Цель занятия: создание условий для
интеллектуального и духовного развития личности
ребенка с опорой на его внутренние движущие силы.
Задачи:
- Закрепить полученные знания у детей с помощью
соревнования.
- Развить творческие способности.
- Научить коллективной командной работе.
Оборудование: плакаты, открытки,
стенды, влажные препараты, экспонаты животных,
коллекционный материал.
В ходе занятия была сделана попытка проверить
теоретические знания детей в игровой форме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Педагог. Сегодня мы вспомним
главные группы животных, которые изучали с
начала учебного года от одноклеточных
(простейших организмов) до сложноорганизованных
членистоногих.
Животный мир населяет биосферу нашей планеты. В
настоящее время вопрос о количестве
населяющих Землю животных видов может быть решен
лишь приблизительно, на основании уже описанных,
различные авторы несколько расходятся в своих
подсчетах. Общее число, до сих пор известных
видов животных, составляет около двух миллионов,
из которых большая часть принадлежит
беспозвоночным животным.
2. Ребята выступают с небольшими
сообщениями о представителях царства
беспозвоночных животных.
1-й ученик – «Губки и кишечнополостные»
Губки – наиболее примитивные животные, вся
жизнедеятельность связана с процеживанием воды.
За сутки губка пропускает через себя до 22 литров
воды. Они являются отличными фильтрами от
загрязнений. Губки способны к регуляции. Если
растереть ее через сито, то образовавшаяся
кашица, состоящая из отдельных групп клеток,
способна к восстановлению целого организма.
Кишечнополостные - к ним относятся гидры,
медузы, одиночные полипы, кораллы.
На юго-востоке Азии в морях обитает нежное
создание с хрупкими щупальцами – морская оса,
это самый опасный обитатель Мирового океана.
Прикосновение к ней вызывает мгновенную смерть.
В Охотском море чаще других медуз можно увидеть
– аурелию. Яд медузы аурелии может вызвать у
человека легкое жжение. Самая большая медуза
северных морей – цианея. Ее колокол может
достигать до 2,5 метров, а щупальца до 60 метров в
длину. В Охотском море колокол этой медузы
достигает до полутораметров.
2-й ученик – «Осьминог»
Осьминог, как и кальмар, относится к
головоногим моллюскам, их еще называют
«многорукими». В центре пересечения конечностей
есть клюв, похожий на клюв попугая, тело у них
мягкое, его покрывает мантия, у них тоже есть
раковина, но находится она не снаружи, а внутри.
Наиболее опасен мелкий из осьминогов –
австралийский. Он умещается на ладони, но грозен
своим ядом, столь сильным, что после укуса смерть
наступает от нескольких минут до нескольких
часов. Этот осьминог очень красив, тело
расцвечено переливчатыми синими кольцами, когда
животное возбуждено, эти кольца буквально
разгораются. Этот красавец обитает на
мелководье, скрываясь в расщелинах, под камнями.
3-й ученик – «Пауки»
Класс паукообразных объединяет свыше 36000 видов.
«Арахиа» – по-гречески «паук», древнегреческих
мифах это имя девушки, которая достигла такого
высокого ткацкого искусства, что вызвала на
состязание саму богиню Афину. Арахиа выткала
ткань не хуже богини, но та в наказание за
дерзость состязаться с богами не приняла ее
достоинств, в отчаянии Арахиа хотела повеситься.
Афина превратила девушку в паука, вечно
плетущего свою паутину.
Исключительная по прочности, легкости и красоте
ткань из паутины известна в Китае под названием
«ткани восточного моря». Полинезийцы
употребляли паутину крупных тенетных пауков в
качестве ниток для шитья и плетения рыболовных
снастей.
В 1899 году из паутины крупного мадагаскарского
паука нефила пытались получить ткань для
покрытия дирижабля, и удалось изготовить образец
длиной 5 метров.
4-й ученик – «Жужелица»
Жуки – самый разнообразный и богатый видами
отряд насекомых. Сейчас описано более 250000 видов.
Наиболее крупными видами являются тропические
виды: африканский жук голиаф, бразильский
дровосек-большезуб, бразильский длинноногий
арлекин и др.
Жужелиц еще иногда называют шестиногим «волком».
