Ключевые понятия: персональный компьютер,
глобальная вычислительная сеть Интернет, угроза безопасности,
информационная безопасность, программа – фильтр,культура
безопасности, политика информационной безопасности,
здоровьесберегающая технология.
Цели и задачи: обеспечить охрану здоровья ребенка
при работе с компьютером, обеспечить информационную безопасность
ребенка при обращении к ресурсам Интернет, привлечь родителей к решению
данных проблем.
Результаты: организация оптимального режима работы
детей при работе с компьютером, соблюдение санитарно - гигиенических
норм учащимися при работе с компьютером, обеспечение доступа только к
образовательным ресурсам Интернет во время урочной и внеурочной
деятельности учащихся, повышение уровня информационной культуры учащихся
и учителей.
Критерии оценивания результатов:
- наличие уголков безопасности в каждом кабинете с установленными
компьютерами;
- режимы работы кабинетов с установленными компьютерами;
- количество детей, прошедших инструктаж по информационной
безопасности при работе в Интернет;
- количество родителей учащихся, осведомленных о проблемах
информационной безопасности детей в Интернет;
- наличие общественного Совета за соблюдением доступа детей к
образовательным ресурсам Интернет;
- количество компьютеров, подключенных к Интернет, с установленными
программами-фильтрами.
Содержание
На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника
является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации.
Многообразие источников и видов информации не должна стать препятствием
для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для
развития информационной компетентности.
Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к
достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных
пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. Всё
большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте
– дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно
изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при
определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и
развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств;
формированию познавательных способностей; стремлению к
самосовершенствованию. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот
или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных
участников. Да и современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в
образовательном процессе без помощи компьютера.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает
психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в
организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и
методы обучения. Применение мультимедийных презентаций позволяет
сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не
только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже
погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее
утомительным, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. А
ведь в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня
познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать
самостоятельно, да и просто учиться.
Благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:
- Увеличивается активностьучащихся на уроке.
- Появляется возможность оперативного тестирования учащихся.
- Экономится время и предоставляется возможность решения большего
числа задач.
- При проведении урока с использованием мультимедийных технологий
соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает
оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное
восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления у
детей.
С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий
качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых
проблем, в частности, проблему формирования информационной
культуры и безопасности среди подрастающего поколения.
Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в
Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на
Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не
ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы
уже подключены к Интернет, и преподавание информатики начинается со
второго класса. Компьютер и Интернет, как всякие сложные
технологические продукты, наряду с неоспоримыми преимуществами могут
нанести серьезный вред ребенку. Одним из главных вопросов, связанных с
компьютеризацией, является изучение влияния ЭВМ на организм,
психическое состояние и развитие ребенка. При современном
уровне развития техники вредными для детей и, вообще, пользователей
любых возрастов, являются скорее не излучения, а умственное и
нервное переутомление.
Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых "Как
оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать", вышедшей в
издательстве "София": «Дети и подростки прирастают к розетке тогда,
когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий.
Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто
понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время
общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и
на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения)
глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником
вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен".
Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят
опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема
заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия.
Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно
все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все
равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города.
Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же
самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням.
Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам
компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого
нужна хорошо продуманная методика обучения основам
информационной безопасности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: работу по
ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка можно разделить
на две составляющие:
- соблюдение санитарно – гигиенических норм (временной режим
работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика)
для сохранения здоровья детей;
- обеспечение информационной безопасности.
Выполнение этих условий необходимо выполнить не только
школой, но и родителями дома.
I этап
Организация режима работы на компьютере:
- разработка и утверждение режима работы кабинетов с
компьютерами;
- проведение инструктажей по охране труда и технике
безопасности в кабинетах с установленными персональными компьютерами;
- оформление уголков безопасности с размещением в них всех
инструкций, физических упражнений и упражнений для глаз при работе за
компьютером;
- организация и проведение физкультминуток при проведении
занятий;
- проведение лектория для родителей учащихся по режиму работы
детей за компьютером.
II этап
Организация режима доступа к образовательным ресурсам
Интернет:
- проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам
Интернет;
- разработка методического пособия «Интернет – ресурсы для
образовательного процесса»;
- установка программ-фильтров на школьные компьютеры;
- проведение лектория для родителей учащихся по режиму доступа
детей к образовательным ресурсам;
- памятка родителям «Десять фактов, которые нужно сообщить детям
ради безопасности в Интернет».
Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы
за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить
маленького пользователя. Они называются программами Родительского
контроля. Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает
возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех
направлениях:
- ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
- блокировать доступ к некоторым сайтам,
- блокировать доступ к другим интернет-сервисам,
- запрещать запуск некоторых игр и программ.
При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные
оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим
нецензурную лексику.
III этап
Обеспечение информационной безопасности работы в Интернет.
Видеть в современной технике только добро или только зло – это
крайности, которых следует избегать. Техника всего лишь инструмент в
человеческих руках, предназначенный для достижения тех или иных целей. И
как при использовании любого инструмента, работа в Интернет требует
определенной техники, а точнее – культуры безопасности.
При всей важности технических средств, понятно, что они являются
всего лишь частью осуществления политики информационной
безопасности. Она включает воспитательные и образовательные
мероприятия.
В проведении политики информационной безопасности школы принимают
участие все заинтересованные в этом лица: педагоги, учащиеся, их
родители. Документально политика использования ресурсов сети Интернет
зафиксирована в «Правилах использования сети Интернет в
муниципальном общеобразовательном учреждении средняя
общеобразовательная школа №13».
В школе создан Общественный Совет по вопросам регламентации
доступа к информации в Интернете, в состав которого входят
представители администрации школы, учителя, учащиеся, родители. Основная
функция Совета – контроль использования учащимися ресурсов сети
Интернет.Разработан пакет документов, регламентирующий
работу Совета:
- Положение об Общественном совете школы по вопросам
регламентации доступа к информации в Интернете;
- Инструкция для сотрудников средней общеобразовательной школы
№13 и членов Общественного Совета школы о порядке действий при
осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет.
В помощь классным руководителям для проведения классных часов и
родительского лектория разработаны:
- Памятка учащимся «О чем надо знать при работе в Интернет
- Памятка родителям по управлению безопасностью детей в Интернет.
В помощь учителям-предметникам разработаны методические
рекомендации:
- Памятка по оформлению методических материалов для размещения на
сайте;
- Памятка по составлению мультимедийной презентации.
Формирование информационной культуры и безопасности – процесс
длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и
всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем
мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей,
если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную
помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование
разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень
которой будет гарантией ее информационной безопасности.
|