Эпиграф
«Урал – редчайшее место и по мастерам, и
по красоте».
П.П. Бажов
Цель: познакомить учащихся с
творчеством П.П. Бажова, воспитывать интерес к
уральской литературе.
Оборудование:
- выставка книг;
- стенд о П.П.Бажове;
- портрет П.П.Бажова.
- таблицы минералов, драгоценных камней;
- сувениры из уральского малахита
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы совершим путешествие по прекрасному
краю, который так замечательно описал в своих
сказах наш земляк – Павел Петрович Бажов. Этот
прекрасный край – Урал, который является нашей
родиной.
Путешествие:
Учитель: Прекрасен наш Урал, с его
темно-зелеными горами, холодными голубыми
озерами, рослыми сосновыми борами, с его яркими
закатами, ветреным небом, где несутся
неспокойные облака. Есть в уральской земле,
что-то бесконечно русское, родное. Но не
утешавшее душу, как спокойные, чуть грустные
пейзажи средней полосы России. А иное – суровое,
напористое: устоим, выдержим, все одолеем. А как
же раньше было?
Отправимся в прошлое. Как странно, что никто
здесь не живет. Как здесь тихо и как уютно. Но если
бы можно было собрать всех людей, которые жили
здесь раньше, то они не поместились бы на этой
территории, даже встав рядом, плечом к плечу.
Дедушка Слышко: Эту байку чей-то
досужий язык породил и по свету пустил.
Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от
Морей отделилась, зверями всякими, птицами
населилась. Из глубины земли, из степей
прикаспийских змей-Полоз выполз, с хрустальной
чешуей, самоцветным отливом, огненным нутром,
рудяным костяком, медным прожильцем. Задумал
собою землю опоясать. Задумал и пополз от
каспийских полуденных степей до полуночных
холодных морей.
Павел Бажов так Полоза-то описал: «Голова
точь-в-точь такая, как была, только большая, глаза
ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот
из-под земли стало выкатываться тулово
преогромного змея. Голова поднялась выше леса.
Животом тулово выгнулось прямо на костер. Полоз:
Я – великий Полоз. Все золото в моей власти.
Где я пройду – туда оно и подбежит. А ходить я
могу на земле и под землей, как мне надо. Бывает,
найдут люди хорошую жилку,и случится у них какой
обман либо драка, а, то и смертоубийство, и жилка
потеряется. Это значит – побывал я тут и отвел
золото.
Дедушка Слышко: Остывать
начал Полоз. Огненная кровь в нем нефтью стала.
Мясо – рудами. Ребра – камнями. Позвонки, хребты
стали склонами, чешуя – самоцветами. А все прочее
– всем, что только есть в глубине земли, от солей
до алмазов от серого гранита до узорчатых яшм и
мраморов. Годы прошли, века минули, порос
огромный великан буйным ельником, сосновым
раздольем, кедровым весельем, лиственничной
красой. И никому не приходит в голову, что горы
когда-то живым Змеем-Полозом были. А годы-то шли.
Люди осели на склонах гор.
Бабка Синюшка: Нет, не так это
было! Жил на Камне – Урале юноша, звали его Ур. На
языке племени, в котором он жил, его имя значило
«Земля». Девушка, которую он полюбил, была одета в
золотые одежды, и у нее были длинные золотые
волосы. На языке племени золото называли «ал». С
тех пор и зовутся Уральские горы Уралом. До
прихода сюда русских жили здесь башкиры, манси
(вогулы), ханты (остяки), татары. Башкиры называли
горы по-своему «Урал – тау», манси называли
«Вершина горы». И живут они тут десятки тысяч лет.
Про старинное житье да про земельные дела – это
все помню.
Учитель: Каждый народ, имеющий память
о прошлом, отмечает начало-начал или время своего
возникновения. Чаще всего дата истории
облекается в причудливые одежды легенд. На
уральских завода сказывали, будто давным-давно
«нутром горы» ведали «старые люди», а когда
наверху много беспокойства стало, «старые люди
поглубже зарылись и приглядывать за всем
назначили «Каменну девку» – Хозяйку –
«Малахитницу». С теми, кто подземным богатством
интересуется, Хозяйка поступает своевольно:
«иных губит безжалостно, иных одаривает щедро».
Только подарки «Хозяйкины» к добру ли?
Полевской – завод как завод.
