Форма проведения: музыкально-литературная композиция ( постановка для
учеников младших и средних классов)
Место проведения: Татарстан, г. Нижнекамск, школа №22, актовый
зал.
Цели и задачи мероприятия.
Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса,
его богатствах и целебных растениях.
Популяризировать лучшие книги по природе и экологии.
Привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц
и поговорок о лесе.
Учить детей бережно относиться к природе.
Доставить детям радость от участия в общем празднике.
Оформление зала:
1. Для украшения сцены использовались изображения берёз, птиц,
целебных трав и цветов. 2. Организована и оформлена книжная выставка на
тему:
"Природа-мир, тайник вселенной”
Разделы:
Красота, дарующая радость. Заповедными тропами. Певцы родной
природы. Тайны целебных трав. Плач природы. Природа в нашем
доме.
3. Выставка "Лесная кладовая” (детские рисунки, поделки и сочинения о
природе.) 4. Прослушивание музыкальных композиций: музыка леса, пение птиц,
мелодии природы, журчание воды.
СЦЕНА 1.
Звучит музыка леса.
1-в.
Шуми, шуми, зелёный лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой
покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой.
2-в. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение
природы.
Я так боготворю деревья, Их доверьем дорожу. В лес вхожу, как будто к
другу в дверь я, Как по храму, по лесу хожу.
3-в.
В природе шагу не ступить, Чтоб тотчас так и сяк Ей чем-нибудь не
навредить За этот самый шаг.
1-в. Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты. Сейчас их
осталось 1/3 часть.
2-в. Леса ничем не заменить. Здесь пропадает шум городских улиц.
3-в. 50% пыли в городе оседает на стволах и листьях деревьев.
1-в. В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов, чем в городе.
СЦЕНА 2.
Звучит музыка природы: пение птиц.
Выходят три человека с ружьями и лукошками.
1-в. Любят люди, особенно горожане, побродить по лесным тропам, опушкам и
полянам. Посидеть над раскидистой тенью деревьев.
2-в. Ещё бы! Лес дарит бодрое состояние, хорошее настроение,
удовольствие.
3-в. Умиротворенность! А как вкусны грибы и ягоды!
1-в. Размечтались! А знаете ли вы, что если группа из 10 человек будет
приходить на полянку один раз в неделю, то на эту полянку уже не прилетят
птицы.
2-в. А если два раза в неделю?
3-в. Пиши пропало. Погибнут травы, а деревья начнут "думать”.
1-в. Похоже, что наша Корабельная роща задумалась. Остаётся один ярус, а
второго яруса, маленьких деревьев и кустарников, почти не видно. (Вздохнул.)
2-в. Затоптали, замучили…
О, не гневайся, лес! О, не думай, что нам безразлична судьба твоя! Вижу во
сне, как ты лечишь воздухом меня животворным. О, твой воздух медовый в цене
всегда был!
3-в.
Смотри, как роща зеленеет, Полящим солнцем облита, А в ней какою негой
веет От каждой ветки и листа!
СЦЕНА 3.
Звучит музыка природы.
1-в. Задумалась и я. Из чего, собственно, состоит наша роща?
Какое дерево в ней главное?
2-в. Любой знает: главная красавица в лесу – русская
берёза.
3-в. В старину о березе говорили: дерево "об четыре дела”.
Выходят три человека ( четвёртый за их спиной).
1-ч (входит с лучиной). Берёзовая лучина горит без копоти - в
старину заменяла электричество.
2-ч. Часто слышим мы: "Скрипит, как несмазанное колесо”. А
колесо-то единственного транспорта, телеги, смазывали берёзовым дёгтем. Готовили
его из коры.
3-ч. А больных чем исцеляли? Отваром берёзовых почек от боли,
болезней суставов – и сейчас советуют.
Отходят.
Четвёртый сидит парится.
4 ч. Эх, далеко приходится за берёзовыми вениками ездить.
Повырубали, поободрали ближайшие леса.
Выходят девочки в русских нарядах с ленточками в косах,
с веточками в руках.
1 д. Древние славяне считали берёзу священным деревом, она была
символом света, чистоты и женственности.
2 д. Её посвящали богине Ладе. А ещё на Руси это растение было
связано с весенним церковным девичьим праздником - Троицей, проходящим через
семь недель после пасхи.
1 д. Девушки украшали берёзу лентами, плели венки, водили
хороводы, пели песни.
О лес! О жизнь! О солнце свет О свежий дух
берёз!
Исполняется танец "Березка”
СЦЕНА 4.
Звучит мелодия природы.
1-в.
Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что
кудри завила.
