Цели. Повторить знания о личных местоимениях
единственного числа; пронаблюдать над
изменением по падежам личных местоимений
множественного числа; развивать устную и
письменную речь учащихся, память, внимание,
воображение, мышление; воспитывать
ответственность, интерес к предмету.
Учебные материалы. Учебник "Русский язык" II
часть (авт. Л.М. Зеленина, Т,Е, Хохлова); тесты по
русскому языку (авт. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова);
толковый словарь для школьников (авт. Т.И.
Козлова); пословицы; таблица баллов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня на уроке мы проведем аукцион
знаний. Кто из вас знает, что такое аукцион?
Дети. Высказываются.
У. В толковом словаре для школьников записано
"Аукцион- публичная продажа, при которой
продаваемая вещь приобретается лицом,
предложившим за неё наибольшую сумму". А сейчас
я буду приобретать ваши знания за баллы, т.е. за
оценки. Мне нужны ваши правильные, точные, полные
ответы. Каждый из вас должен постараться набрать
как можно больше баллов. И в конце нашего
аукциона мы подведём итоги, они будут видны из
таблицы.
№ |
№ вопроса
Ф.И. учащегося |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Альхеева Анастасия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Альхеев Вадим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Альхеева Лариса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Амагзаева Арина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Амагзаева Людмила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Бугушкинов Борис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Имыкшенова Зинаида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Мантахаев Алексей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Солдаткин Николай |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Хахалов Кондратий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Актуализация знаний.
У. Ребята, изучение какой части речи мы начали
на прошлом уроке?
Д. Личные местоимения.
У. Что такое местоимение?
Д. Местоимение - это часть речи, которая
указывает на предметы, признаки и количества, но
не называет их.
III. Повторение изученного материала.
У. Сейчас мы мобильно повторим изученные
знания о личных местоимениях.
1) Один ученик заполняет таблицу на доске.
Личные местоимения
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Второй ученик склоняет личные местоимения
единственного числа.
И.п. я, ты, он, она, оно.
3)Фронтальный опрос остальных учеников.
У. Что вы можете сказать о личном местоимении Я?
Д. Личное местоимение Я указывает на того,
кто говорит о себе.
У. Что вы можете сказать о личном местоимении ТЫ?
Д. Личное местоимение ТЫ указывает на
того, к кому обращена речь.
У. А что вы знаете о личных местоимениях ОН,
ОНА, ОНО?
Д. Они указывают на того, о ком речь ведут
другие.
У. Как изменяются личные местоимения ед.ч?
Д. По падежам, а местоимения 3 лица - по родам.
IV. Работа по развитию речи.
У. Перед вами пословицы. Ваша задача: списать,
вставляя пропущенные местоимения; определить
падеж. Устно объясните их значение.
1)Человека узнаешь, когда с ____ пуд соли съешь.
2) Если у ____ есть друг, советуйся с ____.
3) Не хвали себя сам, пусть ____ другие похвалят.
У. Что интересного вы заметили в первой
пословице?
Д. В этой пословице есть устойчивое выражение
или фразеологизм- пуд соли съешь.
У. А что это значит?
Ответы детей.
V. Работа над новой темой.
У. Мы с вами повторили всё, что знаем о личных
местоимениях единственного числа. А что вам
известно о местоимениях множественного числа?
Д. Мы, вы, они - местоимения множественного
числа.
У. Подумайте, как могут изменяться
местоимения множественного числа?
Д. Они могут изменяться по падежам, то есть
склоняться.
У. Вспомните, вместо какой части речи можно
употреблять местоимения?
Д. Вместо имени существительного. Значит,
падежные вопросы у них одинаковые.
У. Сейчас попробуйте просклонять личные
местоимения множественного числа.
Учащиеся самостоятельно склоняют личные
местоимения множественного числа.
Взаимопроверка выполнения работы по таблице в
учебнике на с. 38.
VI. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб писать нам было легче,
Чтоб смотреть, писать, читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
VII. Закрепление изученного материала.
У. Для вас задание: составить и записать по
два предложения. I вариант с личными
местоимениями в форме именительного падежа, а II
вариант - с личными местоимениями в форме
косвенных падежей, указать падежи.
Проверка: учащиеся читают свои предложения.
У. Какими членами предложения являются
местоимения?
Д. Местоимения в именительном падеже
являются подлежащими, а местоимения в форме
косвенных падежей - дополнениями.
У. Сейчас выполните упражнение 24 на с. 39.
Проверка выполнения учителем.
VIII. Работа с тестом.
У. Выполняем тест №35 на с.73 по теме
"Склонение личных местоимений".
Взаимопроверка. Один ученик читает вслух.
IХ. Итог урока.
У. Чему новому на уроке вы научились?
Д. Мы научились склонять личные местоимения
множественного числа.
У. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Ответы детей.
У. Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
Выслушиваются мнения детей.
У. А сейчас подведём итоги нашего аукциона
знаний.
Выставление оценок.
У. Наш аукцион знаний подошёл к концу. Спасибо
всем за работу.
Х. Домашнее задание.
|