Такие же люди живут. Только в яме пришелся
Дедушка Слышко: И сказочник у нас на
Урале жил, Бажовым звали. Сказы-то его о жизни
особенной. Читали сказы-то: «Медной горы
хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин
колодец»? Ни звезды там, ни зари, ни месяца. И
солнце упоминается редко.
Отправимся-ко мы в Полевской завод – нынче
криолитовый, строился Генниным как казенный
медеплавильньий. Плавка-то меди на нем держалась
до конца прошлого столетия. Завод как завод. Таки
же люди живут. Только в яме пришелся. Слайд
13.Медная гора у них – Гумешки-то – место
страховитое, а так ничего. Лес кругом, и ягод
много. Кроме здешних там еще морошка растет.
Желтенькая ягода, крепкая. И в лесу у них не все
сосны да березы, а ельник да пихтач есть. Дух
хороший от пихты-то. Так Бажов-то бает в сказе
«Хозяйка медной горы»:
«На Красногорском руднике это было «лежит
парень-то под землей, в руднике, на цепи,
обессилел и упал в воду. Так в рудничную мокреть и
мякнулся, только брызнуло. Холодная она –
руднишная-то вода, а ему все равно – не чует.
Конец пришел.
Степан: Сколько я тут пролежал и не
знаю, только тепло мне стало. Лежу будто на
травке, ветерком меня обдувает, а солнышко так и
припекает. Ивсе жарче становится. Открыл я
глаза-то и вижу себя на какой-то лесной горушечке.
Хозяйка: Это я тебя, Степан, подняла;
вот гляди: ящерки мои бегают, знаки подают.
Солнышко-то тебя обогрело подземное, закрылся
камень, а внизу как солнышко взошло и светит, и
греет. Ты что, Степан Петрович, на девичью красоту
глаза пялишь? За погляд-то деньги берут. Иди-ка
поближе, поговорим маленько.
Степан: Некогда мне разговаривать. Без
того проспали, а траву смотреть пошли.
Хозяйка: Ты смотри, моих ящерок не
раздави, вон какой большой да тяжелый, а они у
меня маленьки...
Дедушка Слышко: У Настасьи,
Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова
осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там,
серьги и протча по всякому женскому обряду. Сама
Хозяйка Медной горы одарила Степана этой
шкатулкой. Глянем-ка, что там Танюшка делает,
Настасьина-то дочка.
Танюшка: Достаю я каменья радуюсь,
светло от них, как от солнышка, на себя надену и
снова радуюсь: греют меня камни-то.
Хитник: Отдай камни-то! Ой, камни-то,
видно, Хозяйкины. Ой, ослеп, ой ослеп, будто
солнцем меня ударило.
Танюшка: Вот так-то. И мамка
моя носить камни-то не могла, и барьшня тоже.
После этого спрятала мамка-то шкатулку в голбец в
подпол, в землю.
Данилушко: Не сходить ли в последний
раз
к Змеиной горке, не узнаю ли там чего?
Слышко: Вот и пошел Данилушко. Земля
тогда уж подмерзать стала. И снежок припорашивал.
Данилушко: Вот бы поглядеть на цветок
каменный. Из головы нейдет.
Хозяйка: Ну, что, Данила-мастер, не
вышла твоя дурман-чаша?
Данилушко: Не вышла.
Хозяйка: А ты не вешай голову! Другое
попытай. Камень тебе будет по твоим мыслям.
Данилушко: Нет, не могу больше.
Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный
цветок.
Хозяйка: Показать-то просто, да потом
жалеть будешь.
Данилушко: Не отпустишь из горы?
Хозяйка: Зачем не отпущу? Дорога
открыта, да только ко мне и ворочаются.
Данилушко: Покажи, сделай милость! Без
цветка мне жизни нет. Покажи!
Слышко: С той поры Данилушку-то найти не могли.
Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а
кто опять сказывал – Хозяйка взяла его в горные
мастера. Катерина-то невеста Данилушки верила,
что придет ее суженый. В сказе-то «Горный мастер»
так про это говорится: «На Гумешках, конечно,
всегда народ, кто руду разбирает, кто возит.
Глядят на Катю-то – куда она с корзинкой пошла...
Катя: Данило, отзовись!
Сучья: Нет его! Нет его.
Катя: Данило, отзовись!
Хозяйка: Ты зачем в мой лес забралась?
Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой
бери, да уходи поскорее.
Катя: Не надо мне твоего мертвого
камня, подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя
запрятан? Какое твое право чужих женихов
сманивать!
Хозяйка: Еще что скажешь?
Катя: Подавай Данилу! У тебя он.
Катя: Данилушко!
Хозяйка: Подожди. Ну, Данило-мастер,
выбирай – как быть? С ней пойдешь – все мое
забудешь, здесь останешься – ее и людей забыть
надо.
Данилушка: Не могу людей забыть, а ее
каждую минуту помню.
Хозяйка: Твоя взяла, Катерина! Бери
своего мастера.
Ката: Прости на худом слове.
Хозяйка: Ладно, что каменной
сделается!
Слышко: У Бажова-то в сказах,
гляньте-ка, красота земная – под землей: «как
комнаты большие под землей стали, а стены у них
разные. То все зеленые, то желтые с золотыми
кралинками. На которых опять цветы медные. Синие
тоже есть, лазоревые.. Стены малахитовые, с
алмазом, а потолки темно-красные под чернетью, а
на ем цветки медныи. В подземном лесу трава
разными огнями светит, и деревья одно другого
краше. В прогалы-то поляну видно, и на ней цветы
каменные, и пчелки золотые, как искорки, над теми
цветами. Такая красота, что век бы не
наглядеться».
Синюшка: Сысерть-то, где родился П. П.
Бажов, светлее всех жила. Она, вишь, по дороге
пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда
приходил да приезжал. Мало ли по дороге с кем
встретишься, чего наслушаешься. На реке Сысерти
Сьисерть-то стоит, у подножья невысокой горы
Басенковой.
Дедушко Слышко: Отец-то П.П. Бажова,
Петр Васильевич, происходил из рабочего роду, в
котором несколько поколений горнозаводскими
мастерами были. Бабушка, Авдотья ГIетровна, тоже
была «коренных сысертских родов», росла сиротой,
отдали ее в вязальную мастерскую,и стала она
искусной вязальщицей-мастерицей. Избытка в семье
не было, но ремесло матери и огород, которым
занималась бабушка, позволяли не бедствовать.
Характер у матери был тихий и ласковый, бабушка
души не чаяла во внуке, а отец был ровен и
справедлив, но не баловал единственного сына.
Учитель: В сказе «Кошачьи
уши» знакомит нас П. П. Бажов с Сысертью.
Сысерть-то светлее всех жила. Она, вишь, на дороге
пришлась в казачью сторону. В «Уральских былях»
он приветствует ее словами народной песни:
«Здравствуй, матушка Сысерть, с крутыми горами!
Здравствуй, быстрая река, с темными борами».
В повести «Зеленая кобылка» П. П. Бажов знакомит
нас со своей улицей: вот старый завод, где работал
отец писателя, дому-усадьба родителей, где жила
семья и где родился П. П. Бажов, собор Симеона и
Анны, где крестили мальчика, начальная школа, где
три года учился будущий писатель.
Вот он, маленький, с резными наличниками, дом.
Здесь, на тихой улочке, спускающейся к пруду,
прошло детство писателя, воспетое им во многих
сказах и повестях. От домика виден большой
Сысертский пруд с качающимися у берега лодками,
крутобокая Басенкова гора. Сюда, как и сотню лет
назад, доносится скрип лодочных уключин, запах
влажного прибрежного песка и шум старого
сысертского завода.
Улицу своего детства представляет нам П. П.
Бажов на страницах автобиографической повести
«Зеленая кобылка». Знакомить нас со своей улицей
П. П. Бажов продолжает в повести «У старого
рудника». В Сысерти и в Северном жили на улицах,
которые с нагорья спускались к заводским прудам.
Учитель: С детства слушал Паша Бажов
рассказы дедушки Слышко, Василия Алексеевича
Хмелинина: О Хозяйке Медной горы, о Великом
Полозе и его дочерях Змеевках, о земляной кошке с
огненными глазами, о лесном козлике Серебряное
копытце, о рудокопах и старателях,
мастерах-камнерезах и гранильщиках.
Дедушко Слышко: Сказку говорите?
Сказку – это друг про попа и про попадью. Вам
такое слушать рано. А вот про курочку рябушку да
золото яичко, про лису с петухом и протча старухи
маленьким сказывают. Вы, поди, опоздали такие
слушать, да и не умею я. Кои знал и те позабыл. Про
старинное житье – это вот помню...
