1. Пояснительная записка
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. «Языком не расскажешь – пальцами не растычешь», - говорят в народе.
Язык – орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Общение посредствам слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык – это орудие культуры.
Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению, его письменной и устной формами всегда характеризует культурного человека. Древний поэт Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал!». Сказанное слово, как лакмусовая бумажка, сразу покажет уровень культуры.
Культура речи означает умелое, свободное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка.
Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом.
Русский этикет выработал целый ряд правил речевого поведения, которые можно в целом объединить словами: «От учтивых слов язык не отсохнет». Восточная мудрость гласит: «Приветливость – это золотой ключ, которым открывают железные замки людских сердец».
Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.
Цель программы – пробудить интерес школьников к проблемам общения, способствовать воспитанию навыков культурного общения и поведения.
Задачи программы:
- помочь учащимся овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми;
- научить бережному отношению к слову;
- повысить культуру речевого общения учащихся.
Эффективность занятий по данной программе в значительной мере зависит от разнообразия используемых форм и методов. Это может быть и беседа, и рассказ, и объяснение, и практическое занятие с обсуждением проблемных ситуаций, и ролевые игры. От учителя требуется найти нужный тон в общении с учащимися, избежать назидательности, создать атмосферу непринужденности и заинтересованности, вдумчивости и серьезности.
Педагогический такт, доверительность, искренность, эмоциональность – важнейшие условия успешности занятий по культуре общения. Главное в результате работы – изменение отношений между учащимися, облагораживание всей атмосферы в семье, в школе, на улице. Очень важно, чтоб учащиеся почувствовали, что использование различных форм речевого этикета делает их речь более точной, выразительной, эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.
Программа рассчитана на 1 год, режим занятия – 1 раз в неделю по одному часу, таким образом-
- 34 часа в год.
Программа разработана для учащихся 5-7 классов.
2. Содержание программы «Культура речи. Речевой этикет»
Раздел 1. Введение. Понятие о речевом этикете.
Тема 1. «Язык – важнейшее средство человеческого общения».
Тема 2. Понятия «общения» (устного и письменного), «речевой этикет», «формулы речевого этикета», «речевая ситуация».
Тема 3. Как нужно вести себя во время разговора.
Раздел 2. Обучение словесной вежливости и воспитание общей культуры поведения.
Тема 1. «Урок знакомства» (знакомство с формулами и правилами речевого этикета в ситуации знакомства)
Тема 2. Приветствия.
Тема 3. Извинение за беспокойство.
Тема 4. Обращение, просьба.
Тема 5. Вежливый отказ.
Тема 6. Похвала (комплимент).
Тема 7. Разговор по телефону.
Тема 8. Учимся благодарить:
а) благодарность за внимание;
б) благодарность за подарок
Тема 9. Вежливая оценка.
Тема 10. Вежливая критика.
Тема 11. Человеческое внимание:
а) утешить – успокоить;
б) утешит – помочь;
в) утешить – поддержать.
Тема 12. Поздравления:
а) с днем рождения;
б) с праздником 8 Марта.
Тема 13. Жесты и мимика.
Тема 14. Искусство быть другим.
Тема 15. Языковая скверна.
Раздел 3. Подведение итогов.
Тема 1. Коммуникативные игры.
Тема 2. Турнир «Будь вежливым!»
3. Учебно-тематическое планирование
Тема занятия |
Кол-во часов |
Теор.
часть |
Практич. часть |
Раздел 1. Введение. Понятие о речевом этикете.
Тема 1. «Язык – важнейшее средство человеческого общения».
Тема 2. Понятия «общения» (устного и письменного), «речевой этикет», «формулы речевого этикета», «речевая ситуация».
Тема 3. Как нужно вести себя во время разговора.
|
3
1
1
1
|
1
1
-
|
1
|
Раздел 2. Обучение словесной вежливости и воспитание общей культуры поведения.
Тема 1. «Урок знакомства» (знакомство с формулами и правилами речевого этикета в ситуации знакомства)
Тема 2. Приветствия.
Тема 3. Извинение за беспокойство.
Тема 4. Обращение, просьба.
Тема 5. Вежливый отказ.
Тема 6. Похвала (комплимент).
Тема 7. Разговор по телефону.
Тема 8. Учимся благодарить:
а) благодарность за внимание;
б) благодарность за подарок.
Тема 9. Вежливая оценка.
Тема 10. Вежливая критика.
Тема 11. Человеческое внимание:
а) утешить – успокоить;
б) утешит – помочь;
в) утешить – поддержать.
Тема 12. Поздравления:
а) с днем рождения;
б) с праздником 8 Марта.
Тема 13. Жесты и мимика.
Тема 14. Искусство быть другим.
Тема 15. Языковая скверна.
|
25
2
2
1
2
1
1
2
2
1
1
3
2
2
2
1
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
|
Раздел 3. Подведение итогов.
Тема 1. Коммуникативные игры.
Тема 2. Турнир «Будь вежливым!»
|
6
4
2 |
|
4
2 |
4. Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М..1993.
2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.
3. Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.
4. Журналы «Русский язык к школе».1991 №4; 1992 №2-6; 1993 №1; 2.
5. Никитина Е.И. Русская речь (5-7кл.). – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1991.
7. Смелкова З.С. Азбука общения. – Самара, 1994.
8. Соколова В.В. Речевая культура школьников. – Горький, 1989.
9. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем обществе). – М., 1982.
10. Энциклопедия этикета. – М., 2003.
|