Вид урока: усвоение нового материала.
Тип урока: урок с применением информационных
технологий, работа в группах.
Место урока: данный урок может быть
использован
- на уроках экономики в теме "Рынок труда и
безработица" по программе Липсица И.В. в 9-11
классах (в зависимости от уровня изучаемого
предмета) или в аналогичных курсах,
- на уроках географии в теме "Структура
населения России: трудовые ресурсы" в 9 классе,
- на занятиях элективных курсов по экономике и
географии, предпринимательской деятельности и
профориентации.
- Загрузить презентацию
(316 КиБ)
Цели урока.
- Обучающая: познакомить учащихся с одной из
основных проблем экономики - безработицей, сформировать
знания о безработице, ее причинах, видах и
последствиях.
- Развивающая: показать ситуацию на рынке
труда в целом и в современной России, развивать
экономическое мышления через анализ информации,
развитие умений и навыков сравнения и анализа,
работы со статистическими данными, диаграммами и
картами.
- Воспитывающая: формировать коммуникативную
компетентность через работу в группах,
ответственность за экономические решения,
уважение к труду, использование полученных
знаний при выборе профессии и ориентации на
рынке труда.
Оборудование урока: мультимедийное
оборудование, презентация "Безработица",
учебники по курсу:
- Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,
- Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических
знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,
- "Российская экономика" , приложение к учебнику
"Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,
- Савицкая Е.В. "Уроки экономики в школе" Москва,
Вита - Пресс, 2004,
- Ром В.Я., Дронов В.П., География России. Население
и хозяйство. 9 класс, Москва, Дрофа, 2008
- Алексеев А.И., Николина В.В., География. Население
и хозяйство России. 9 класс, Москва, Просвещение,
2006
ХОД УРОКА
Ребята, тема сегодняшнего урока очень
актуальна, так как безработица, как проблема
отдельно взятого человека может стать и
настоящим бедствием для государства в период
экономической перестройки или кризиса,
оказывает наиболее прямое и сильное воздействие
на человека. Потеря работы для большинства людей
означает снижение жизненного уровня, потерю
психологического равновесия, и наносит
психологическую травму.
Задача нашего сегодняшнего урока узнать:
- что такое безработица, в чем ее причины и какие
типы выделяют,
- какие меры предпринимает государство по
сокращению безработицы,
- как уменьшить риск стать безработным,
- научиться работать со статистическими
материалами.
БЕЗРАБОТИЦА - социально-экономическое
явление, характеризующее незанятость в
производстве трудоспособного населения,
желающего работать.
Знакомство на примере России с понятиями,
рассмотрение соотношения численности в
отдельных группах населения страны.
Нетрудоспособное население - лица моложе 16
лет или достигшие пенсионного возраста, а также
не работающие по состоянию здоровья во всех
возрастах.
Трудоспособное население:
Добровольно незанятые - трудоспособные люди
в трудоспособном возрасте, добровольно
неработающие по найму или на индивидуальных
предприятиях (старшеклассники
общеобразовательных и специализированных школ,
гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты
дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей;
лица, занятые в домашнем хозяйстве). Подчеркнуть:
люди, искавшие работу, но отчаявшиеся её
найти и поэтому прекратившие поиск работы, не
желающие добровольно работать граждане.
Экономически активное население (рабочая сила) -
занятые + безработные
Занятые - люди, работающие полный рабочий
день по найму или на индивидуальных
предприятиях.
Безработные - люди, не имеющие работы, но
желающие получить и активно ищущие ее.
ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:
Кто же у нас в России по закону является
безработным?
1. Трудоспособный возраст:
- лица не моложе 15 лет, так как в Российской
Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на
работу лиц моложе 15 лет,
- лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).
2. Отсутствие у человека постоянного источника
заработка в течение некоторого времени.
3. Стремление человека найти работу (обращение в
центр занятости, самостоятельные поиски)
Подсчет и сравнение уровня безработицы для
России и отдельных регионов.
