Цель:
- Познакомить со стихами К.Бальмонта и И.Бродского
- Развивать речь
- Работать над выразительным чтением
- Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе
I. Проверка домашнего задания.
Загадка
Чудо-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (отгадка "Зима") Как догадались? Какой вы представляете зиму?
Выставка детских работ.
Репродукции картин художников
А. Пластов "Первый снег", А. Саврасов "Дворик. Зима", И. Грабарь "Зимний
пейзаж", С. Жуковский "Свежий снег". Что изобразили художники на своих картинах? Какие цвета использовали?
Почему? Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти
картины? Какая из картин могла бы служить иллюстрацией к стихам С.
Есенина о зиме?
Чтение наизусть стихов С. Есенина.
Рассказ об авторе.
Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью на
берегу реки Оки. Он очень любил родную природу и воспевал ее в своих
стихах.
Стихи "Береза", "С добрым утром"
А поэт Н. Браун написал стихотворение "Сергей Есенин"
В этом имени - слово "есень"
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут - "Сергей Есенин",
Всей России встают черты…
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня будем читать еще стихи о зиме двух авторов К. Бальмонт
"Снежинка", И. Бродский "Вечером". Одного из этих поэтов другой поэт А.
Блок назвал "поэтом с утренней душой".
III. Работа над стихотворением К. Бальмонта "Снежинка"
- До чтения (с.68 учебника). Как связаны автор, название,
иллюстрация? - Чтение про себя.
Ответ на первый вопрос. - Чтение вслух.
Беседа по ходу чтения. Почему автор назвал
снежинку смелой? Что значит бурная дорога? Как снежинка
справляется со всеми трудностями в пути? С кем она дружит? С чем поэт
сравнивает снежинку? Чем восторгается поэт? - Выразительное чтение.
Какие чувства автора надо предать в
стихотворении? Прочитайте строчки, которые относятся к иллюстрации.
Какой литературный прием использует автор? А какая музыка подошла бы к
танцу снежинки? (звучит Эдвард Григ "Сон") Физкультминутка под музыку.
IV. Работа над стихотворением "Вечером" (Портрет)
- До чтения. Что интересного может произойти зимним вечером?
И. Бродский так назвал свое стихотворение. - Рассматривание иллюстрации.
Что же могло случиться вечером? - Самостоятельное чтение.
Какое чудо вдохновило поэта на
создание стихотворения? Сколько частей в стихотворении? - Чтение по строфам.
Первая строфа.
Где все произошло? Почему автор пишет не увидел
мотылька, а встретился с мотыльком? Чему он удивился? Кого напоминает
мотылек? (человека) Вторая строфа.
Словарная работа. Летучая мышь (в учебнике);
чадит - коптит, испускает удушливый дым.
Что напоминает мотыльку керосиновая лампа? Каким вы представляете
мотылька? Третья строфа.
Когда произошла встреча? Что напомнил мотылек
поэту? Ответы на вопросы
(с.69 учебника). Это стихотворение не только
о зиме, оно и об одиночестве, о приятном воспоминании, о встрече с
прекрасным, которое дарит надежды на будущее. - Выразительное чтение.
V. Рассказ об авторах.
Вы прочитали два стихотворения разных поэтов. Кого же А. Блок назвал
"поэтом с утренней душой"?
В 1907 году А. Блок писал: "Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь
весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт.
Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто
до сих пор не равен ему в его "певучей силе".
В его стихах слышится мелодичность, напевность. Во всех стихах поэта
чувствуется искренность, любовь к природе, красоте.
С творчеством И. Бродского ближе вы познакомитесь позже. Его имя
известно во всем мире. Его стихи переведены на многие языки.
В 1987 году Иосиф Александрович Бродский за свое творчество был удостоен
нобелевской премии.
VI. Итог.
С какими стихами мы сегодня познакомились? Почему же авторы учебника
поместили рядом эти стихи?
VII. Домашнее задание. |