школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Суббота, 03.12.2016, 03:19:12

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Бажовских сказов дивные места
29.10.2010, 21:06:34

Эпиграф

«Урал – редчайшее место и по мастерам, и по красоте».

П.П. Бажов

Цель: познакомить учащихся с творчеством П.П. Бажова, воспитывать интерес к уральской литературе.

Оборудование:

  • выставка книг;
  • стенд о П.П.Бажове;
  • портрет П.П.Бажова.
  • таблицы минералов, драгоценных камней;
  • сувениры из уральского малахита

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы совершим путешествие по прекрасному краю, который так замечательно описал в своих сказах наш земляк – Павел Петрович Бажов. Этот прекрасный край – Урал, который является нашей родиной.

Путешествие:

Учитель: Прекрасен наш Урал, с его темно-зелеными горами, холодными голубыми озерами, рослыми сосновыми борами, с его яркими закатами, ветреным небом, где несутся неспокойные облака. Есть в уральской земле, что-то бесконечно русское, родное. Но не утешавшее душу, как спокойные, чуть грустные пейзажи средней полосы России. А иное – суровое, напористое: устоим, выдержим, все одолеем. А как же раньше было?

Отправимся в прошлое. Как странно, что никто здесь не живет. Как здесь тихо и как уютно. Но если бы можно было собрать всех людей, которые жили здесь раньше, то они не поместились бы на этой территории, даже встав рядом, плечом к плечу.

Дедушка Слышко: Эту байку чей-то досужий язык породил и по свету пустил. Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от Морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась. Из глубины земли, из степей прикаспийских змей-Полоз выполз, с хрустальной чешуей, самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильцем. Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.
Павел Бажов так Полоза-то описал: «Голова точь-в-точь такая, как была, только большая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Животом тулово выгнулось прямо на костер. Полоз: Я – великий Полоз. Все золото в моей власти. Где я пройду – туда оно и подбежит. А ходить я могу на земле и под землей, как мне надо. Бывает, найдут люди хорошую жилку,и случится у них какой обман либо драка, а, то и смертоубийство, и жилка потеряется. Это значит – побывал я тут и отвел золото.

Дедушка Слышко: Остывать начал Полоз. Огненная кровь в нем нефтью стала. Мясо – рудами. Ребра – камнями. Позвонки, хребты стали склонами, чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в глубине земли, от солей до алмазов от серого гранита до узорчатых яшм и мраморов. Годы прошли, века минули, порос огромный великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой. И никому не приходит в голову, что горы когда-то живым Змеем-Полозом были. А годы-то шли. Люди осели на склонах гор.

Бабка Синюшка: Нет, не так это было! Жил на Камне – Урале юноша, звали его Ур. На языке племени, в котором он жил, его имя значило «Земля». Девушка, которую он полюбил, была одета в золотые одежды, и у нее были длинные золотые волосы. На языке племени золото называли «ал». С тех пор и зовутся Уральские горы Уралом. До прихода сюда русских жили здесь башкиры, манси (вогулы), ханты (остяки), татары. Башкиры называли горы по-своему «Урал – тау», манси называли «Вершина горы». И живут они тут десятки тысяч лет. Про старинное житье да про земельные дела – это все помню.

Учитель: Каждый народ, имеющий память о прошлом, отмечает начало-начал или время своего возникновения. Чаще всего дата истории облекается в причудливые одежды легенд. На уральских завода сказывали, будто давным-давно «нутром горы» ведали «старые люди», а когда наверху много беспокойства стало, «старые люди поглубже зарылись и приглядывать за всем назначили «Каменну девку» – Хозяйку – «Малахитницу». С теми, кто подземным богатством интересуется, Хозяйка поступает своевольно: «иных губит безжалостно, иных одаривает щедро». Только подарки «Хозяйкины» к добру ли?