Уровень безработицы =
Этот показатель является одним из основных
измерителей состояния экономики. Высокий
уровень безработицы свидетельствует о том, что
трудовые и другие производственные ресурсы
задействованы в недостаточной степени, что
приводит к сокращению производства товаров и
услуг.
Проблемные вопросы:
- Почему по регионам России уровень безработицы
различен? (преобладание старых и новых отраслей,
большой прирост населения, потоки мигрантов и
др.)
- Связано ли это с демографической ситуацией в
стране, какие причины и возможные последствия
этой ситуации?
Типы безработицы и государственные меры по ее
снижению.
Давайте, на примере России обобщим возможные
причины безработицы и пути ее снижения:
1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике,
выражающиеся в том, что внедрение новых
технологий, оборудования приводит к сокращению
излишней рабочей силы.
2) Во-вторых, экономический спад или
депрессия, которые вынуждают работодателей
снижать потребность во всех ресурсах, в том числе
и трудовых.
3) В-третьих, политика правительства и
профсоюзов в области оплаты труда: повышение
минимального размера заработной платы
увеличивает издержки производства и тем самым
снижает спрос на рабочую силу.
4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне
производства в отдельных отраслях экономики.
5) В-пятых, изменения в демографической
структуре населения, в частности рост
численности населения в трудоспособном возрасте
увеличивает предложение труда и, следовательно,
возрастает вероятность безработицы.
Поэтому безработица бывает:
Фрикционная безработица (от слова "фрикция
"- трение) связана с поиском работы и ожиданием
выхода на работу.
- работники, находящиеся в процессе смены работы
(переезд в другой город),
- при переходе на новое место работы,
- ищущие работу в первый раз (выпускники вузов,
колледжей),
- заново вступающие в ряды рабочей силы после
добровольного отказа от работы (матери,
вырастившие детей),
- уволенные с работы по приказу администрации,
- уволившиеся по собственному желанию,
- ожидающие восстановления на прежней работе,
- нашедшие работу, но еще не приступившие к ней.
Государственные меры:
Поиск работы требует времени и усилий, поэтому
человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое
время находится в безработном состоянии.
Особенностью фрикционной безработицы является
то, что работу ищут уже готовые специалисты с
определенным уровнем профессиональной
подготовки и квалификации. Поэтому основной
причиной этого типа безработицы является
несовершенство информации (сведений о наличии
свободных рабочих мест). Человек, потерявший
работу сегодня, обычно не может найти другую
работу уже завтра.
- Информация о наличии рабочих мест,
- Услуги службы занятости,
- Повышение мобильности трудовых ресурсов
(создание развитого рынка жилья, отмена
прописки).
Фрикционная безработица представляет собой
явление неизбежное, поскольку связана с
естественными тенденциями в движении рабочей
силы (люди всегда будут менять место работы,
стремясь найти работу, в наибольшей степени
соответствующую их предпочтениям и
квалификации), и желательное, так как
способствует более рациональному размещению
рабочей силы и более высокой производительности
(любимая работа всегда более производительная и
творческая, чем та, которую человек заставляет
себя выполнять).
Безработица этого типа обычно продолжается
короткий период времени. Рабочих мест больше, чем
безработных. Ищут работу готовые специалисты.
Структурная безработица обусловлена
структурными сдвигами в экономике, которые
связаны:
- с изменением структуры спроса на продукцию
разных отраслей - спрос на продукцию одних
отраслей увеличивается, производство
расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую
силу в этих отраслях, в то время как спрос на
продукцию других отраслей падает, что ведет к
сокращению занятости, увольнению рабочих и росту
безработицы,
- с изменениями отраслевой структуры экономики,
причиной которых является научно-технический
прогресс - со временем одни отрасли устаревают и
исчезают (например, производство паровозов,
карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых
ламп, пишущих машинок), а другие
появляются(производство компьютеров, пейджеров,
мобильных телефонов).Меняется набор профессий ,
требующихся в экономике. Исчезли профессии
трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но
появились профессии программиста, имиджмейкера,
дизайнера. Люди, имеющие профессии, не
соответствующие современным требованиям, будучи
уволенными, не могут найти себе работу.
