Цель: Расширить знания учащихся о
Байкале.
Задачи:
- Познакомить учащихся с природой Байкала;
- Способствовать развитию познавательного
интереса к предмету;
- Способствовать нравственному воспитанию
учащихся, формируя у них любовь к уникальной
природе Земли.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Команды, жюри, эксперты заняли свои игровые
места.
2. Вступление.
Выходят ведущие, читают стихотворение К.
Ибряева
1-й ведущий
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
2-й ведущий
Я пою - и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок расти.
1-й ведущий
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
2-й ведущий Уважаемые гости, участники,
сегодня мы проводим информационно-
познавательную игру " Байкал - жемчужина
Подлеморья".
Мы живем на берегу знаменитого озера.
1-й ведущий Байкал - жемчужина -
Подлеморья. Наша родина.
Почему Байкал имеет такое название?
2-й ведущий: С давних времен берега
Байкала населяли люди. Каждый этнос давал свое
название озеру. Местные жители буряты называли
озеро "Байгал" - т.е. богатое и знаменитое
озеро, а эвенки за его большие размеры "Ламу" -
т.е. море.
1-й ведущий:
(читает стихотворение "Байкал" автор
Цыден-жап Жимбиев)
Байкал зовут Байкюлем,
Байгюлем и Бэйхаем:
Ему дано немало
Таинственных имен. В преданьях и легендах
Байкал - старик суровый.
А он на самом деле
Задорный молодой. |
|
Но мы на карте мира
Всегда его узнаем,
На силуэт посмотрим
И скажем: "Это он!"Он неспроста шумливый,
Порывистый, веселый -
Ведь он живой наполнен,
А не простой водой! |
2-й ведущий. Сегодня в нашей викторине
приминают участие эксперты, ученые-климатолог,
гидролог, ученый байкаловед, зоолог, орнитолог,
которые подготовили информацию о Байкале.
В познаниях соревнуются две команды,
участникам предстоит занимательные, интересные
задания.
1-й ведущий. Слово для выступления
предоставляется климатологу.
Климатолог:
Красив Байкал в любое время года!
Зимой и летом, осенью красив!
Не зря старалась матушка - природа,
Все чудеса в одно соединив!
Байкал оказывает существенное влияние на
климат окружающей местности. Это проявляется в
смягчении его резко континентального характера.
Сезоны года запаздывают на Байкале примерно на
полмесяца - месяц. На Байкале насчитывается
около 30 ветров. Самый сильный ветер сарма.
Скорость его превышает 40 км/ч. Юго-западные ветры:
култук. Северо-восточные - баргузин, ангара,
верховик. Западные: горная. Ветры на Байкале
отличаются в зависимости от времени года, по
направлениям и силе. Максимальные скорости
ветров отмечаются в апреле, мае, ноябре,
минимальные - в феврале, июле. Штормовые ветры
обычны в конце лета и осенью.
Задание 1. Ребус. Спрятано 10 слов
имеющих отношение к климату. Слова расположены
горизонтально и вертикально.
С |
А |
Р |
М |
А |
П |
К |
К |
Н |
С |
Ы |
Б |
Ш |
Ш |
А |
В |
А |
О |
О |
Н |
Щ |
М |
Ы |
К |
З |
О |
Ш |
З |
В |
Н |
Я |
И |
И |
У |
П |
Ш |
Д |
С |
Д |
И |
А |
Б |
П |
Ч |
Г |
А |
А |
М |
А |
А |
А |
П |
Н |
Р |
М |
Д |
У |
Б |
Р |
А |
Х |
О |
Е |
Ш |
О |
О |
Е |
Е |
Г |
А |
П |
В |
А |
А |
Р |
Я |
Ш |
Т |
У |
П |
К |
П |
Г |
А |
П |
А |
Е |
У |
Х |
А |
Е |
И |
Е |
У |
Е |
У |
Д |
У |
Х |
З |
У |
Р |
Х |
Б |
Б |
И |
О |
Л |
Ы |
Н |
Л |
Д |
У |
И |
П |
И |
Х |
И |
П |
П |
З |
Е |
Ь |
П |
Н |
Т |
З |
Л |
У |
Б |
У |
О |
Е |
Р |
Б |
Е |
О |
Д |
А |
Д |
У |
И |
Е |
И |
Ю |
Г |
В |
Х |
Н |
И |
А |
Р |
Р |
И |
З |
К |
У |
Д |
Х |
Б |
И |
И |
Я |
З |
П |
Ш |
А |
А |
У |
О |
Л |
Ъ |
И |
У |
А |
З |
К |
Я |
А |
У |
Х |
Г |
Н |
З |
Г |
Л |
Э |
Д |
Х |
З |
Ю |
А |
Р |
У |
А |
Р |
О |
Е |
Г |
Д |
О |
О |
Д |
Д |
У |
У |
У |
Ю |
У |
А |
В |
О |
З |
Д |
У |
Ш |
Н |
Ы |
Е |
М |
А |
С |
С |
Ы |
А |
Ключ: сарма, воздушные массы, снег, лед,
верховик, ангара, култук, метель, зима.
Орнитолог: Байкал поражает нас
красотой, уникальностью. Известно, что 60%
составляют эндемичные животные. На территории
Байкала обитают птицы, занесенные в Красную
книгу - орлан-белохвост. В августе начинается
отлет птиц. В середине октября над морем увидеть
стаи в 250 - 300 птиц серебристых и сизых чаек.
Появляются зимние гости - чечетки.
Задание 2. Узнать птицу по описанию. Очень
запасливые птицы. Отличаются отличной памятью.
Может делать более 20 тыс. тайников за осень.
Пустые семена оставляет в шишке. Основной
сеятель кедра.
Ключ: кедровка.
Задание 3. Ответить на вопросы.
1. Самый большой приток Байкала? (Селенга)
2. Что означает слова Байкал? (море, богатое,
знаменитое)
3. Сколько лет Байкалу? (25 млн.лет)
4. Есть ли на Байкале вулканы? (нет)
5. Самое теплое место на Байкале? (бухта
Песчаная)
6. Наибольшая толщина льда. (2 м)
7. Наибольша глубина? (1637м)
8. Самый большой осторв Байкала? (Ольхон)
9. Что такое чага? (гриб)
10. Сколько иголок в пучке сосны? (5)
Гидролог. Вода основа жизни. В
огромной котловине Байкала содержится 23 000км. Это
20% мировых запасов пресной воды. 336 рек несут свои
воды Байкалу. Из них самый большой приток
Селенга. Если бы потребовалось наполнить
байкальскую котловину, направив сюда воду всех
рек земного шара, то потребовалось бы 30 дней.
Задание 4. Нарисовано 2 ведра. Командам
необходимо наполните их словами, имеющими
отношение к воде. Слова написаны на карточках.
Задание 5. Самое - самое.
Этот конкурс проводится в форме физминутки.
Участники встают через одного. Передают шар,
называют самые запомнившиеся им слова, имеющие
отношение к Байкалу. По истечении времени 2
минуты - проигрывает та команда, у кого в данный
момент шар.
Задание 6. Домашнее задание.
Команды задают друг другу по 5 вопросов.
Итоги подводит жюри.
|