Полевской завод как завод. Такие же люди живут. Только в яме пришелся

Дедушка Слышко: И сказочник у нас на Урале жил, Бажовым звали. Сказы-то его о жизни особенной. Читали сказы-то: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец»? Ни звезды там, ни зари, ни месяца. И солнце упоминается редко.

Отправимся-ко мы в Полевской завод – нынче криолитовый, строился Генниным как казенный медеплавильньий. Плавка-то меди на нем держалась до конца прошлого столетия. Завод как завод. Таки же люди живут. Только в яме пришелся. Слайд 13.Медная гора у них – Гумешки-то – место страховитое, а так ничего. Лес кругом, и ягод много. Кроме здешних там еще морошка растет. Желтенькая ягода, крепкая. И в лесу у них не все сосны да березы, а ельник да пихтач есть. Дух хороший от пихты-то. Так Бажов-то бает в сказе «Хозяйка медной горы»:

«На Красногорском руднике это было «лежит парень-то под землей, в руднике, на цепи, обессилел и упал в воду. Так в рудничную мокреть и мякнулся, только брызнуло. Холодная она – руднишная-то вода, а ему все равно – не чует. Конец пришел.

Степан: Сколько я тут пролежал и не знаю, только тепло мне стало. Лежу будто на травке, ветерком меня обдувает, а солнышко так и припекает. Ивсе жарче становится. Открыл я глаза-то и вижу себя на какой-то лесной горушечке.

Хозяйка: Это я тебя, Степан, подняла; вот гляди: ящерки мои бегают, знаки подают. Солнышко-то тебя обогрело подземное, закрылся камень, а внизу как солнышко взошло и светит, и греет. Ты что, Степан Петрович, на девичью красоту глаза пялишь? За погляд-то деньги берут. Иди-ка поближе, поговорим маленько.

Степан: Некогда мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.

Хозяйка: Ты смотри, моих ящерок не раздави, вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки...

Дедушка Слышко: У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по всякому женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой. Глянем-ка, что там Танюшка делает, Настасьина-то дочка.

Танюшка: Достаю я каменья радуюсь, светло от них, как от солнышка, на себя надену и снова радуюсь: греют меня камни-то.

Хитник: Отдай камни-то! Ой, камни-то, видно, Хозяйкины. Ой, ослеп, ой ослеп, будто солнцем меня ударило.

Танюшка: Вот так-то. И мамка моя носить камни-то не могла, и барьшня тоже. После этого спрятала мамка-то шкатулку в голбец в подпол, в землю.

Данилушко: Не сходить ли в последний раз к Змеиной горке, не узнаю ли там чего?

Слышко: Вот и пошел Данилушко. Земля тогда уж подмерзать стала. И снежок припорашивал.

Данилушко: Вот бы поглядеть на цветок каменный. Из головы нейдет.

Хозяйка: Ну, что, Данила-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данилушко:  Не вышла.

Хозяйка: А ты не вешай голову! Другое попытай. Камень тебе будет по твоим мыслям.

Данилушко: Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь.

Данилушко: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Зачем не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне и ворочаются.

Данилушко: Покажи, сделай милость! Без цветка мне жизни нет. Покажи!

Слышко: С той поры Данилушку-то найти не могли. Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять сказывал – Хозяйка взяла его в горные мастера. Катерина-то невеста Данилушки верила, что придет ее суженый. В сказе-то «Горный мастер» так про это говорится: «На Гумешках, конечно, всегда народ, кто руду разбирает, кто возит. Глядят на Катю-то – куда она с корзинкой пошла...

Катя: Данило, отзовись!

Сучья: Нет его! Нет его.

Катя: Данило, отзовись!

Хозяйка: Ты зачем в мой лес забралась? Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой бери, да уходи поскорее.

Катя: Не надо мне твоего мертвого камня, подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать!

Хозяйка: Еще что скажешь?

Катя: Подавай Данилу! У тебя он.

