Цель: воспитание у
детей
стоматологической культуры.
Задачи:
1. Сформировать представление учащихся
о факторах риска заболеваний зубов и полости рта.
2. Убедить ребят в необходимости беречь зубы и
важности проведения соответствующих
профилактических мероприятий.
3. Дать рекомендации по уходу за зубами и полостью
рта.
Оборудование:
1. Для опытов: стеклянная пластина,
спиртовка, стакан с холодной водой, щипцы, яичная
скорлупа, уксусная кислота.
2. Стенд «Красивые зубы – красивая улыбка»
(фотографии ребят).
3. Фотографии и рисунки «голливудской» улыбки,
зубов, заболеваний полости рта и др.
4. Таблицы видов зубов и продуктов питания.
5. Зубные щетки, пасты, зубные нити.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы
с вами поговорим о том, что нужно делать, чтобы
наши зубы были здоровыми и красивыми.
(Демонстрация через проектор
фотографий «голливудской» улыбки и заболеваний
полости рта.)
– Чтобы ваши зубы были здоровыми и
красивыми, вы должны правильно за ними ухаживать,
есть полезную пищу, выполнять рекомендации
стоматологов.
Каждый должен иметь собственную
зубную щетку и чистить зубы утром и вечером.
Давайте вспомним: а какие же функции
выполняют зубы? (Ученики отвечают.)
Функции зубов:
Пережевывание пищи.
Волонтер
предлагает ребенку попытаться откусить кусок от
яблока или моркови, закрыв передние зубы губами.
Речь. Волонтер
просит детей
произнести слова дом, стол и др., не
касаясь языком передних зубов.
Внешний вид. Волонтер
просит
ученика перед зеркалом сравнить улыбку с
сомкнутыми губами с тем, какой радостной она у
него получается, когда зубы открыты.
– Более наглядно представить внешний
вид без зубов поможет следующий прием: возьмите
фотографию улыбающейся фотомодели и закрасьте
ей несколько зубов черным фломастером. (Дети с
удовольствием выполняют задание.) Обратите
внимание, какой некрасивой и даже страшной (как у
Бабы-яги) стала улыбка на фотографии. Вывод прост:
не станешь ухаживать за зубами – будешь иметь
такую же улыбку, а это значит:
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Посещать стоматолога с
профилактической целью нужно как минимум раз в
полгода, при необходимости надо удалять зубной
камень и снимать налет. С помощью электрической
зубной щетки налет убирается намного
эффективнее по сравнению с обычной щеткой. Также
в качестве средств гигиены важно использовать
зубные нити (флоссы) и зубочистки.
Основное назначение флоссов – удаление налета и
остатков пищи с поверхностей зубов там, где щетка
бессильна. Зубные нити бывают круглыми, плоскими,
вощеными, невощеными, иногда их пропитывают
ментолом.
Зубочистки, как и флоссы, при правильном
использовании являются хорошим дополнением к
другим средствам гигиены полости рта. С их
помощью можно удалить остатки пищи из межзубных
промежутков. Они бывают деревянными и
пластмассовыми, а по форме – круглыми,
треугольными и плоскими. Применение зубочисток
особенно эффективно, если между зубами имеется
пространство. Если же зубы находятся очень
близко друг к другу, то зубочистка может
травмировать десны. Тогда для очищения боковых
поверхностей лучше применять зубные нити.
Зубные эликсиры предназначены для
гигиенического ухода за полостью рта,
профилактики кариеса и заболеваний пародонта. В
их состав входят противовоспалительные,
дезодорирующие, противокариозные компоненты. В
эликсиры добавляют различные вещества,
улучшающие их вкус. Полоскание эликсирами
рекомендуется проводить после чистки зубов,
приемов пищи или сладких напитков.
– А теперь посмотрим, как и почему разрушаются
наши зубы.
Зубной налет – это мягкий слой, наподобие пленки.
Чем бы мы ни питались, он образуется ежедневно.
Существование такого налета – главная причина
кариеса. Зубной налет содержит множество вредных
бактерий и остатков пищи. (Ученики смотрят
фотографии бактерий на зубах.)
Минерализация зубного налета через 3–4 недели
приводит к образованию зубного камня.
Зубной камень – это твердый
налет из бактерий, который образуется на зубах у
всех. Когда он смешивается с сахаром, находящимся
в пище, получается кислота. Она разрушает эмаль.
Если камни не удалять постоянно, пользуясь
зубной щеткой и шелковой нитью, зубы начинают
портиться – и может возникнуть воспаление десен.
