Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 20:12:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Безработица
04.04.2011, 10:32:39

Вид урока: усвоение нового материала.

Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в группах.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Рынок труда и безработица" по программе Липсица И.В. в 9-11 классах (в зависимости от уровня изучаемого предмета) или в аналогичных курсах,
  • на уроках географии в теме "Структура населения России: трудовые ресурсы" в 9 классе,
  • на занятиях элективных курсов по экономике и географии, предпринимательской деятельности и профориентации.
  • Загрузить презентацию (316 КиБ)

Цели урока.

  • Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.
  • Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.
  • Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Безработица", учебники по курсу:

  • Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,
  • Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,
  • "Российская экономика" , приложение к учебнику "Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,
  • Савицкая Е.В. "Уроки экономики в школе" Москва, Вита - Пресс, 2004,
  • Ром В.Я., Дронов В.П., География России. Население и хозяйство. 9 класс, Москва, Дрофа, 2008
  • Алексеев А.И., Николина В.В., География. Население и хозяйство России. 9 класс, Москва, Просвещение, 2006

ХОД УРОКА

Ребята, тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица, как проблема отдельно взятого человека может стать и настоящим бедствием для государства в период экономической перестройки или кризиса, оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и наносит психологическую травму.

Задача нашего сегодняшнего урока узнать:

  • что такое безработица, в чем ее причины и какие типы выделяют,
  • какие меры предпринимает государство по сокращению безработицы,
  • как уменьшить риск стать безработным,
  • научиться работать со статистическими материалами.

БЕЗРАБОТИЦА - социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Знакомство на примере России с понятиями, рассмотрение соотношения численности в отдельных группах населения страны.

Нетрудоспособное население - лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья во всех возрастах.

Трудоспособное население:

Добровольно незанятые - трудоспособные люди в трудоспособном возрасте, добровольно неработающие по найму или на индивидуальных предприятиях (старшеклассники общеобразовательных и специализированных школ, гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей; лица, занятые в домашнем хозяйстве). Подчеркнуть:   люди, искавшие работу, но отчаявшиеся её найти и поэтому прекратившие поиск работы, не желающие добровольно работать граждане.

Экономически активное население (рабочая сила) - занятые + безработные

Занятые - люди, работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.

Безработные - люди, не имеющие работы, но желающие получить и активно ищущие ее.

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

Кто же у нас в России по закону является безработным?

1. Трудоспособный возраст:

  • лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет,
  • лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

2. Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

3. Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости, самостоятельные поиски)

Подсчет и сравнение уровня безработицы для России и отдельных регионов.

Уровень безработицы =

Этот показатель является одним из основных измерителей состояния экономики. Высокий уровень безработицы свидетельствует о том, что трудовые и другие производственные ресурсы задействованы в недостаточной степени, что приводит к сокращению производства товаров и услуг.

Проблемные вопросы:

  1. Почему по регионам России уровень безработицы различен? (преобладание старых и новых отраслей, большой прирост населения, потоки мигрантов и др.)
  2. Связано ли это с демографической ситуацией в стране, какие причины и возможные последствия этой ситуации?

Типы безработицы и государственные меры по ее снижению.

Давайте, на примере России обобщим возможные причины безработицы и пути ее снижения:

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение труда и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Поэтому безработица бывает:

Фрикционная безработица (от слова "фрикция "- трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу.

  • работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город),
  • при переходе на новое место работы,
  • ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),
  • заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей),
  • уволенные с работы по приказу администрации,
  • уволившиеся по собственному желанию,
  • ожидающие восстановления на прежней работе,
  • нашедшие работу, но еще не приступившие к ней.

Государственные меры:

Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

  • Информация о наличии рабочих мест,
  • Услуги службы занятости,
  • Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).

Фрикционная безработица представляет собой явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени. Рабочих мест больше, чем безработных. Ищут работу готовые специалисты.

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей - спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы,
  • с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс - со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.

Сезонная безработица. В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.

Государственные меры:

  • Субсидии на получение образования,
  • Обучение и переобучение работников,
  • Создание временных рабочих мест,
  • Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

Циклическая безработица - это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.

работники, уволенные в период общего экономического спада.

Государственные меры:

  • стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости,
  • инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий,
  • поощрение иностранных инвестиций в экономику,
  • создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.

Естественная безработица

  • Невозможность избежать фрикционной и структурной - это естественная безработица.
  • Если уровень безработицы = естественному - это полная занятость.
  • Экономический потенциал страны (потенциальный ВНП) - это объем производства при полной занятости.
  • Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.

5. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

  • Занятость неполный рабочий день,
  • Работа не соответствует квалификации,
  • Разочаровавшийся работник.

6. Распределение безработных по уровню образования (% к общему числу безработных).

7. Различие уровня безработицы по регионам России (анализ карты).

8. Последствия безработицы:

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  • Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
  • Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
  • Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
  • Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Закрепление.

Определи тип безработицы: работа в группах.

Решение задачи

В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и 90 млн. чел. занятых.

  1. Определи численность рабочей силы, уровень безработицы и уровень занятости.
  2. В сентябре из 90 млн. чел., имевших работу было уволено 0,5 млн. чел. Какова численность занятых теперь?
  3. В течение октября 1 млн. чел. из числа безработных прекратили поиски работы, из-за постоянных отказов, ссылаясь на то, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в октябре. Кем стали отчаявшиеся?

Правильные ответы:

1) 100 млн. чел.,10 %, 90 %.

2) 89,5 млн. чел.

3) Безработных - 9,5 млн. чел., раб. сила - 99 млн. чел.,

уровень безработицы - 9,6%, скрытая безработица.

Д/З

1. В соответствии с курсом "География" или "Экономика".

2. Найти данные о численности безработных в своем регионе, распределении их по отраслям.

3. Подготовить список наиболее и наименее востребованных специальностей сейчас и в будущем.

4. Узнать о мерах по сокращению безработицы в своем регионе.

Категория: ЭКОНОМИКА | Добавил: Носик | Теги: открытый урок, финансы, законы рыночной эконом, конспект урока, экономика в школе, педсовет, методическая помощь учителю, урок экономики, банк, деньги
Просмотров: 3647 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0