В здешних-то местах раньше простому человеку
никак бы не удержаться: зверь бы заел, либо гнус
одолел. Вот сперва эти места и обживали богатыри.
Они, конечно, на людей походили, только сильно
большие и каменные.
За старшего у этих каменных богатырей ходил один,
по названью денежкин. У него, вишь, на ответе был
стакан с медными денежками из всяких здешних
камней и руды.
Стакан, понятно, богатырский, выше
человеческого росту, сделан этот стакан из
самолучшего золотистого топаза. Рудяньие да
каменные денежки насквозь видно, а сила у этих
денежек такая, что они место показывают. Возьмет
богатырь таку-то денежку, потрет с одной стороны,
и сразу место, с какого та руда, либо камень взят,
появится. Со всеми пригорочками, ложками,
болотцами – примечай, знай. Для догляду да посылу
была у денежкина богатыря каменная птица. Чуть
кого чужого заслышит – сейчас застрекочет,
заскачет – богатырю весть подает. Так-то в давние
времена было.
Учитель: Учился Павел Бажов в
обыкновенной земской школе. Бажов часто говорил:
«Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским
пареньком с четьтрехклассным образованием». В
руки Паше попал первый том произведений Пушкина.
Учитель дал книгу из своей библиотеки и пошутил:
Когда выучишъ первый том, приходи за другим.
Мальчик через несколько дней, возвращая книгу,
мог прочесть ее на память. «А потом, –
рассказывал П. П. Бажов, – Пушкин помог мне
получить образование. Приехал в Сыерть известный
краевед и просветитель Николай Семенович
Смородинцев, ему рассказали о способном
мальчике, который «всего Пушкина назубок знает».
Благодаря стараниям Н. С. Смородинцева, П. П.
Бажов поступил в Екатеринбургское духовное училище
и уехал в Екатеринбург.
Грустно было покидать улицу детства с близкими
сердцу уголками, расставаться с заединщиками –
друзьями.
Позднее Бажов описал это расставание: «Отец
уехал с обратным возчиком в Полевской завод, мама
стала собираться, а у меня начались хлопотньие
дни. Надо было проститься со всеми любимыми
местами, выкупаться по разным уголкам заводского
пруда, кой с кем «додраться», кой с кем помириться
на прощание. Надо переиграть во все летние
игры не только в своем околотке, но и с
«низовскими» и с «верховскими» ребятами своей
улицы».
После окончания училища П. П. Бажов закончил
Пермскую духовную семинарию. Окончил он
семинарию в числе лучших, и ему, как способному
ученику, предложили ехать учиться в духовную
академию, обещая высокую стипендию. Но Бажов
отказался от предложения, и был назначен
учителем начальной школы в глухую уральскую
деревню Шайдуриху. Это помешало ему продолжить
образование и поступить, как он мечтал, в Томский
университет. Потом П. П. Бажов преподает в
Екатеринбургском духовном училище арифметику,
русский язык, литературу, чистописание, а после
работает в женском епархиальном училище. Здесь
он узнал и полюбил одну из своих учениц Валентину
Иваницкую, на которой и женился. Сказывали
старики, что в наших местах глядельце есть.
Бабка Синюшка: Гляньте! А вот и Тальков
камень. Красота-то какая! О нем пишет Бажов в
сказе «Далевое глядельце». Сказывали наши
старики, что в здешних горах глядельце есть. Там
все пласты горы сходятся. А далевым оно потому
зовется, что каждый пласт, будь то железная руда,
или золото, уголь или медь, дикарь камень али
дорогой самоцвет, насквозь видно: все спуски,
подъемы, все выходы и веточки заприметить можно
на многие версты. Глядельце это не снаружи, а в
самой горе. Добраться до него человеку нельзя, а
видеть можно.
Учитель: Старые тальковые выработки
сверкают и переливаются на солнце. Внизу, у
подножья, раскинулось прозрачное голубоватое
озеро с холодной и чистой водой, а вокруг
сосновый лес, прогретый солнцем, напоенный
ароматом смолы, и выглядит это место нетронутым
рукой человека, а созданным природой, чтобы
радовать глаз. А вот и благородный тальк
зеленовато–белого цвета.