Это быстрые хищники. Обычно эти жуки ярко и
красиво окрашены, часто в металлически синие или
зеленые тона. У многих видов имеются
дополнительные скульптурные украшения в виде
придатков на голове и усиках или своеобразных
выростах на надкрыльях.
Педагог. Переходим к практической
части нашего занятия. «Разминка».
Все участники делятся на две команды и
выбираются капитаны команд.
3. Игра «Эти забавные животные»
В игре учитываются правильные ответы команд, за
каждый правильный ответ команда получает 2 очка,
ответившему правильно игроку,- 1 очко. За
неправильный ответ снимается 1 очко, и ход
передается другой команде.
1. Сейчас двигаюсь быстро, в воздухе, но в юности
все обстояло иначе. Охочусь обычно около воды,
питаюсь летающими насекомыми, у меня большие
челюсти. Скелет мой снаружи. У меня на две ноги
больше, чем у мыши и очень большие глаза. У меня
четыре крыла и во время полета я похожа на
вертолет.
(Стрекоза)
2. Марафон не для меня, но на короткие дистанции
бегаю быстро. Я плохо вижу, но чувствую хорошо.
Люблю охотиться. Часто бываю, съеден супругой.
Есть у меня на брюшке особенность, за это
называют меня «ткачихой».
(Паук)
3. Живу я на всех глубинах морей, а также на
мелководьях. Некоторые мои братья стали
сухопутными. У меня на две конечности больше, чем
у пауков. Две из них я использую как столовые
приборы, но в обиду себя не дам. Враги у меня есть,
поэтому приходится прятаться. Мне и ноги своей не
жалко, лишь бы живым остаться. Я считаюсь ценным
продуктом и часто попадаю на стол красным.
(Краб)
4. Хоть у меня и 8 ног, но я не паук и живу
исключительно в морях. На моих ногах нет когтей, а
есть присоски. У меня клюв и внутренний скелет, но
я не позвоночное животное. У моих родственников
есть раковины. У меня пара глаз и вижу я хорошо.
Двигаюсь как ракета, при опасности могу
исчезнуть, выпустив «чернила», из которого
делают краску сепию.
(Осьминог)
4. Головоломки «Насекомые»
Команды берут задания (задания в виде
кроссвордов). Правильное решение оценивается в 5
баллов.
1 команда
1. Красивый зеленый с бронзовым оттенком жук,
питается цветами.
2. Прекрасные летающие насекомые.
3. Жук с рогом на голове.
4. Кто ногами слышит.
5. Насекомое – объект для экспериментов в живом
уголке.
6. Крупноглазое летающее насекомое с сетчатыми
крыльями.
7. Летающий кровосос.
8. Муха – хищник.
9. Добытчики меда.
2 команда
1. Крупные прыгающие усатые насекомые.
2. Мелкие летающие кровососы
3. Жалящее насекомое, строящее бумажные гнезда.
4. Добытчики меда.
5. Крупноглазые летающие насекомые с сетчатыми
крыльями.
6. Летающие цветы.
7. Кто перед охотой «молится богу».
8. Короткоусые родственники кузнечиков.
9. Хищный жук синего цвета.
5. Игра «Кто быстрее и смекалистее»
Игра предлагает вспомнить систематику
членистоногих.
На столах разложены этикетки с названиями
классов членистоногих. Рядом находятся
фотографии, открытки, препараты различных
животных. Необходимо определить их
принадлежность классу и разместить под
этикеткой с соответствующим названием. Игра
оценивается в 3 балла.
6. Кроссворд «Ералаш»
Здесь необходимо не только дать правильное
название животных, но и определить биологические
термины.
По горизонтали: 1. Систематическая единица.
2. Часть тела насекомого.
3. Наука о животных.
4. Насекомое, портящее меховые воротники.
5. Насекомое с мощными челюстями.
6. Начальная стадия развития насекомого. |
По вертикали: 1. Одноклеточное простейшее.
2. Морское животное, похожее на дерево.
3. Насекомое с полным циклом превращения.
4. Прибор, с помощью которого видим невидимое.
5. Домашнее насекомое.
6. Подражание другим. |
По окончании соревнования подводятся итоги.
Команда победителей награждается
свидетельством знатоков членистоногих. |