Пояснительная записка Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 4-м классах в объеме 1 ч/нед. Курс может преподаваться без использования компьютера, однако при наличие компьютерного класса на базе IBM PC рекомендуется проведение занятий с использованием компьютерных инструментальных развивающих сред (ЛогоМиры). Основной целью пропедевтического курса информатики "Информатика детям" является развитие мыслительных и коммуникативных навыков ребенка, приобретение навыков работы на ПК. В процессе обучения в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики целесообразно включать приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты: изучение алгоритмов; развитие процессов мышления, рассуждений, логики; изучение объектов и систем; построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода. На уроках информатики дети работают на компьютере: осваивают технику безопасности, работу на клавиатуре и т.д. Цели курса: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. Задачи курса: познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне. Примерное содержание курса информатики: Основы понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях. Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Восприятие информации. Внимание. Работа с понятиями, признаками. Классификация, сравнение, рассуждения. Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Форма организации обучения: Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. Обучение ведется блоками: Теоретическая часть, компьютерная часть. Теоретическая часть преподается с использованием следующих методов: беседа, объяснение, демонстрация, учебная лекция. Практическая часть: разнообразные упражнения, практические и лабораторные работы на ПК. При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал "Информатика и образование" № 4, 5,7, 10 - "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации в сфере общего среднего образования" Роберт И.В. и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин.) и осанки (1-2 мин). Занятия информатикой, с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1, 2, 3 или 4-м уроками). При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики. После первого года обучения по курсу "Информатика детям ” учащиеся должны знать: технику безопасности при работе на ПК, взаимодействия с устройствами: мышью, клавиатурой; понятие об информации, способах ее восприятия; характеристики информации по объему, содержанию, характеру; общую структуру ПК (монитор, системный блок, устройства ввода/вывода информации); об использовании ПК в повседневной жизни, профессиональной деятельности; понятие "множества” (вокруг нас, в природе, множество имен, подмножества); необходимую информацию о себе и своих родителях; понятия о линейных алгоритмах, способах его представления, исполнителях алгоритмов, системах команд исполнителей. Учащиеся должны уметь: работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню; работать с играми по управлению движущимися объектами и с логическими играми; переключать шрифты с русского на латинский и наоборот, набирать на клавиатуре простой текст с заглавными буквами, символами клавиатуры, с числами; составлять последовательности действий для достижения поставленной цели; рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя "Лого миры”; решать задачи на установление числовых, символьных, буквенных закономерностей и придумывать аналогичные; выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам; разбивать предметы на группы в соответствии с указанными признаками. Учебно-методические пособия: Информатика детям. Учебник для нач.шк. Понебратов В.М. – Казань, 2005. Мир информатики 1-2 год обучения. Интерактивный учебник. "Кирилл и Мефодий” Среда обучения "Лого миры”. Институт новых технологий образования, 2001. Информатика 5-6. Под ред. Н.В.Макаровой.
Темаическое планирование скачивайте вверху страницы. |