2-в. За красоту, обильное цветение и поэтический облик о черёмухе сложено
много песен, стихов, загадок и поговорок.
3-в. И всегда это образ нежной девичьей красоты, образ невесты в подвенечном
наряде.
1-в. "Сказать, какой именно запах у черёмухи, невозможно, – писал
М.М.Пришвин, – не с чем сравнивать. Весной понюхаешь - вспоминаешь детство,
своих родных, соединишься со всем прошлым”.
2-в. Кто не пробовал ягод черёмухи? Вкусные, спелые и сладкие!
3-в. Плод черёмухи – вернейшее, древнейшее лекарственное средство! С
каменного века известно.
1-в. И не только плоды – кора, листья и цветки тоже лекарственные. Лихорадка,
ревматизм – пей отвар из коры, а закашлял – отвар из листьев.
2-в. Примочками из цветов лечи глаза.
3-в. Расцвела сирень, черёмуха в саду На моё несчастье, на мою
беду.
1-в. С цветами черёмухи связывают приметы сельскохозяйственного года: урожай
на черёмуху, так и на рожь; пшеницу сей, когда черёмуха зацветёт.
СЦЕНА 5.
Выступление первоклассников.
1-в. Жила- была маленькая Бабочка, она радовалась солнышку и
цветам, между которыми порхала целый день.
( Танец цветов и бабочек.)
2-в. Но вот однажды на полянку прибежали ребята, стали прыгать,
бегать, рвать цветы. Бабочка едва успела улететь. Ребята бросили цветы и ушли.
Её цветок не был похож на себя – не было того прежнего запаха. Цветок
умирал.
Бабочка: Ребята! Нельзя так делать! Ведь цветы могут
когда-нибудь исчезнуть. Помните об этом!
3-в. Однажды за бабочкой погнался мальчик.
Мальчик /с сачком в руке./ исполняет песню " Ребёнок и
мотылёк”.
Мальчик:
Мотылек, как же так? Целый день ты летал, Целый день ты
летал. И совсем не устал? Расскажи, как живёшь? Что ты ешь? Что ты
пьёшь? Где твой мир? Где твой дом? Расскажи обо всём!
Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах. Я летаю весь день в голубых
небесах. Солнца ласковый свет озаряет мой кров, Мне еда и питье – аромат
цветов. Но живу я неделю – не более дня, Будь же добр со мной и не трогай
меня.
Мальчик: Не беспокойся, мотылёк, я никогда не буду зря ловить
мотыльков,бабочек и жуков!
СЦЕНА 6.
Звучит музыка природы: журчание воды, пение птиц.
1-в. В лесу на поляне можно найти всё необходимое для поддержания жизни и
здоровья человека. Пищевых растений насчитывается более 200 видов.
2-в.
Панацея, панацея, Животворная трава, О тебе не оскудеет В селах
северных молва.
Не однажды и не дважды поранившим ноги
Ты целебной силой своею помог.
Подорожник!
Всегда ты растёшь на дороге.
Рос ли ты, когда не было в мире дорог?
3-в. Уже более 2000 лет применяется подорожник для лечения. Названия:
порезник, ранник, чирьевая трава – даны ему за ярко выраженные свойства
заживлять раны.
Исполняется песня "Подорожник”.
1-в. Ранней весной появляется уникальное растение, которое вызывает
уважение и восхищение.
2-в. Уважение потому, что не позволяет себя обижать, отрезвит уколами
многочисленных колючих волосков.
3-в. Восхищение потому, что появляется очень рано, весной, когда кругом лежит
снег.
1-в.
Я цветы обходил стороной, Их считал за ненужное диво. Я искал те места,
где крапива Непреступной стояла стеной. Обжигаясь зелёным
огнём, Обрезал ей колючие ножки, Необычного цвета лепёшки, Обжигаясь,
мы ели потом. А сейчас я, любитель цветов, Улыбаюсь любому
счастливо. На задворках стоит крапива, Словно память тех грозных
годов.
2-в. Крапива у русского народа пользовалась известностью как верное средство
против нечистой силы и ведьм.
3-в. Народная мудрость гласит: "Одна крапива заменяет семерых врачей”
1-в. Кровоостанавливающее средство.
2-в. Укрепляющее средство.
3-в. Травяные добавки листьев зверобоя, душицы, малины, смородины, лепестков
мяты улучшают аромат чая и различных напитков, придают им целебные свойства.
Исполняются стихи поэта Дудина М. "Берегите землю”.
1-в.
Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на
листьях повилики,
2-в.
На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, На могиле тень
от баобаба, Ястреба, парящего над полем,
3-в.
Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите
Землю! Берегите!
Звучит музыка природы, журчание воды, пение птиц. |