Слышко: Уральские-то горы,
слыш-ко, золотом, самоцветами, платиной,
малахитом, хрусталем богаты. Эти горы хранят нас.
И еще бажовская тайная сила.
Хозяйка Медной горы: Ни лица у меня
постоянного нет, ни имени, ни срока; кем хочу, тем
и обернусь, где хочу, там и появлюсь; и человек я, и
камень, и земля, и нечистая сила, неисчислимые у
меня богатства, беспредельная мощь. «Худому со
мной встретиться горе, и доброму радости мало».
Живу под землей, в горе, в царстве мертвых,
попасть туда трудно, а уйти еще трудней: даже если
и выйдешь – долго не поживется. Бывает, говорю я
такие слова «Наверх больше ходу нет», а бывает и
такие: «Иди, не оглядывайся. Худо будет» Люблю я
над людьми мудровать. Люблю я людей оплакивать.
Жаль мне Степана-то. А вот приказчика-то не жалко.
Слышко: Был в нашем-то забое приказчик,
Северьяном-убойцей звали. Раз спустился он в
гору-то. Смотрит, а перед ним девица красоты
неописанной, а брови у нее сошлись и глаза, как
уголья.
Хозяйка: Ну, давай разочтемся, убойца!
Я тебя упреждала: перестань, – а ты что?
Похвалялся меня плеткой с пяти раз забить? Теперь
что скажешь?
Северьян: Хуже сделаю. Эй, Ванька,
Ефимка, хватай ее!
Хозяйка: Ты глотку-то не надрывай.
Твоим слугам тут ходу нет. Их и в живых сейчас
многих не будет.
Слышко: И легонько так рукой помахала.
Как обвал сзади послышался, и воздухом рвануло.
Оглянулся приказчик, а за ним стена – ровно
никакой штольни и не было.
Хозяйка: Теперь что скажешь?
Северьян: Вот, что скажу!
Слышко: И хлоп из одного ствола в
хозяйку-то! Та пульку рукой поймала, в коленко
приказчику бросила и тихонько молвила.
Хозяйка: До этого места нет его!
Слышко: Как приказ отдала. И сейчас же
приказчик по самое коленко зеленью оброс. Ну, тут
он, понятно, завыл.
Северьян: Матушка-голубушка, прости,
сделай милость. Внукам, правнукам закажу, от
места откажусь. Отпусти душу на покаянье.
Хозяйка: Эх ты, погань, пустая порода! И
умереть не умеешь. Смотреть на тебя – с души
воротит.
Слышко: Повела рукой – и приказчик по
самую маковку зеленью зарос. Как глыба большая на
его месте стала. Хозяйка подошла, чуть задела
рукой, глыба и свалилась, а хозяйка как растаяла.
В Косом-то броду, на котором месте школа стоит,
пустырь был. Пустополье большенькое, у всех на
виду, а не зарились.
Учитель: Современное большое село
Косой Брод, расположено у подножья горы Пульной.
Село было основано как крепость на берегу
Чусовой для защиты от набегов башкир в 1720 году. П.
Бажов представляет нам Косой Брод как
золотоискательское село в сказе «Жабреев ходок».
Слышко: В Косом-то броду, на котором
месте школа стоит, пустырь был... А раньше-то,
сказывают, тут жилье было. Так, стрень-брень
избушечка, на два оконца... по всей округе эту
избушечку знали. Жил тут старатель один, Никита
Жабрей прозывался ... Этот Жабрей в одиночку
больше старался, места новые искал и, случалось,
находил... Только за Жабреем еще одну тайность
знали... По народу разговор шел, что он тайным
купцам по золотому делу самородки сдавал.
Азов-гора в этой части Урала самая
заметная. На вершине – голый камень, к которому
со всех сторон близко подступает лес.
Учитель: Большая часть легенд об
Азов-горе повторяет вечный сюжет про разбойничий
клад. «Жил на этой горе и в пещере скрывался
разбойник Азов. Вот было у них безвыходное
положение, всем надо уходить из этих мест. А в
пещере много награбленного хранилось, его с
собой не возьмешь. Вот и решили они вход в пещеру
закласть. Ну заложили пещеру, а Азов и спрашивает
у разбойников: «Кто желает остаться здесь при
кладе? Один и отозвался. Азов его пристрелил, чтоб
никто про клад не узнал и кости чтоб его этот клад
караулили... (Записано в Полдневой в 1895г). В другой
легенде разбойник был добрый и грабил только
богатых.
