Цели:
- Воспитание бережного отношения к самому себе.
- Повышение заинтересованности в сохранении своего зрения.
- Ознакомить с профилактическими мероприятиями по сохранению и
улучшению зрения.
Оборудование:
- Памятка «Правила гигиены зрения».
- Геометрические фигуры разного цвета на боковой стене.
- Офтальмотренажер.
- Игрушки (висят по углам классной комнаты).
- Опорные слова на плакатиках.
- Музыкальное сопровождение: «Утро» Э.Грига.
Ход урока
1. Создание атмосферы психологического комфорта.
(На фоне музыки «Утро» Э.Грига)
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте
поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом)
Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки верх и помахать ими)
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! (Т.Синачева)
2. Актуализация знаний учащихся.
А теперь повторим пройденный ранее материал.
- Что дает нам возможность познавать окружающий мир? Для этого от
названия каждого изображенного здесь предмета возьмем первую букву и
сложим слово.
ослик |
роза |
глобус |
арбуз |
носки |
|
о |
р |
г |
а |
н |
ы |
чайник |
утюг |
волк |
сапоги |
тапки |
ведро |
ч |
у |
в |
с |
т |
в |
(Органы чувств помогают нам заглянуть в окружающий мир и узнать,
что там происходит)
- Правильно, органы чувств – это наши помощники.
- А кто помнит, сколько у человека таких помощников? (5)
3. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем говорить об одном из этих помощников. Ученые
считают, что 70% всей информации человек воспринимает с помощью этого
органа чувств.
Угадайте: |
Два Егорки живут возле горки, |
|
Живут дружно, а друг на друга не глядят. |
- О чём же мы поведем разговор на уроке?
- Тема нашего урока так и звучит: «Берегите зрение». А
девизом урока пусть будут такие слова: «Никто не позаботится о
тебе лучше, чем ты сам».
4. Открытие детьми нового знания.
- Итак, глаза – удивительный дар природы. С помощью глаз мы видим
предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам
устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Ни один из органов
чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза.
- Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (На доску
прикрепляются слова: милые, выразительные, ясные, огромные, веселые)
- Каким бывает цвет глаз? (На доске: синие, голубые, карие,
зеленые, светлые)
- Что мы видим, глядя в глаза друг другу? (Из чего состоит глаз:
радужная оболочка, хрусталик, зрачок)
- Для чего они нужны глазам? (От радужной оболочки зависит цвет
глаз. С помощью зрачка и хрусталика мы видим)
- Они очень нежные. Природа сама позаботилась об охране наших глаз и
оберегает их. Как? (Веки и ресницы защищают их от яркого света и
пыли. Если в глаз попадает соринка, ее смывает слеза. А брови
задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в
глаза).
- И все-таки этой природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение.
Каждый человек сам должен заботиться о своих глазах. Вот как можно это
сделать!
5. Упражнения по группам.
1 группа:
Игра «Я - зоркий». (На карточках изображены фигурки человечков
(высотой 2см), показывающих различные упражнения. Дети должны их
повторить.)
Рисунок 1
2 группа:
Природа создала глаз шарообразным, поэтому он может без труда вращаться
вокруг трёх осей: вертикальной, горизонтальной и оси, совпадающей с
оптической осью глаза.
(Упражнение по офтальмотренажеру на потолке.)
3 группа: Глазами находим геометрические фигуры,
которые висят на боковой стене (трапеция, ромб, прямоугольник,
треугольник, квадрат, трапеция, ...)
- А можно ли упражнения делать дома? Вам могут помочь взрослые.
6. Работа с фразеологизмами.
1)
- Объясните, как вы понимаете выражение «Глаза - зеркало души»?
- Мы с вами читали русскую народную сказку «У страха глаза велики». Как
это понять?
2)
- Да, по глазам можно определить характер человека, что он натворил,
обманывает он или говорит правду. Когда мы знакомимся с человеком,
смотрим ему в глаза. По глазам можно узнать о состоянии здоровья.
- Проанализируем такую ситуацию. Вы приходите из школы, вас встречает
мама и говорит: «Что-то мне твои глаза не нравятся». Что она может
иметь в виду?
3)
- А сейчас прослушайте небольшой текст и постарайтесь запомнить
словосочетания, где говорится о глазах.