Работники, которые не в состоянии занять
имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия
необходимых навыков и умений для производства
нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.
Сезонная безработица. В туризме, сельском
хозяйстве, лесной промышленности
производственный цикл имеет ярко выраженный
сезонный характер. В период межсезонья работники
теряют работу.
Государственные меры:
- Субсидии на получение образования,
- Обучение и переобучение работников,
- Создание временных рабочих мест,
- Повышение мобильности трудовых ресурсов.
Структурная безработица более продолжительна
и дорогостояща, чем фрикционная.
Циклическая безработица - это безработица,
причиной которой выступает рецессия (спад в
экономике). Это означает, что в экономике имеет
место неполная занятость ресурсов и фактический
уровень безработицы выше, чем естественный.
Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что
зависит от человека, рабочих мест намного меньше
безработных. Считается, что при улучшении
положения в экономике такие работники снова
находят работу.
работники, уволенные в период общего
экономического спада.
Государственные меры:
- стимулирование роста экспорта как толчок к
росту производства и занятости,
- инвестирование в реконструкцию и модернизацию
предприятий,
- поощрение иностранных инвестиций в экономику,
- создание условий для роста самозанятости,
поддержка малого бизнеса.
Естественная безработица
- Невозможность избежать фрикционной и
структурной - это естественная безработица.
- Если уровень безработицы = естественному - это
полная занятость.
- Экономический потенциал страны (потенциальный
ВНП) - это объем производства при полной
занятости.
- Если уровень безработицы больше естественного
на 1 %, производство падает на 2,5%.
5. Скрытая безработица характерна для
отечественной экономики. Суть ее в том, что в
условиях неполного использования ресурсов
предприятия, вызванного экономическим кризисом,
предприятия не увольняют работников, а переводят
их либо на сокращенный режим рабочего времени,
либо отправляют в вынужденные неоплаченные
отпуска. Формально таких работников нельзя
признать безработными, однако фактически они
являются таковыми.
- Занятость неполный рабочий день,
- Работа не соответствует квалификации,
- Разочаровавшийся работник.
6. Распределение безработных по уровню
образования (% к общему числу безработных).
7. Различие уровня безработицы по регионам
России (анализ карты).
8. Последствия безработицы:
- Не производится какая-то часть товаров и услуг,
которые могли бы быть произведены, если бы
человек работал.
- Снижаются налоговые поступления: работающий
получает доход (зарплату), который облагается
налогом.
- Снижается уровень жизни семьи безработного, так
как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
- Ухудшается психологическое состояние
безработного, становятся частыми конфликты в
семье, и т.д.
- Безработица обостряет политическую обстановку
в стране. Причиной тому растущее озлобление
людей, лишившихся возможности достойно
содержать свои семьи и проводящих день за днем в
поисках работы.
- Рост безработицы может вести к росту числа
преступлений, которые люди совершают, чтобы
добыть нужные блага.
Закрепление.
Определи тип безработицы: работа в группах.
Решение задачи
В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и
90 млн. чел. занятых.
- Определи численность рабочей силы, уровень
безработицы и уровень занятости.
- В сентябре из 90 млн. чел., имевших работу было
уволено 0,5 млн. чел. Какова численность занятых
теперь?
- В течение октября 1 млн. чел. из числа
безработных прекратили поиски работы, из-за
постоянных отказов, ссылаясь на то, что у них
карие глаза. Определите численность рабочей
силы, количество безработных и уровень
безработицы в октябре. Кем стали отчаявшиеся?
Правильные ответы:
1) 100 млн. чел.,10 %, 90 %.
2) 89,5 млн. чел.
3) Безработных - 9,5 млн. чел., раб. сила - 99 млн.
чел.,
уровень безработицы - 9,6%, скрытая безработица.
Д/З
1. В соответствии с курсом "География" или
"Экономика".
2. Найти данные о численности безработных в
своем регионе, распределении их по отраслям.
3. Подготовить список наиболее и наименее
востребованных специальностей сейчас и в
будущем.
4. Узнать о мерах по сокращению безработицы в
своем регионе.
|