Цели урока:
- знакомство с циклическим алгоритмом;
- рассмотрение различий между циклом с условием и
циклом с параметром;
- закрепление умений и навыков в работе в
текстовом редакторе Word;
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с
базовыми алгоритмическими структурами;
- развивающие – формирование у учащихся приемов
логического и алгоритмического мышления;
развитие познавательного интереса к предмету;
развитие умения планировать свою деятельность;
- воспитательные – воспитание необходимости
связывать изучение нового материала с уже
известными фактами; воспитание ответственности
за выполняемую работу, аккуратности при
выполнении вычислений.
Место урока в учебном плане.
Данный урок является одним из уроков по теме
«Базовые алгоритмические структуры», на котором
вводится понятие циклического алгоритма,
рассматриваются различия между циклом с
условием и циклом с параметром, закрепляется
умение работать в текстовом редакторе Word. На
предыдущих уроках было введено понятие
алгоритма, рассмотрены такие базовые
алгоритмические структуры, как линейный и
условный алгоритмы.
Дидактические основания урока:
- метод обучения: эвристический
(частично-поисковый)
- тип урока: комбинированный
- формы учебной работы учащихся: фронтальная
работа, индивидуальная работа за компьютером
Средства обучения:
Учебники:
- Информатика, 10-11 класс. Начальный курс/Под ред.
Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001;
Технические и программные средства:
- Персональные компьютеры
- Приложение Windows – текстовый редактор Word
- Презентация по теме урока;
- Проектор
Раздаточный материал:
- Карточки с шаблонами блок-схем алгоритмов
План урока.
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний –10 мин.
3. Изучение нового материала –15 мин.
4. Применение полученных знаний –15 мин.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3
мин.
Ход урока
В данном уроке особое внимание уделено
визуальному представлению информации – в ходе
урока с помощью проектора демонстрируются
слайды, подготовленные в пакете презентационной
графики Microsoft PowerPoint.
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, отмечает в
журнале отсутствующих, проверяет готовность
учащихся к уроку, организует доброжелательный
настрой учащихся. Учащиеся приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к уроку.
Учитель. Здравствуйте! Я рада вас видеть.
Тема нашего урока «Базовые алгоритмические
структуры. Циклические алгоритмы».
Демонстрируется слайд1 презентации – на
нем записана тема урока.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель проверяет сформированность знаний
учащихся по обсуждаемым темам. С помощью беседы
осуществляет подготовку учеников к восприятию
новой информации.
Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя,
вспоминают материал предыдущих занятий,
отвечают на вопросы.
Фронтальный опрос
Учитель. Для начала вспомним, что такое
алгоритм и исполнитель алгоритма.
После ответов учащихся и приведения ими
примеров исполнителей демонстрируется слайд 2
– на нем записаны определения алгоритма и
исполнителя алгоритма.
Учитель. Какими свойствами обладает
алгоритм?
После ответа учащихся демонстрируется слайд
3, на котором перечислены свойства
алгоритмов: однозначность, дискретность,
массовость.
Учитель. Какие способы задания алгоритмов мы
знаем?
Приводятся примеры и анализируются способы
задания алгоритмов.
Демонстрируется слайд 4 , на котором
записаны способы задания алгоритмов: словесный,
графический.
Из слайда 4 можно выйти на слайд 5 с
определением словесного алгоритма и описанием
построения снеговика (словесный алгоритм)
или на слайд 6 где изображена блок-схема
построения снеговика (Графический алгоритм):
Учитель. Давайте вспомним, какие условные
обозначения используются в схемах алгоритмов?
Демонстрируется слайд 7 с изображением
условных обозначений.
Повторение определения линейного алгоритма,
блок-схемы данного алгоритма.
Учитель. Что такое линейный алгоритм?
После ответа учащихся демонстрируется слайд 8
с определением и изображением блок схемы
линейного алгоритма:
В качестве примера построения линейного
алгоритма рассмотри алгоритм приготовления
бутерброда.
Уитель. Давайте составим алгоритм
приготовления бутерброда с маслом и сыром.
Демонстрируется слайд 9. Каждый раз после
того как учащиеся называют очередную команду, на
слайде демонстрируется соответствующий элемент
блок-схемы:
На этом этапе происходит проверка слуховой,
зрительной, моторной памяти учащихся, развитие
из речи.
Повторение определения разветвляющегося
алгоритма, блок-схемы данного алгоритма.
