Знать: классификацию аминов, изомерию и
номенклатуру предельных аминов, строение аминов;
физические и химические свойства предельных
аминов, их получение и применение; строение,
свойства, способы получения и применения
анилина; генетическую связь аминов с другими
классами органических соединений; классификацию
и номенклатуру гетероциклических соединений;
строение, физические и химические свойства
пиррола и пиридина; примеры пуриновых и
пиримидиновых оснований, их значение.
Уметь: составлять формулы изомерных аминов
и давать им названия; составлять уравнения
реакций, характеризующих химические свойства
предельных аминов и анилина, способы их
получения; объяснять зависимость свойств аминов
и анилина от их строения; раскрывать взаимное
влияние атомов на примере анилина.
Основные понятия: аминогруппа, амины,
гетероциклы.
Контрольные вопросы
1. Что такое амины?
2. Какие виды аминов известны?
3. Какие виды изомерии характерны для
аминов?
4. Каковы физические свойства предельных
аминов и анилина?
5. В чем сходство и отличие химических
свойств: аммиака и предельных аминов, предельных
аминов и анилина?
6. Каковы области применения аминов?
7. Какие соединения называют
гетероциклическими?
8. Каковы классификация и номенклатура
гетероциклов?
9. Приведите примеры гетероциклов, которые:
а) являются основаниями;
б) не являются основаниями.
10. Какие химические свойства подтверждают
ароматичность гетероциклов?
11. Обладает ли продукт гидрирования
пиридина:
а) ароматическими свойствами;
б) свойствами основания?
Почему?
12. Какое основание сильнее: пиррол или
пирролидин? Почему?
13. Почему пиридин хорошо растворяется в
воде, а пиррол плохо?
Задания для самоконтроля
1. Составить формулы вторичных и третичных
аминов состава С5Н13N, назвать
вещества.
2. У какого вещества сильнее выражены
основные свойства:
а) метиламина или диметиламина;
б) аммиака или анилина;
в) этиламина или анилина?
Ответы обосновать.
3. Составить уравнения реакций и назвать
продукты взаимодействия:
а) метиламина с водой;
б) метиламина с хлороводородом;
в) пропиламина с кислородом (горение);
г) анилина с хлороводородом;
д) нитроэтана с водородом (восстановление).
4. Осуществить превращения:
5. Найти массу триброманилина,
образующегося при взаимодействии 18,6 г анилина и
104 г брома.
Ответ. 66 г.
6. Определить формулу третичного амина, в
котором массовые доли кислорода, водорода и
азота равны соответственно 65,75%, 15,07% и 19,18%.
Назвать амин.
Ответ. Диметилэтиламин.
7. Из 4,4 м3 бензола с плотностью, равной 0,88
кг/л, получили анилин. Какова его масса, если
выход составляет 70%?
Ответ. 3,23 т.
8. Сожгли 12,4 г первичного амина, а продукт
горения пропустили через избыток раствора
щелочи. Газ, не прореагировавший со щелочью,
имеет при нормальных условиях объем 4,48 л.
Определить амин.
Ответ. Метиламин.
9. Имеется раствор фенола и анилина в
бензоле. Массовая доля фенола в растворе 20%,
анилина – 30%. Какую массу раствора брома в
тетрахлорметане с массовой долей брома, равной 8%,
надо взять для бромирования 200 г исходного
раствора?
Ответ. 6,425 кг. |