Катя: Данилушко!

Хозяйка: Подожди. Ну, Данило-мастер, выбирай – как быть? С ней пойдешь – все мое забудешь, здесь останешься – ее и людей забыть надо.

Данилушка: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

Хозяйка: Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера.

Ката: Прости на худом слове.

Хозяйка: Ладно, что каменной сделается!

Слышко: У Бажова-то в сказах, гляньте-ка, красота земная – под землей: «как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми кралинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые.. Стены малахитовые, с алмазом, а потолки темно-красные под чернетью, а на ем цветки медныи. В подземном лесу трава разными огнями светит, и деревья одно другого краше. В прогалы-то поляну видно, и на ней цветы каменные, и пчелки золотые, как искорки, над теми цветами. Такая красота, что век бы не наглядеться».

Синюшка: Сысерть-то, где родился П. П. Бажов, светлее всех жила. Она, вишь, по дороге пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда приходил да приезжал. Мало ли по дороге с кем встретишься, чего наслушаешься. На реке Сысерти Сьисерть-то стоит, у подножья невысокой горы Басенковой.

Дедушко Слышко: Отец-то П.П. Бажова, Петр Васильевич, происходил из рабочего роду, в котором несколько поколений горнозаводскими мастерами были. Бабушка, Авдотья ГIетровна, тоже была «коренных сысертских родов», росла сиротой, отдали ее в вязальную мастерскую,и стала она искусной вязальщицей-мастерицей. Избытка в семье не было, но ремесло матери и огород, которым занималась бабушка, позволяли не бедствовать. Характер у матери был тихий и ласковый, бабушка души не чаяла во внуке, а отец был ровен и справедлив, но не баловал единственного сына.

Учитель: В сказе «Кошачьи уши» знакомит нас П. П. Бажов с Сысертью. Сысерть-то светлее всех жила. Она, вишь, на дороге пришлась в казачью сторону. В «Уральских былях» он приветствует ее словами народной песни: «Здравствуй, матушка Сысерть, с крутыми горами! Здравствуй, быстрая река, с темными борами».

В повести «Зеленая кобылка» П. П. Бажов знакомит нас со своей улицей: вот старый завод, где работал отец писателя, дому-усадьба родителей, где жила семья и где родился П. П. Бажов, собор Симеона и Анны, где крестили мальчика, начальная школа, где три года учился будущий писатель.
Вот он, маленький, с резными наличниками, дом. Здесь, на тихой улочке, спускающейся к пруду, прошло детство писателя, воспетое им во многих сказах и повестях. От домика виден большой Сысертский пруд с качающимися у берега лодками, крутобокая Басенкова гора. Сюда, как и сотню лет назад, доносится скрип лодочных уключин, запах влажного прибрежного песка и шум старого сысертского завода.

Улицу своего детства представляет нам П. П. Бажов на страницах автобиографической повести «Зеленая кобылка». Знакомить нас со своей улицей П. П. Бажов продолжает в повести «У старого рудника». В Сысерти и в Северном жили на улицах, которые с нагорья спускались к заводским прудам.

Учитель: С детства слушал Паша Бажов рассказы дедушки Слышко, Василия Алексеевича Хмелинина: О Хозяйке Медной горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с огненными глазами, о лесном козлике Серебряное копытце, о рудокопах и старателях, мастерах-камнерезах и гранильщиках.

Дедушко Слышко: Сказку говорите? Сказку – это друг про попа и про попадью. Вам такое слушать рано. А вот про курочку рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча старухи маленьким сказывают. Вы, поди, опоздали такие слушать, да и не умею я. Кои знал и те позабыл. Про старинное житье – это вот помню...
В здешних-то местах раньше простому человеку никак бы не удержаться: зверь бы заел, либо гнус одолел. Вот сперва эти места и обживали богатыри. Они, конечно, на людей походили, только сильно большие и каменные.
За старшего у этих каменных богатырей ходил один, по названью денежкин. У него, вишь, на ответе был стакан с медными денежками из всяких здешних камней и руды.