Зубной камень может удалить только
стоматолог. Запомните, ребята:
– чем больше в продукте сахара, тем сильнее
вероятность образования полостей в зубах;
– часто употребляемый сахар образует большее
количество кислоты, чем то же количество сахара,
употребляемое один раз;
– чем больше еды прилипает к зубам, тем сильнее
вероятность образования полостей в зубах.
В возрасте от 6–7 до 12 лет происходит замена
молочных зубов постоянными. У человека 20
молочных зубов и 32 постоянных, более широких,
которые образуют сплошной ряд.
Чем же покрыты наши зубы? Они защищены эмалью,
которая придает зубам красивый блеск. Эмаль зуба
– это самая прочная ткань. Она предохраняет зубы
от повреждений и заболеваний. Но эмаль со
временем разрушается. Отчего она может
разрушиться?
Использование флоссов для
удаления зубного налета и остатков пищи с
контактных поверхностей зубов
Первый эксперимент
– Проведем небольшой опыт. (Волонтер
проводит эксперимент, который сопровождает
комментариями.) Возьмем кусочек стекла,
нагреем его на огне, потом опустим в стакан с
холодной водой. Что произойдет со стеклом? Оно
треснет. Зубная эмаль может так же растрескаться
от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите
эмаль зубов от резкой смены температуры.
Отчего же еще могут разрушаться зубы? Наибольший
вред им приносит рафинированный сахар в процессе
своего разложения. При взаимодействии
находящихся в зубном налете бактерий с
углеводами образуются кислоты, которые и
вызывают разрушение зубов. Это можно изобразить
наглядно:
1) бактерии + остатки пищи + слюна = налет;
2) бактерии + очищенный углевод = кислота;
3) кислота + чувствительная поверхность зубов = разрушение.
Второй эксперимент
– Давайте проведем еще один
эксперимент и с помощью уксуса и яичной скорлупы
посмотрим, как кислота воздействует на зубы. (Волонтер
проводит эксперимент, который сопровождает
комментариями.) Положим скорлупу в уксус – и
через некоторое время увидим, что она будет
разрушена.
(Школьники обсуждают, как сахар и зубные камни
со временем разрушают эмаль зубов. Поэтому
желательно чистить зубы сразу же после еды.)
Зубы говорят друг другу:
«Чисти чаще нас по кругу».
Ребята, а какие продукты из тех,
которые вы едите, способствуют образованию
кариеса и полости в зубах? (Ученики отвечают.)
Посмотрите на таблицу полезных для зубов
продуктов и тех, которых следует избегать или
есть только время от времени (когда можете
чистить зубы щеткой).
– Давайте выполним небольшой тест.
Тест
1. Камни на зубах образуются, когда:
А – едите слишком много;
Б – часто употребляете сладкое;
В – имеете дупла в зубах;
Г – не хватает витаминов;
Д – не знаю.
2. Камни лучше всего удаляют следующими
способами:
А – съедать яблоко после каждого приема пищи;
Б – полоскать рот питьевой содой и специальным
раствором;
В – пользоваться зубочисткой и шелковым шнурком;
Г – чистить зубы щеткой и шелковым шнурком;
Д – не знаю.
3. Чтобы прочистить между зубами, нужно
пользоваться:
А – зубочистками;
Б – зубной щеткой;
В – зубным шелковым шнурком;
Г – полосканием для рта;
Д – не знаю.
(Волонтер вместе со школьниками
обсуждают правильные и неправильные ответы.)
– Как вы можете изменить свое
поведение, чтобы уменьшить возможность
образования полостей? (Ученики отвечают.)
Поспеши себя избавить
От налета на зубах.
Это так легко исправить,
Если щетка есть в руках:
Три минуты ровным счетом
Чисти сверху и с боков,
Изнутри борись с налетом –
Злым врагом твоих зубов.
А закончена работа –
Полощи водой, тогда
От противного налета
Не останется следа.
– Если во время еды или чистки зубов
появляется кровоточивость десен, необходимо
использовать лечебные зубные пасты, массировать
десны и срочно обратиться к пародонтологу.
Виды
постоянных зубов |
Расположение
и функции постоянных зубов |
Резцы
(8) |
Находятся
впереди, в центре рта. Откусывают пищу и помогают
отправлять ее в рот |
Клыки
(4) |
Находятся
в
уголках рта. Захватывают и разрывают пищу |
Малые
коренные
зубы (8) |
Находятся
за
клыками. Дробят и разрывают пищу |
Коренные
зубы
(12) |
Находятся
в
глубине рта. Пережевывают и перемалывают пищу |
Полезные советы от
стоматолога
Нужно использовать мягкую зубную
щетку с рабочей головкой до 25 мм, щеткой можно
пользоваться в течение 2 месяцев, затем она
изнашивается. Зубная щетка легко загрязняется,
поэтому ее нужно содержать в абсолютной чистоте.
