Цели
Обучающие:
v способствовать формированию у учащихся представления о балладе как жанре, её жанровых особенностях.
Воспитывающие:
v воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание культуры общения и самостоятельности.
Развивающие:
v способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы;
v развивать ассоциативное мышление у детей;
v способствовать развитию творческих способностей школьников.
Оборудование:
Ø запись на доске темы урока;
Ø оформление доски «Афиша»: крупно слово БАЛЛАДА;
Ø компьютеры, подключенные к сети Интернет (как одна из возможностей);
Ø презентация (как одна из возможностей);
Ø аудиозапись баллады «Ворон к ворону летит» в исполнении П. Лемешева;
Ø приложения 1, 2.
Ход мастерской
Включение в деятельность
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится урок-мастерская по теме «Баллада как жанр». Как вы думаете, о чем мы будем говорить, в связи с этой темой? (ребята предлагают вопросы для обсуждения). Попробуем ответить на эти вопросы. Работать мы будем в группах и все вместе. А девизом нашей работы пусть станут следующие строки:
Мы входим в мир, как в двери мастерской.
Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.
Творческого вдохновения всем нам!
Звучит баллада «Ворон к ворону летит» в исполнении П. Лемешева. На экране изображения народных сказителей, исполняющих баллады, танцующих средневековых рыцарей, дам, изображения рыцарских турниров.
Индуктор
- Запишите слово БАЛЛАДА крупно, посередине тетрадного листа, а ниже слова-ассоциации, которые оно у вас вызывает. Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.
БАЛЛАДА
песня
музыка
рыцарь
Средневековье
загадка
тайна
мистика
Работа с материалом
Группы получают пакет с текстами баллад. Каждый участник группы вытягивает листок с одним из текстов.
Каждый должен прочитать свою балладу и те баллады, которые выбрали для себя члены его группы.
Затем группа должна представить свои выводы на листе "Признаки баллады”.
Социализация
После обсуждения в группе, свои выводы ребята представляют вниманию всех. Записи с выводами о признаках басни вывешиваются на доске под словом БАЛЛАДА. Идет свободное общение. Дети подходят к доске, представители групп сравнивают свои записи «Признаки баллады», задают вопросы, высказывают свои мнения.
Кульминация
Учитель предлагает зачитать признаки баллады, опуская повторяющиеся или сходные, и подводит к выводу о том, что многие из названных признаков могут быть отнесены, помимо баллады, и к другим жанрам. Учащиеся приходят к мнению, что нужно выделить те признаки, которые являются обязательными только для баллады.
Идет обсуждение в группах.
На этом этапе должна возникнуть ситуация возникновения информационного запроса, т.е. когда учащиеся сами скажут о необходимости обратиться к учебнику, специальной литературе, словарям, Интернет-ресурсам.
Учитель предлагает группам пакет материалов (см. Приложение № 2), также предлагается прочитать статью учебника «Новая встреча с Путником, или подслушанный разговор» на с. 106-109 (В мире литературы. 6 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2007.). При наличии в кабинете компьютеров, подключенных к сети Интернет, можно предложить учащимся адреса следующих сайтов:
Работа с материалом
- Примените новые знания. Найдите обязательные признаки жанра в выбранных вами балладах. (Работа в малых группах.).
Рефлексия
Задание группам:
- Представьте балладу как жанр, используя в качестве подсказки все имеющиеся у вас записи. Оформите представление баллады как статью в научно-популярной энциклопедии для детей вашего возраста. Сопроводите статью необходимыми иллюстрациями. (При наличии компьютеров можно предложить создание страницы Интернет-энциклопедии).
Учащиеся представляют результат своей деятельности.
Пример:
Баллада (франц. ballade, от лат. ballo, танцую) - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Признаки баллады:
- Повествовательность, подчеркнутая отсутствием описания внешности и переживаний героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему (пояснений, поучительности).
- Действие сосредоточено на одном эпизоде, одном конфликте.
- Драматичность сюжета.
- Диалог, заставляющий сюжет развиваться.
- Динамика действия усилена композиционным приемом повторения с нарастанием.
- Использование средневековой символики, аллегории, народных поверий.
- Мы достаточно много узнали сегодня о балладе как о жанре. И прежде чем попрощаться, я хотела бы узнать ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Что же за урок у нас сегодня получился? Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока? Что вам было интересно? А что вам еще хотелось бы узнать о балладах?
Разговор о балладе будет продолжен на следующих уроках.
Домашнее задание: Самостоятельно найти одну из народных баллад, прочитать и письменно указать все признаки баллады в данном произведении.
Приложения скачивай вверху страницы |