Стакан, понятно, богатырский, выше человеческого росту, сделан этот стакан из самолучшего золотистого топаза. Рудяньие да каменные денежки насквозь видно, а сила у этих денежек такая, что они место показывают. Возьмет богатырь таку-то денежку, потрет с одной стороны, и сразу место, с какого та руда, либо камень взят, появится. Со всеми пригорочками, ложками, болотцами – примечай, знай. Для догляду да посылу была у денежкина богатыря каменная птица. Чуть кого чужого заслышит – сейчас застрекочет, заскачет – богатырю весть подает. Так-то в давние времена было.

Учитель: Учился Павел Бажов в обыкновенной земской школе. Бажов часто говорил: «Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четьтрехклассным образованием». В руки Паше попал первый том произведений Пушкина. Учитель дал книгу из своей библиотеки и пошутил: Когда выучишъ первый том, приходи за другим. Мальчик через несколько дней, возвращая книгу, мог прочесть ее на память. «А потом, – рассказывал П. П. Бажов, – Пушкин помог мне получить образование. Приехал в Сыерть известный краевед и просветитель Николай Семенович Смородинцев, ему рассказали о способном мальчике, который «всего Пушкина назубок знает».

Благодаря стараниям Н. С. Смородинцева, П. П. Бажов поступил в Екатеринбургское духовное училище и уехал в Екатеринбург.
Грустно было покидать улицу детства с близкими сердцу уголками, расставаться с заединщиками – друзьями.
Позднее Бажов описал это расставание: «Отец уехал с обратным возчиком в Полевской завод, мама стала собираться, а у меня начались хлопотньие дни. Надо было проститься со всеми любимыми местами, выкупаться по разным уголкам заводского пруда, кой с кем «додраться», кой с кем помириться на прощание. Надо переиграть во все летние игры не только в своем околотке, но и с «низовскими» и с «верховскими» ребятами своей улицы».
После окончания училища П. П. Бажов закончил Пермскую духовную семинарию. Окончил он семинарию в числе лучших, и ему, как способному ученику, предложили ехать учиться в духовную академию, обещая высокую стипендию. Но Бажов отказался от предложения, и был назначен учителем начальной школы в глухую уральскую деревню Шайдуриху. Это помешало ему продолжить образование и поступить, как он мечтал, в Томский университет. Потом П. П. Бажов преподает в Екатеринбургском духовном училище арифметику, русский язык, литературу, чистописание, а после работает в женском епархиальном училище. Здесь он узнал и полюбил одну из своих учениц Валентину Иваницкую, на которой и женился. Сказывали старики, что в наших местах глядельце есть.

Бабка Синюшка: Гляньте! А вот и Тальков камень. Красота-то какая! О нем пишет Бажов в сказе «Далевое глядельце». Сказывали наши старики, что в здешних горах глядельце есть. Там все пласты горы сходятся. А далевым оно потому зовется, что каждый пласт, будь то железная руда, или золото, уголь или медь, дикарь камень али дорогой самоцвет, насквозь видно: все спуски, подъемы, все выходы и веточки заприметить можно на многие версты. Глядельце это не снаружи, а в самой горе. Добраться до него человеку нельзя, а видеть можно.

Учитель: Старые тальковые выработки сверкают и переливаются на солнце. Внизу, у подножья, раскинулось прозрачное голубоватое озеро с холодной и чистой водой, а вокруг сосновый лес, прогретый солнцем, напоенный ароматом смолы, и выглядит это место нетронутым рукой человека, а созданным природой, чтобы радовать глаз. А вот и благородный тальк зеленовато–белого цвета.

Слышко: Уральские-то горы, слыш-ко, золотом, самоцветами, платиной, малахитом, хрусталем богаты. Эти горы хранят нас. И еще бажовская тайная сила.

