Дидактическая цель: создать условия
для осознания и осмысления системы знаний и
общеучебных и специальных умений по теме:
«Австралия и Океания»
Задачи урока:
- Образовательный аспект:
- в результате анализа различных источников
географических знаний сформировать
представление об Австралии, ЭГП страны,
природных условиях и ресурсах, населении;
- выявить причины экономического и политического
лидерства страны на мировом уровне;
- показать привлекательность и неповторимость,
красоту и величие Австралии
- Развивающий аспект:
- формировать умения работать с картой и
дополнительной литературой, отстаивать свою
точку зрения, доказывать ее, систематизировать
большой блок знаний;
- развивать кругозор студентов, логическое
мышление
- Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию интереса к познанию
жизни других народов и стран;
- воспитывать ответственность, организованность,
самостоятельность
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: физическая карта
Австралии, атласы, технологические карты,
справочный материал, фрагмент документального
фильма «Австралия»
ХОД УРОКА
I.Организация начала урока
Приветствие студентов.
Проверка готовности к работе
II. Сообщение темы и целей урока
Мы продолжаем путешествие по политической
карте мира. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня
речь пойдет о самом маленьком континенте или
самом большом острове с удивительным животным и
растительным миром, с неслыханным богатством
недр, с развитыми промышленностью и сельским
хозяйством, с миллионными городами и огромными
пустынями.
(Фрагмент документального фильма
«Австралия»)
Страна эта никогда особенно не привлекала
путешественников, то есть она никогда не была
таким местом, которое жаждали посетить толпы
людей, но в то же время еще совсем недавно многие
хотели бы поселиться там, так же как в свое время
миллионы людей стремились поселиться в Америке.
Здесь нет живописных руин, мало следов древней
культуры, нет таких величественных красот
природы, как Гималаи и Ниагарский водопад.
Вместе с тем, в некоторых отношениях эта страна –
самая необычная и самая интересная из всех
государств мира и, если представить ее такой,
какой она была до появления здесь белого
человека, можно было подумать, что это совсем
другая планета.
Это Австралия – страна, которая все больше
заявляет о себе в экономике, политике, культуре.
Итак, тема нашего урока: «Австралия и Океания»
Сегодня на уроке мы выясним, какое влияние
оказывает ЭГП на развитие страны, познакомимся с
природными условиями и ресурсами, поговорим об
особенностях населения Австралии и отраслевой
структуре.
И в конце нашего путешествия вы мне ответите на
вопрос:
– Почему Австралия, с одной стороны,
является развитым государством (находится в
«двадцатке» первых стран мира), а, с другой
стороны, ее долг Западным странам на сегодняшний
день составляет 100 млрд долларов (1/3 ВВП)?
Настоящие путешественники всегда ведут
дневники экспедиции. Нам тоже пригодятся эти
дневники для записей
Их вы будете заполнять в процессе путешествия.
Итак, в путь!
III. Изучение нового материала
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
Австралия – уникальная, единственная в мире
страна, которая занимает целый континент,
отличающийся разнообразием природных
комплексов и многочисленными видами только ей
присущих эндемиков. Австралия – это все самое,
самое…
1) Оценка ЭГП страны
Пользуясь планом и используя карты атласа и
таблицу учебника №3 с.272 дайте характеристику ЭГП
Австралии. Основные моменты отразите в полевых
дневниках. Время на выполнение этой работы 5
минут.
– Выгодно ли ЭГП страны?
С одной стороны, Австралия изолирована от
других государств и частей света. Крупные
развитые государства удалены от нее на многие
тысячи километров. От Лондона до Австралии более
20 тысяч километров. Но современная авиация
значительно приближает Австралию к другим
материкам. Самолет покрывает расстояние от
Англии за 30 летних часов, в то время как в 19 веке
кораблю нужно было плыть 8 месяцев.
Крупные империалистические державы
рассматривают страну как трамплин для
проникновения в Юго-Восточную Азию.
С другой стороны, Австралийский Союз имеет
только морские границы. Омывающие материк моря
служат транспортными путями для внешних связей
страны)
2) Население
Действительно, Австралия является
изолированным государством.
– Может ли этот факт служить доказательством
того, что на материке проживает около 20 млн.
человек – меньше, чем на любом другом материке?
– Дайте характеристику населения Австралии,
используя справочный материал. Заполните
технологические карты.
Работа с таблицами, диаграммами, картами.
3) Природные богатства Австралии
До чего же все-таки сложен современный мир!
Однажды в одном из священных мест аборигенов,
где, по их верованиям, обитают духи – покровители
племен, было обнаружено фантастически богатое
месторождение урана – 1% мирового запаса на
участке с футбольное поле.
