Цели урока: уточнить и дополнить
представления об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности
человека. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её
чистоты, по её экономному использованию.
Оборудование: СD диск компании
«Кирилл и Мефодий» «Остров драконов. Башня знаний 2». Учебник А. А.
Плешакова «Мир вокруг нас» 3класс (1-4). Кроссворд, карточки для опроса.
Ход
урока:
1 Опрос домашнего задания.
Нескольким учащимся предлагается опрос по карточкам.
Карточка № 1
1. Впиши вместо точек пропущенные слова:
Вода при нагревании ………, а при охлаждении………. В воде растворяются
……….. вещества, поэтому вода хороший ………... Воду можно очистить с
помощью ………….. .
2. Какие свойства имеют вода и воздух? Выберите из
таблицы эти свойства и запишите ответ нужной цифрой.
|
Ответы |
Свойства |
Воздух
Вода |
|
1 без цвета
2 без запаха
3 расширяется при нагревании
4 сжимается при охлаждении
5 растворитель
6 плохо проводит тепло
|
Карточка № 2
1 Вода – растворитель. Как проявляется это свойство
в природе? Приведи примеры.
2. Заполни таблицу:
|
Состояния воды |
Причины
состояний |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Карточка № 3
1. Почему реки, озёра, другие водоёмы зимой не
промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений и животных,
зимующих в водоёмах? Какое?
2. Составьте схему круговорота воды в природе.
Остальной класс работает с учителем.
Фронтальный опрос:
У. Меняется ли количество воды в природе? Почему? В
каких состояниях может быть вода на нашей планете? Что такое лёд? Пар?
Чем сходен пар с воздухом? В чём различие? Что такое туман? Когда
быстрее испаряется вода с поверхности лужи – летом или осенью? Почему?
У. Разгадайте кроссворд «Круговорот»:
1, 2, 3 – состояния воды в природе
4 – условие, при котором вода бывает в различных состояниях.
Проверка карточек и оценивание ответов
детей.
2. Объявление темы урока и постановка
учебной задачи.
У. Итак, мы уже многое узнали о воде. Давайте
подсчитаем, какую часть нашей планеты занимает вода.
На доске дана схема:
У. Какую часть Земли занимает вода?
Д. Три четверти планеты.
У. Действительно воды очень много на Земле. Почему
же постоянно говорят о том, что надо беречь воду, что она наше
богатство? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
3. Изучение новой темы.
лекции по теме « Вода».
Вопросы:
1 Какую часть поверхности планеты занимает вода?
2 Как связана жизнь людей с мировым океаном? Докажите примерами.
3 Почему говорят, что вода – богатство планеты?
Работа с учебником.
У. Нам осталось найти ответ ещё на один вопрос,
поставленный в начале урока: Почему воду надо беречь, ведь её так много
на Земле?
Выслушиваются мнения детей по данному вопросу.
У. А теперь давайте обратимся к учебнику и узнаем,
правильны ли ваши предположения. ( А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»
3класс (1-4), стр. 41, первая статья)
Вопросы по прочитанному:
У. Какую воду употребляют для своей
жизнедеятельности растения, животные и человек?
Д. Пресную, несолёную.
У. Почему морская вода имеет вкус, мы ведь
говорили, что чистая вода без вкуса?
Д. Потому что морская вода солёная.
У. Давайте получим морскую воду опытным путём. В
ней растворено много различных солей, примерно спичечный коробок соли на
1 литр воды.
Опыт: получение морской воды.
У. Давайте попробуем морскую воду. Пригодна ли она
для питья? Почему? Докажите словами из текста.
Д. Солёная вода вызовет гибель клеток крови, а
значит, приведёт к смерти организма.
У. Почему же к воде надо относиться очень бережно?
Д. Хотя на Земле много воды, но большая её часть –
это морская вода, непригодная для питья. Пресной воды на Земле мало.
У. Как же надо расходовать воду?
Д. Экономно.
У. Как вы, дети можете помочь в экономном
расходовании воды?
Выслушиваются мнения детей.
У. Давайте узнаем какие ещё способы предлагает нам
учебник. ( А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3класс (1-4), стр. 42-43,
вторая статья)
У. Какие меры надо принимать, чтобы вода оставалась
чистой? Почему?
4. Итог урока:
У. Люди говорят: Беречь воду – беречь жизнь.
Почему?
5. Домашнее задание: |