Дедушко Слышко: Ой, не так все было!
Робили в тот год близко Азова... Ну, я эту девку и
подглядел... Сейчас забыть не могу. Выполз по
ночному времени из балагана, а сам все в то место
поглядываю, где Азов-гора. Боюсь, значит. Тут мне и
покажись, будто из горы страхилатка лезет... Космы
распустила, хайло разинула, да как заревет диким
голосом... Я беги-ко в балаган, да давай-ко будить
тятю. Он, покойна головушка, схватил вожжи, и
почал меня обхаживать, почал охобачивать, а сам
приговариваег: «Я те научу в лесу жить. Я те научу
Азовку глядеть! С той поры, небось, не случалось
этого со мной. Выучил, – спасибо ему, родитель.
Синюшка: Девка-то Азовка бытует в
разных вариантах: жена разбойничьего атамана,его
любовница, пленница, турчаниновскал дочка,
попавшая в разбойничье гнездо. Наличие вариантов
– дело обычное: была бы пещера, а легенды будут...
Пойду-ко я через Зюзельско болотце. Вишь, жарынь
какая стоит. Подсохло, поди, оно – пустит
перебраться.
Учитель: С Зюзельским, с его
окрестностями связан один из поэтических сказов
П. П. Бажова. Где-то здесь повстречал герой сказа
Илья Синюшку и открыла она ему свой таинственный
колодец.
Сцена 8
Дедушко Слышко: Жил в нашем заводе
парень по имени Илья. От отца ему достались –
руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда
Игната – кайла да лопата, от бабки Лукерьи –
особый поминок. Об этом и разговор сперва.
Бабка Лукерья: Гляди-ка, друг
Ильюшечка, сколь твоя бабка пера накопила. Чуть
неполное решето! Да и перышки, какие! Одно к
одному мелконькие да пестренькие, глядеть любо.
Прими в поминок – пригодится. А еще помни! Ходи
веселенько, работай крутенько, и на соломке не
худо поспишь, сладкий сон увидишь.
Илья: Спасибо тебе за перья, а пуще
всего за наставленье. Век его не забуду.
Бабка Синюшка: Здравствуй Илья! Выхожу
я из водяного окошка, ростом могу быть не больше
трех четвертей, пальтишко на мне синее, платок на
голове синий и сама вся синехонька, да такая я
тощая, что вот подует ветерок и разнесет меня,
старушонку. Однако глаза у меня молодые, синие да
такие большие, будто им тут вовсе и не место.
Уставлюсь я на человека, руки к нему протяну, а
руки все растут да растут. Подходящим местом для
поиска моего загадочного Синюшкина колодца
будут и истоки Северушки. Ищи, Илья, может,
найдешь.
Дедушко Слышко: А теперь
прощайте. Вперед глядите и примечайте, что будет,
а ничего не говорите. Ходите веселенько,
работайте крутенько, и на соломке не худо
поспите, сладкий сон увидите. Как худых думок в
голове держать не станете, так и все у вас ладно
пойдет, гладко покатится. Это вам бажовский
наказ.
Учитель: На Среднем Урале едва ли
найдётся уголок, где бы ни побывал, о котором бы
не знал Павел Петрович Бажов, неутомимый
добытчик устного речевого золота, искатель
самородных сказаний, собиратель бесценных
уральских слов и выражений. Он в цехах бывал на
рудниках , ночевал, с бывалыми людьми знался, со
стариками беседовал, ребят слушал. Во всё вникал,
помечал и редкие словечки записывал, а потом
использовал их в своих сказах, поэтому сказы
интересны и неповторимы.
Ученик 1:
«Ты прекрасна, земля Бажова!»
То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится делом слово,
В каждом камне цветы цветут.
…Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд
Ученик 2:
…Буран свистел у окон где-то.
Крепчал мороз еще сильней.
Зимой бывало до рассвета
Горел огонь в его окне…
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.
Учитель: Ну, вот и закончилось наше
путешествие, Вы ещё раз встретились с П.П.Бажовым,
убедились ,как прекрасен наш край воспетый
замечательным уральским писателем, как
прекрасны люди, живущие на земле уральской.
Многому можно поучиться у героев сказов Бажова.
Пусть свет и добро живут в ваших душах. |