Хозяйка Медной горы: Ни лица у меня постоянного нет, ни имени, ни срока; кем хочу, тем и обернусь, где хочу, там и появлюсь; и человек я, и камень, и земля, и нечистая сила, неисчислимые у меня богатства, беспредельная мощь. «Худому со мной встретиться горе, и доброму радости мало». Живу под землей, в горе, в царстве мертвых, попасть туда трудно, а уйти еще трудней: даже если и выйдешь – долго не поживется. Бывает, говорю я такие слова «Наверх больше ходу нет», а бывает и такие: «Иди, не оглядывайся. Худо будет» Люблю я над людьми мудровать. Люблю я людей оплакивать. Жаль мне Степана-то. А вот приказчика-то не жалко.

Слышко: Был в нашем-то забое приказчик, Северьяном-убойцей звали. Раз спустился он в гору-то. Смотрит, а перед ним девица красоты неописанной, а брови у нее сошлись и глаза, как уголья.

Хозяйка: Ну, давай разочтемся, убойца! Я тебя упреждала: перестань, – а ты что? Похвалялся меня плеткой с пяти раз забить? Теперь что скажешь?

Северьян: Хуже сделаю. Эй, Ванька, Ефимка, хватай ее!

Хозяйка: Ты глотку-то не надрывай. Твоим слугам тут ходу нет. Их и в живых сейчас многих не будет.

Слышко: И легонько так рукой помахала. Как обвал сзади послышался, и воздухом рвануло. Оглянулся приказчик, а за ним стена – ровно никакой штольни и не было.

Хозяйка: Теперь что скажешь?

Северьян: Вот, что скажу!

Слышко: И хлоп из одного ствола в хозяйку-то! Та пульку рукой поймала, в коленко приказчику бросила и тихонько молвила.

Хозяйка: До этого места нет его!

Слышко: Как приказ отдала. И сейчас же приказчик по самое коленко зеленью оброс. Ну, тут он, понятно, завыл.

Северьян: Матушка-голубушка, прости, сделай милость. Внукам, правнукам закажу, от места откажусь. Отпусти душу на покаянье.

Хозяйка: Эх ты, погань, пустая порода! И умереть не умеешь. Смотреть на тебя – с души воротит.

Слышко: Повела рукой – и приказчик по самую маковку зеленью зарос. Как глыба большая на его месте стала. Хозяйка подошла, чуть задела рукой, глыба и свалилась, а хозяйка как растаяла. В Косом-то броду, на котором месте школа стоит, пустырь был. Пустополье большенькое, у всех на виду, а не зарились.

Учитель: Современное большое село Косой Брод, расположено у подножья горы Пульной. Село было основано как крепость на берегу Чусовой для защиты от набегов башкир в 1720 году. П. Бажов представляет нам Косой Брод как золотоискательское село в сказе «Жабреев ходок».

Слышко: В Косом-то броду, на котором месте школа стоит, пустырь был... А раньше-то, сказывают, тут жилье было. Так, стрень-брень избушечка, на два оконца... по всей округе эту избушечку знали. Жил тут старатель один, Никита Жабрей прозывался ... Этот Жабрей в одиночку больше старался, места новые искал и, случалось, находил... Только за Жабреем еще одну тайность знали... По народу разговор шел, что он тайным купцам по золотому делу самородки сдавал.

Азов-гора в этой части Урала самая заметная. На вершине – голый камень, к которому со всех сторон близко подступает лес.

Учитель: Большая часть легенд об Азов-горе повторяет вечный сюжет про разбойничий клад. «Жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Вот было у них безвыходное положение, всем надо уходить из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход в пещеру закласть. Ну заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе? Один и отозвался. Азов его пристрелил, чтоб никто про клад не узнал и кости чтоб его этот клад караулили... (Записано в Полдневой в 1895г). В другой легенде разбойник был добрый и грабил только богатых.

