Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать у обучающихся представление о
логических схемах, логических элементах;
- освоить и закрепить принципы синтеза схем и
синтеза логических функции;
- продолжить изучение законов булевой алгебры и
логических схем.
- Развивающие:
- формировать развитие системно –
комбинаторного мышления;
- формировать развитие навыков самостоятельного
анализа на основе полученных результатов;
- уметь получать и обрабатывать информацию;
- уметь использовать полученные знания на
практике;
- развивать настойчивость, терпение.
- Воспитательные:
- воспитывать профессиональный интерес;
- продолжить формирование интереса к
приобретению новых знаний, общей и
информационной культуры, трудолюбия,
усидчивости, терпения, бережного отношения к
вычислительной технике.
- продолжить формирование профессиональных и
личностных качеств будущего специалиста.
Вид урока: комбинированный
Тип занятия: урок сообщения
новых знаний
Межпредметные связи: математика,
алгебра логики, компьютерные дисциплины,
электроника, электротехника.
Оснащение урока: карточки с заданиями,
кроссворд, карточки с законами Булевой алгебры.
Технические средства: компьютер,
экран, процессор презентации PowerPoint.
Требования к знаниям и умениям
- Обучающиеся должны знать:
- базовые логические элементы;
- правила составления логических схем;
- принципы синтеза схем и логических функции.
- Обучающиеся должны уметь:
- определять базовые логические элементы;
- составлять логические схемы;
- производить синтез логических схем и
логических функции.
Методы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Актуализация
– На прошлом уроке мы изучили законы Булевой
алгебры. Научились работать с логическими
операциями и функциями.
Логические переменные – это переменные, которые
могут принимать только 2 значения: истина или
ложь (1, 0).
Тема сегодняшнего урока «Базовые логические
элементы»
Целью нашего сегодняшнего урока является:
– ознакомление понятиями логические элементы и
схемы.
– научимся и освоим принципы синтеза схем и
функции
– продолжим изучение и применение законов
алгебры логики
Знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке,
вам понадобятся при изучении таких дисциплин как
«Электроника», «Электротехника», «Математика» и
т.д.
2. Повторение пройденного материала
1) Фронтальный опрос
Вопросы:
- Логика, как предмет. Основные объекты алгебры
логики
- Основоположник логики
- Принципы алгебры логики
- Доказательство истинности логических функции
2) Решение задачи. - Задача. По заданной функции определить вид
функции (тождественно истинная, ложная или
выполнимая)
3) Решение кроссворда.
Кроссворд «Логические операции»
вопросы по вертикали:
1. Операция отношения
2. Название операции НЕ
3. Не ложное высказывание
4. Основной объект алгебры логики
5. Не истинное высказывание
6. Основоположник алгебры логики
вопросы
по горизонтали:
1. Наука, изучающая методы доказательств и опровержений
2. Название операции умножения
3. Основоположник логики
4. Простое или сложное высказывание, записанное в виде
формул
5. Название операции логического следования
6. Название операции сложения
3. Изучение новой темы
– При всей сложности устройства электронных
блоков современных ЭВМ, выполняемые ими
действия осуществляются с помощью комбинаций
относительно небольшого числа типовых
логических блоков.
Основные из них таковы:
- Регистры
- Комбинационные преобразователи узлов
(шифраторы, дешифраторы, мультиплексоры и т.д.)
- Счетчики
- Арифметическо-логические узлы (сумматоры)
Из этих блоков строятся интегральные
микросхемы очень высокого уровня интеграции:
микропроцессоры, модули ОЗУ, контроллеры внешних
устройств и др.
Сами указанные блоки собираются из основных
логических элементов.
Цифровые устройства обеспечивают
преобразование совокупности цифровых входных
сигналов Х в выходные сигналы У.
Элементной базой, используемой при построений
комбинационных цифровых устройств, являются
интегральные логические схемы.
Двоичные переменные, входящие в логические
уравнения, можно представить двумя различными
электрическими сигналами (0 или 1). Путем
преобразований этих сигналов получают другие,
тоже двоичные, сигналы, которые соответствуют
результатам определенных логических операций.
Имея запись булевой функции У = f(Х1, Х2
... Хn), можно составить развернутую
электрическую схему, которая будет
преобразовывать логические сигналы Х1, Х2
... Хn согласно указанной функции.
Устройства, выполняющие в аппаратуре логические
операции, называют логическими элементами.
Логические элементы различаются между собой
характером реализуемой функции, числом входов
(по числу одновременно действующих переменных),
числом выходов и другими признаками.
Работа их оценивается только с точки зрения
логики, без учета практического воплощения
(технической базы, способа питания, и т.д.)
Выходы логических элементов в зависимости от
уровня сигнала, при котором воспринимается или
вырабатывается определенное значение двоичной
переменной, подразделяются на прямые и
инверсные. Выходной сигнал называется прямым,
если значение выходного сигнала соответствует
значению входного сигнала. Выходной сигнал
называется инверсным, если входной сигнал равен
1, а значение выходного сигнала равно 0, т.е.
меняется на противоположное значение.
На принципиальных схемах логические элементы
согласно ГОСТ «Обозначения условные графические
в схемах. Элементы цифровой техники» изображают
прямоугольником, в верхней части которого
указывают символ функции. Входы и выходы
показывают слева и справа соответственно.
1. Базовые логические элементы. Характеристики
логических элементов
2. Элементы НЕ, И, ИЛИ, И – НЕ, ИЛИ – НЕ
3. Составление логических схем и синтез схем
4. Практическое задание
– По заданной схеме составить таблицу
истинности схемы
– Составить схему и таблицу истинности по данной
функции
5. Закрепление изученного материала
Практическая работа по карточкам
6. Подведение итогов
– Фронтальный опрос
– Выставление оценок
7. Домашнее задание:
1) Изучить пройденный материал
2) Составить схему и таблицу истинности по данным
функциям
|