После чистки зубов щетку следует промыть под
струей теплой воды, тщательно очистить от
остатков пищи, пасты, зубного налета и намылить.
Перед чисткой зубов мыло смывают. Хранить щетку
нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть,
например, в стакане головкой кверху. Это заметно
снижает число микробов в щетке, а щетинки
сохраняют свою твердость и форму. Никогда не
следует укладывать щетку сразу после
пользования в закрытый футляр.
Чтобы не болели зубы и не воспалялись десны,
нужно полноценно питаться: есть много зелени,
овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца,
пить побольше молока. В вашем возрасте надо
выпивать не менее 3–4 стаканов молока в день. Если
вы станете регулярно есть все эти продукты, то
получите все необходимые минеральные вещества и
витамины. Не будет в рационе витамина А – ты
начнешь хуже видеть; без витамина С станешь
слабым, выпадут зубы; а когда в пище нет витамина
В, человек плохо спит и много плачет.
Продукты,
содержащие рафинированный сахар и
способствующие кариесу |
Продукты, не
вызывающие кариеса, – «вкусные, но не очень
сладкие» |
Продукты,
обладающие противокариозным действием |
Газированная
вода, искусственные фруктовые соки и шипучки,
варенье, повидло, мороженое, консервированные
фрукты в густом сиропе, конфеты, жевательные
резинки с сахаром, орехи в сахаре, карамель,
пирожные, каши с сахаром, сдобные булочки,
сухофрукты, джем, желе |
Зелень,
морковь,
огурцы, цветная капуста, дыни. Арбузы, апельсины,
пшеничные крекеры, яблоки и земляные орехи. Каши
из круп без добавления сахара, воздушные
кукурузные хлопья без масла, фруктовые соки без
сахара |
Молочные
продукты, растительная пища, чай и шоколад, сыр. А
яблоки и экстракт черного чая стимулируют
секрецию слюны, обладающей очищающими
свойствами, снижая образование кариеса |
– А теперь поработаем в
группах и найдем верное утверждение:
– Я чищу зубы 2 раза в день.
– Я грызу ручки и карандаши.
– Я, как правило, дышу через рот.
– У меня четкое произношение звуков.
– Я сплю на высокой подушке с запрокинутой
головой.
– После еды я полощу рот.
– До еды я не мою руки.
– Я часто ем сладкое.
– Я ем фрукты и овощи.
– Я слежу за своей осанкой.
Сравните свое ежедневное поведение с вредными
привычками, которые могут сформировать
неправильный прикус:
– держание во рту разных предметов
(палец, ручка);
– давление языком на губы, прикусывание губ;
– сон на высокой подушке или с запрокинутой
головой;
– неправильная осанка;
– дыхание через рот;
– нечеткое произношение звуков р, т, л, с.
– Предлагаю вам выполнить еще один тест, который
поможет выработать полезную привычку ухаживать
за полостью рта.
Тест «Пятерка за хорошие привычки»
Нарисуйте прямоугольник, три
клеточки по горизонтали и пять по вертикали.
Отвечая на приведенные утверждения, при ответе
«да» поставьте в клетке точку (номер вопроса
соответствует номеру клетки). В конце надо
красным карандашом соединить все полученные
точки. Если у вас здоровые привычки, то получится
цифра «пять».
Вопросы следующие:
1. Я чищу зубы два раза в день.
2. Я использую пасту с фтором.
3. Я перекусываю фруктами и овощами.
4. Я не грызу ручки и карандаши.
5. Я часто ем сладкое.
6. Я люблю сосать палец.
7. Я дышу через нос.
8. Два раза в год я хожу к стоматологу.
9. Я стараюсь не дышать ртом.
10. Я люблю перекусывать конфетами.
11. Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на
зубы.
12. Я стараюсь произносить звуки правильно.
13. Я не прикусываю губу.
14. Я сплю на низкой подушке.
15. За партой я стараюсь сидеть прямо.
Я рекомендую, всем рекомендую:
Подружиться с пастой, щеткою зубной.
Эта вот потребность в этой самой дружбе,
Как дышать, смеяться, думать,
Быть должна с тобой.
И улыбка, без сомнения,
Вдруг коснется ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.