Дедушко Слышко: Ой, не так все было! Робили в тот год близко Азова... Ну, я эту девку и подглядел... Сейчас забыть не могу. Выполз по ночному времени из балагана, а сам все в то место поглядываю, где Азов-гора. Боюсь, значит. Тут мне и покажись, будто из горы страхилатка лезет... Космы распустила, хайло разинула, да как заревет диким голосом... Я беги-ко в балаган, да давай-ко будить тятю. Он, покойна головушка, схватил вожжи, и почал меня обхаживать, почал охобачивать, а сам приговариваег: «Я те научу в лесу жить. Я те научу Азовку глядеть! С той поры, небось, не случалось этого со мной. Выучил, – спасибо ему, родитель.

Синюшка: Девка-то Азовка бытует в разных вариантах: жена разбойничьего атамана,его любовница, пленница, турчаниновскал дочка, попавшая в разбойничье гнездо. Наличие вариантов – дело обычное: была бы пещера, а легенды будут... Пойду-ко я через Зюзельско болотце. Вишь, жарынь какая стоит. Подсохло, поди, оно – пустит перебраться.

Учитель: С Зюзельским, с его окрестностями связан один из поэтических сказов П. П. Бажова. Где-то здесь повстречал герой сказа Илья Синюшку и открыла она ему свой таинственный колодец.

Сцена 8

Дедушко Слышко: Жил в нашем заводе парень по имени Илья. От отца ему достались – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайла да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок. Об этом и разговор сперва.

Бабка Лукерья: Гляди-ка, друг Ильюшечка, сколь твоя бабка пера накопила. Чуть неполное решето! Да и перышки, какие! Одно к одному мелконькие да пестренькие, глядеть любо. Прими в поминок – пригодится. А еще помни! Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь.

Илья: Спасибо тебе за перья, а пуще всего за наставленье. Век его не забуду.

Бабка Синюшка: Здравствуй Илья! Выхожу я из водяного окошка, ростом могу быть не больше трех четвертей, пальтишко на мне синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая я тощая, что вот подует ветерок и разнесет меня, старушонку. Однако глаза у меня молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место. Уставлюсь я на человека, руки к нему протяну, а руки все растут да растут. Подходящим местом для поиска моего загадочного Синюшкина колодца будут и истоки Северушки. Ищи, Илья, может, найдешь.

Дедушко Слышко: А теперь прощайте. Вперед глядите и примечайте, что будет, а ничего не говорите. Ходите веселенько, работайте крутенько, и на соломке не худо поспите, сладкий сон увидите. Как худых думок в голове держать не станете, так и все у вас ладно пойдет, гладко покатится. Это вам бажовский наказ.

Учитель: На Среднем Урале едва ли найдётся уголок, где бы ни побывал, о котором бы не знал Павел Петрович Бажов, неутомимый добытчик устного речевого золота, искатель самородных сказаний, собиратель бесценных уральских слов и выражений. Он в цехах бывал на рудниках , ночевал, с бывалыми людьми знался, со стариками беседовал, ребят слушал. Во всё вникал, помечал и редкие словечки записывал, а потом использовал их в своих сказах, поэтому сказы интересны и неповторимы.

Ученик 1:

«Ты прекрасна, земля Бажова!»

То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,
В каждом камне цветы цветут.
…Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд

Ученик 2:

…Буран свистел у окон где-то.
Крепчал мороз еще сильней.
Зимой бывало до рассвета
Горел огонь в его окне…

Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.

И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.


Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие, Вы ещё раз встретились с П.П.Бажовым, убедились ,как прекрасен наш край воспетый замечательным уральским писателем, как прекрасны люди, живущие на земле уральской. Многому можно поучиться у героев сказов Бажова. Пусть свет и добро живут в ваших душах.

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, мольберт, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, поурочное планирование, живопись, краски
Просмотров: 521 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0