«Если у вас глаза разгорелись, или глаза разбегаются, а то и вовсе
глаза на лоб лезут, то успокойтесь и не раскидывайте глаз. В этом
удивительном мире не то ещё можно увидеть».
- Повторите эти словосочетания.
- Как они называются? (фразеологизмы)
- Я буду читать текст повторно, а вы подберите к этим фразеологизмам
словосочетания, что висят на боковой стене:
- Очень захотелось чего-либо
- Не можете остановиться на чем-либо
- Изумлены, удивлены
- Не глазейте по сторонам
- А какие фразеологизмы вы знаете сами?
(Не верить глазам – удивиться; как глазом моргнуть – мигом; с глазу
на глаз – наедине; не сводить глаз – неотрывно смотреть; не смыкать глаз
– совсем не спать; сделать большие глаза - удивиться)
7. Физминутка.
- Встаньте. Отдохнем.
1) Физические упражнения для снятия утомления с туловища.
2) - Зажмурьте глаза сильно, как только можете. Широко откройте (5-6
раз).
3)
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
4) - Вытянули правую руку вперед, смотрим на кончик указательного
пальца и ведем руку к носику, пока палец не начнет «двоиться» (2-3
раза)
5) - Растираем ладошки сильно-сильно.
- Чувствуете жар? Прикладываем ладошки к глазам и держим до тех пор,
пока чувствуется тепло.
- Как теперь себя чувствуете? (бодро)
8. Правила гигиены зрения (групповая работа).
- Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до
глубокой старости, нужно знать и соблюдать определенные правила.
а) (Группы получают задания) 1 группа:
на рисунке указать то, что полезно для глаз. 2 группа:
на рисунке указать то, что для глаз вредно. 3 группа:
указать те пункты, чего нельзя делать.
Рисунок 2
б) Проверка.
в) Чтение правил (плакат висит на доске, высота букв не более 1см).
- Кто сможет прочесть?
- Умываться по утрам и вечерам.
- Смотреть телевизор не более 1 часа.
- Не читать лежа.
- При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
- Pасстояние от глаз до текста должно быть 30-35см (локоток).
- Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий
красный перец.
- Делать гимнастику для глаз.
- Ребята, витамин А, полезный для глаз, содержится в овощах, фруктах,
яйцах, печени и масле.
– Что делать, если вы почувствовали, что зрение все же у вас
ухудшается?
- К кому тогда нужно обращаться? (окулист, офтальмолог)
- В столице нашей республики Уфе находится известная во всем мире
клиника глазных болезней (главный врач – Мулдашев). Эстрадная певица
Диана Гурцкая лечилась в этой клинике.
- Что делает врач, если выясняется, что зрение действительно
ухудшилось? (Назначает лечение, выписывает очки)
9. Чтение стихотворения А. Барто «Очки».
- Правильно ли поступил Дима? (Если глаза видят хорошо, очки
носить нельзя. Они могут ухудшить зрение)
10. Чтение стихотворения С.Маршака «Четыре глаза».
- Правильно ли поступают такие ребята? (Нужно ставить себя на
место другого. К сведению: в России 40 млн. очкариков)
11. Чтение своих стихотворений.
- Вы получили задание: сочинить стихи про глаза. У кого что
получилось? Слушаем.
1 ученица: |
Посмотрит живой, любознательный глаз –
Такой красоты мы видали не раз.
Глазами увидишь цветы и сады,
Глазами увидишь работы плоды,
Деревья в цвету и росу на лугах,
Пчела пролетит, загорится звезда.
И весь этот мир мы видим всегда! |
2 ученица: |
Мамины глаза.
Я люблю эти глаза:
Они горят, как бирюза,
Как звезды в небе надо мной.
Глаза единственной, родной,
Любимой мамочки моей. |
12. Итог.
- Составьте из этих слов предложение.
- Как вы понимаете написанное?
- Как можно сберечь здоровье, и в частности, зрение?
- Ученые НИИ глазных болезней им. Гельмгольца под руководством
профессора Э.С.Аветисова предлагают рекомендации по гигиене зрения.
- Эта памятка поможет вам проводить гимнастику для глаз дома. (Раздаю
памятки всем детям)
- Доскажите предложение, написанное на доске:
- Теперь я могу ...
- Теперь я знаю ...
- А я скажу: теперь я и не сомневаюсь в этом!
- Спасибо за сотрудничество.
|