Я хочу попросить экскурсоводов дать оценку
природных условий и ресурсов Австралии. Вы
внимательно слушаете сообщение и основную
информацию фиксируете в своих дневниках. А после
этого ответите на вопрос:
– Как природно-ресурсный потенциал влияет на
развитие промышленности и сельского хозяйства?
– Анализируя все вышесказанное, что вы можете
сказать об отраслевой структуре этого
государства? (20% экспортных доходов стана
получает от обрабатывающей промышленности, 40% от
горнодобывающей промышленности и 40% от сельского
хозяйства. Т.е. Австралия по уровню жизни
принадлежит к развитым странам, а по структуре
производства ее можно отнести к странам Востока)
Итак, давайте ответим на главный вопрос нашего
урока
– Почему Австралия, с одной стороны, является
развитым государством (находится в «двадцатке»
первых стран мира), а, с другой стороны, ее долг
Западным странам на сегодняшний день составляет
100 млрд долларов (1/3 ВВП)?
Австралия является одной из развитых государств
мира, так как:
- Располагает значительными запасами природных
ресурсов, в том числе полезными ископаемыми, при
небольшом количестве населения
- Полностью удовлетворяет потребности в сельском
хозяйстве и продовольствии
- Широк приток иностранного капитала (англичане
принесли сюда капиталистические отношения,
навыки, традиции, квалифицированные рабочие
руки)
- Несмотря на огромные долги, Австралия
продолжает процветать и с каждым годом
добивается новых результатов в экономике
Как вы считаете, изменится ли структура
производства Австралии в будущем, в каком случае
и сможет ли страна расплатиться с долгами?
IV. Закрепление
Давайте теперь проверим, как вы усвоили
материал сегодняшнего урока
Тестовая проверка
ТЕСТ
«Австралия»
Главой
государства в Австралии официально считается:
а)
президент
б)
премьер-министр
в)
королева Великобритании
г)
генерал-губернатор
Сколько
штатов в Австралии
а)
50
б)
6
в)
17
г)
10
Что
из ниже перечисленного не является штатом Австралии?
а)
Южная Австралия
б)
Северная Австралия
в)
Западная Австралия
г)
Тасмания
Первые
европейские поселения в Австралии были:
а)
золотоискателями, ставшими жертвами золотой лихорадки
б)
колонистами – фермерами, осваивающими необъятные просторы страны
в)
военными, освобождающими континент от коренного населения
г)
каторжниками, отправленными сюда за серьезные преступления
Австралия
занимает первое место в мире по добыче
а)
нефти
б)
бокситов
в)
медной руды
г)
железной руды
Наибольшее
поголовье в Австралии имеют
а)
свиньи
б)
овцы
в)
верблюды
г)
лошади
Какая
страна является главным внешнеторговым партнером Австралии
а)
Япония
б)
Новая Зеландия
в)
Великобритания
г)
Германия
По
уровню социально-экономического развития Австралия относится к странам:
а)
нефтедобывающим
б)
новым индустриальным
в)
странам переселенческого капитализма
г)
высокоразвитым странам
Столицей
Австралии является:
а)
Сидней
б)
Перт
в)
Мельбурн
г)
Канберра
Большая
часть населения страны проживает:
а)
на юго-востоке страны
б)
на севере страны
в)
на юге страны
г)
на юго-западе страны.
(1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – в, 9 –
г, 10 – а)
V. Итог урока
– Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор об
Австралии на этом не закончился. А если вас
заинтересовала эта страна, советую вам прочитать
книги Железнова «Еще одно открытие Австралии»,
В.Овчинникова «Своими глазами», которые помогут
поближе познакомиться с яркими вехами истории,
характерными чертами хозяйства и политики,
ощутить дух страны. Кроме того, вы сможете лучше
понять, какие они, сегодняшние австралийцы.
– И мне хотелось бы закончит наш урок словами
из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где
Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный
на всем земном шаре! Его возникновение, растения,
животные, климат – всё это удивляло, удивляет и
ещё удивит ученых всего мира. Представьте себе,
друзья мои, материк, который, образовываясь,
поднимался из морских волн ни своей центральной
частью, краями, как какое-то гигантское кольцо –
материк; в середине которого есть наполовину
испарившееся внутреннее море, где реки с каждым
днем всё больше и больше высыхают, где нет влаги,
ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно
теряют не листья, а кору; где листья обращены к
солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени…
Самая причудливая, самая нелогическая страна из
всех когда-либо существовавших».
Выставление оценок
VI. Домашнее задание
Выписать в тетрадь пять положений,
характеризующих экономику страны
|