование снега
Как называется процесс перехода воды в твердое состояние ?
Почему снежинки имеют правильное и красивое строение?
( молекулы льда образуют правильные шестиугольники)
6 Почему образуется град? Самостоятельная работа с учебником
В какую пору года может быть град?
7 Классификация осадков
Посмотрите на доску и попробуйте разделить осадки на группы.
Задание 6 Рабочая тетрадь
5 От чего зависит количество осадков?
- От географического положения (наличие поясов низкого и высокого атмосферного давления).
- Положение местности по отношению к морю или океану.
- Влияния преобладающих ветров.
Где больше всего выпадает осадков?
Почему снег мог образоваться в жарком поясе?
Где меньше всего выпадает осадков?
V Закрепление
Игра "третий лишний" :
А) снег, град, дождь; (дождь- жидкие ,град и снег твердые )
Б) роса, дождь, снег; (роса -на предметах земли, дождь и снег- облака)
Г) дождь, снег, град ; (снег -лишний т.к.дождь и град -летние осадки)
Определить виды атмосферных осадков по тексту
-Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.
К.Г.Паустовский
- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес,
то на полях в траве видны алмазы.
Л.Н.Толстой
-Грянул гром нежданно, наобум-
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
С.Я Маршак
-И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои серебристые узоры.
Е.А.Баратынский
-Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
С.Я. Маршак
- Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух, лежу я на полях.
Как алмаз блещу при солнечных лучах
-Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет:
- Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.
VI ДЗ 23 V уровень задание №10 (рабочая тетрадь)
VII Подведение итогов и рефлексия |