Концепция модернизации российского образования выдвигает новую систему
требований к школьному образованию: современному развивающемуся обществу нужны
хорошо образованные, инициативные и самостоятельные люди, которые способны
принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия и нести за них
персональную ответственность.
Современная школа претерпевает период реформирования, целью которого является
выполнение нового социального заказа – создание условий для формирования
деятельной, творческой, критически мыслящей и социально адаптированной личности,
способной к интеллектуальному и практическому освоению мира.
Выработка перечисленных личностных качеств связана не столько с расширением
представлений ребенка об окружающем мире, сколько с определением его
собственного отношения к действительности. Иными словами доминантой
образовательного процесса сейчас становится становление мировоззрения личности,
которой предстоит в самом ближайшем времени осваивать и преобразовывать мир,
самостоятельно определяя в нем свое место. Самостоятельность, как ответственное,
инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это
основной вектор взросления.
Поэтому так важно не подавить стремление к активности, развить
ответственность, потребность самому дать оценку своим действиям в каждом
школьнике. Особая роль в этом принадлежит тому, как организован в школе процесс
оценивания учебных достижений учащихся младших классов.
При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих
в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания
детей и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной
сферы образования проблема оценивания учебно-воспитательного процесса
приобретает новые формы и содержание.
Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе
школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной
деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в
самостоятельное направление.
Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в
трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов, методистов (Б. Г.
Ананьев, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Дж. Брунер, Л. И. Божович, Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. Р. Лурия и др.)
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает
потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет
качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью
оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учеников и
формирования у них адекватной самооценки. Как отмечает А. И. Липкина, у
обучающихся в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку
своих возможностей – одного из основных компонентов самооценки.
Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника
является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений может
выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия,
оценочным действием, отметкой.
Традиционная "отметочная” система подверглась и подвергается резкой критике
со стороны психологов и педагогов (Выготский, Амонашвили, Цукерман и др.), так
как она затрудняет индивидуализацию обучения, тормозит формирование учебной
самостоятельности, является малоинформативной.
При безотметочном обучении знания, умения и навыки рассматриваются как
средство развития учебной самостоятельности. Особенность системы заключается в
согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к
внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то
есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели,
контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой,
необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит
от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль
только под руководством взрослого и при участии сверстников. Представления о
себе – основа самооценки младших школьников.
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает
критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно
положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с
объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности ученики 3 – 4
классов относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только
хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценка
первоклассников почти полностью зависит от оценок их поведения и результатов
деятельности учителем, родителями, то ученики четвертых классов оцениваю
собственные достижения более самостоятельно. Однако процесс формирования
самооценки младшего школьника должен проходить под чутким руководством
учителя.
Как помочь юному школьнику научится объективно оценивать собственную
деятельность? Как безотмоточное обучение влияет на изменение самооценки младшего
школьника? Ответить на эти вопросы и стало целью работы.
Объектом исследования является процесс формирования самооценки младшего
школьника в условиях безотметочного обучения. Предметом – приемы безотметочного
обучения.
Для реализации поставленной цели был выдвинут ряд задач:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- изучение особенностей самооценки в младшем школьном возрасте;
- характеристика особенности контрольно-оценочной деятельности младших
школьников в условиях безотметочного обучения;
- первичное изучение уровня самооценки младшего школьника;
- апробирование приемов безотметочного обучения на уроках математики;
- вторичное изучение самооценки младшего школьника;
- анализ результатов;
- мониторинг эффективности работы.
Методы исследования:
- контент – анализ;
- наблюдение процесса контрольно-оценочной деятельности младших школьников на
уроках математики;
- методики, направленные на изучение самооценки младшего школьника ("Проба Де
Греефа”, "Лесенка”, "Тест по определению самооценки”).
Практическая часть исследования состоит из трех этапов. На первом этапе
проводится изучение самооценки учеников. В ходе работы выявились 3 уровня
самооценки.
На втором этапе проводится комплекс уроков математики с элементами
безотметочного обучения. Так нами использованы приемы "Портфолио”, "Лесенка”,
"Лист индивидуальных достижений ученика” и т.п.
На третьем этапе была проведена вторичная диагностика уровня самооценки и
провели анализ полученных результатов. В динамике произошли положительные
изменения. Так увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой на 30%;
снизилось количество учащихся с заниженной самооценкой на 10%; снизилось
количество учащихся с завышенной самооценкой на 20%.
Таким образом, можно сделать вывод, что системное использование приемов
безотметочного обучения положительно влияет на контрольно-оценочную деятельность
учащихся, способствует формированию адекватной самооценки у школьников.
Учащиеся, которые переоценивали, либо недооценивали свои возможности, перед тем,
как оценивать себя старались анализировать процесс, а не результат своих
действий. |