Учитель: Какие еще алгоритмические структуры
нам знакомы?
Демонстрируется слайд10, на котором
изображена блок-схема разветвляющегося
алгоритма и его определение.
Учащиеся приводят примеры разветвляющихся
алгоритмов.
Учитель: Давайте составим блок-схему
разветвляющегося алгоритма действий
Ивана-царевича.
Демонстрируется слайд 11 « Витязь на
распутье». Каждый раз после того как учащиеся
называют очередную команду, на слайде
демонстрируется соответствующий элемент
блок-схемы.
Фронтальная работа по составлению алгоритмов
На каждую парту дается карточка, которая
содержит блок-схему условного алгоритма, и
незаполненный шаблон, в который нужно вписать
значения, полученные в результате выполнения
алгоритма.
Демонстрируется слайд с примеров
выполнения заданий по карточкам.
Результаты решения по каждому из вариантов
карточек проверяются с демонстрацией
соответствующего слайда на экране, чтобы
отследить возможные ошибки.
Данное задание способствует воспитанию у
учащихся ответственности, активности при
анализе работы своей и своих товарищей, развитию
логического мышления.
3. Изучение нового материала
Понятие циклического алгоритма
Учитель: Давайте откроем тетради и запишем
определение новой алгоритмической структуры –
Циклического алгоритма.
Демонстрируется слайд:
После того как определение записано, на слайде
появляется блок схема данного алгоритма.
Учитель: Теперь зарисуйте блок-схему данного
алгоритмы в тетрадях.
Понятие цикла с условием
Учитель: Решим задачу «Маша и оладьи».
Демонстрируется слайд с текстом задачи:
Один из учащихся определяет порядок действий
по приготовлению оладий. После того как названа
очередная команда, на слайде демонстрируется
соответствующий элемент блок-схемы:
Ребята обсуждают возможное название данной
алгоритмической структуры и постепенно приходят
к понятию цикла с условием.
На данном этапе происходит проверка понимания
учащимися сущности новых понятий при применении
их к ранее изученному материалу – так как
учащиеся знакомы с условными алгоритмами, то
должны вывести понятие цикла с условием.
Понятие цикла с параметром
Учитель: Изменим задачу. Пусть Маша готовит
яичницу из четырёх яиц.
Сначала учитель предлагает одному из учащихся
устно проговорить вариант данной задачи. Здесь
следует иметь в виду, что возможна ошибка в
составлении алгоритма, когда Маша продолжает
действия, пока не закончатся яйца в холодильнике.
Затем демонстрируется слайд с верным
решением задачи.
При исправлении ошибки, учащиеся должны
определить понятие цикла с параметром как
повторение действий определенное количество
раз.
На данном этапе урока учащиеся побуждаются к
обобщению ранее изученного материала, умению
делать логический выводы.
4. Применение полученных знаний
Теперь мы перейдем к практической работе на
компьютере.
Демонстрируется слайд, на котором
изображена тучка темно синего цвета, белый
полумесяц и четыре желтые снежинки-звездочки.
Анализируются объекты и действия над ними,
разбирается блок-схема построения данного
алгоритма.
Учитель: Ребята! На рабочем столе найдите
файл, который называется Практическое задание.
Вы должны:
- составить блок схему алгоритма выполнения
рисунка используя предложенный конструктор.
- определите, какой тип алгоритма у вас получился.
- результат работы нужно распечатать и сдать
преподавателю для проверки.
После того как работы распечатаны,
демонстрируется слайд с верно составленным
алгоритмом. Ученикам предлагается саммит
выставит себе оценки в зависимости от
правильности выполнения задания.
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Учитель задает вопросы, подводящие учеников к
формулировке выводов о цели урока и выполнении
ими задач урока. Ученики отвечают на вопросы. Они
должны самостоятельно прийти к выводу о
соответствии целей и результатов урока.
Учитель: Итак, мы познакомились с новой
алгоритмической структурой – циклическим
алгоритмом, выяснили, что цикл может быть с
условием и с параметром, поработали в программе
Word.
Домашнее задание. Демонстрируется слайд с
домашним заданием: придумать циклический
алгоритм по мотивам русских народных сказок и
составить его блок-схему.
Учитель: Мы с вами хорошо поработали,
выполнили все задания. Особенно хотелось бы
отметить …(называет фамилии). Урок окончен.
|