Цель:
- Развитие глубокого интереса учащихся к предмету "Основы
безопасности
жизнедеятельности.
- Закрепить знания учащихся о причинах возникновения лесных пожаров и
правилах пожарной безопасности.
- Научить учащихся правильным действиям при возникновении лесного
пожара.
- Развивать память, сообразительность, находчивость.
Вступительное слово:
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с
Олимпа. В
наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал
к
Прометею большой орёл и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия.
Столь
дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В
древние
времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в
костре или
очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а
вот чтобы
потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие
усилия,
огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России
наносят
колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природное
среде.
Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они
представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту
начала
борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом
возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и
объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а
также
сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки
леса.
Так, в 1998 году в с. Климовка Ромненского района выгорели 12
подворий и 15
семей остались без жилья и имущества. Аналогичная ситуация произошла в
2007 г. в
селе Калиновка Ромненского района.
Основной причиной возникновения лесных пожаров является
безответственное
отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при
пользовании огнём, особенно в пожароопасный сезон.
рисунок 1
рисунок 2
Конкурс № 1 "Причины лесных пожаров”
Командам предлагается поочерёдно называть причины возникновения
лесных
пожаров. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Причины:
- удар молнии;
- горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;
- зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных
участках;
- брошенная горящая спичка;
- непогашенный окурок;
- тлеющий после выстрела пыж;
- брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный
материал;
- заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
- использование машин с неисправной системой питания двигателя
горючим;
- курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых
горючим;
- непотушенный костёр;
- разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
- оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.
Конкурс № 2 "Разгадай кроссворд”
Командам раздаются карточки с кроссвордом. В течение 5 минут нужно
ответить
на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда
получает
1 балл, а если будет разгадана фраза ("Пожаротушение дело водное”) в
вертикальных столбиках, то дополнительно получит ещё 3 балла.
(Приложение1).
1. Неконтролируемый процесс
горения. 2. Тип пожара, охватывающего пни, лесную подстилку, траву и
кустарники.
3. Травма, часто сопровождающая пожары. 4. Место, в котором пожар
начался или
имеет небольшую силу в настоящий момент. 5. Естественный объект,
используемый в
качестве опорной полосы. 6, 10. Искусственный объект, созданный
лесоустроителями
и используемый в качестве опорной полосы. 7. Источник тепла и возможных
пожаров
в походе. 8. Жизненная форма растения, характеризующаяся одним мощным
стволом,
несущим наверху крону из ветвей. 9. Вредная привычка, частая причина
пожара. 11.
Граница леса, иногда используемая в качестве опорной полосы. 12.
Комплекс
древесной растительности. 13. Поражающий фактор пожара. 14. Тип пожара,
охватывающий кроны деревьев. 15. Естественное вещество, используемое при
тушении
костров в зимнее время. 16. Верхний слой почвы, густо заросший травой,
скреплённый корнями многолетних растений. Используется для тушения
костров в
летнее время. 17. Естественное вещество, применяемое при тушении
пожаров. 18.
Наука о пожарах. 19. Порода хвойных деревьев, среди которых пожар
возникает
особенно часто. 20. Наиболее пожароопасный сезон года.
Конкурс № 3 "Конкурс рисунков”
Конкурс рисунков на тему "Лесные пожары” оценивается по работам
учащихся,
которые были выполнены заранее. (Пока жюри будет оценивать работы,
команды
выполняют условия следующего конкурса).
Конкурс № 4 "Отгадай загадку”
Командам зачитываются загадки. Команда, давшая первой правильный
ответ,
получает 1 балл. В конкурсе побеждает команда, ответившая на большее
количество
загадок.
Загадки:
- Чего на свете нет сильнее? (Огня)
- Ест бело, даёт черно. (Огонь)
- Без рук, без ног к небу ползёт. (Дым)
- Без рук, без ног в гору ползёт. (Огонь)
- Что выше дерева растёт? (Дым)
- В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)
- По деревне прошёл - ничего не осталось. (Огонь)
- Жевать не жуёт, а всё поедает. (Огонь)
- Маленький конёк, вместо гривы – огонёк. (Спичка)
- Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь) - Он даёт тепло и свет,
С ним шутить не надо, нет. (Огонь) - Если дым валит клубами,
Пламя бьётся языками,
И огонь везде, и жар
Это бедствие - … (Пожар) - На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь. (Костёр) - По деревне прошёл – ничего не оставил. (Огонь)
- Красный телёнок чёрную корову лижет. (Огонь, котёл)
- Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь) - Вот такая мошка –
Осиновая ножка!
На стог села –
Всё сено съела. (Спичка)
Конкурс № 5 "Ситуационная задача”
Командам раздаются карточки с различными ситуациями. В течение 1
минуты нужно
подготовить и дать ответ. Конкурс оценивается по 3-х бальной системе.
- Вы оказались в зоне лесного пожара. Выходя из неё, на вас
загорелась одежда.
Что вы будете делать?
- Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем
видимость
стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в
зоне
лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?
- Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам было поручено развести
костёр. Как
вы это будете делать?
- Вы ходили в поход. Ваш лагерь расположен в лесу. Подходит время
возвращения
домой. Каковы ваши дальнейшие действия?
- Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами
становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает и
как вы
будете действовать дальше?
- При получении ожогов при пожаре необходимо оказать пострадавшему
первую
помощь. Как вы это будете делать?
- Отдыхая на природе, вы развели костёр. Через некоторое время
обнаружилось,
что закончились дрова. Что вы будете делать дальше?
- Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре вам стало трудно
дышать. Что
вы будете делать дальше?
Конкурс № 6 "Агитлистовка”
Основную роль в профилактике лесных и торфяных пожаров играет
разъяснительная
работа, воспитание бережного отношения к природе, введение ограничений, а
при
особой пожароопасной обстановке и полного запрета на посещение лесных
угодий.
С наступлением в лесу пожароопасного сезона население предупреждается
об этом
с помощью газет, радио, телевидения, а также наглядных пособий,
вывешиваемых в
наиболее людных местах.
Командам предлагается на листах (формат А4, А3) отобразить ту
информацию, которую бы они разместили на стендах (щитах) в людных
местах, местах
отдыха в лесу.
По окончании всех конкурсов предоставляется слово жюри. Подводятся
итоги, награждаются победители.
|