ЦЕЛЬ: Сформировать умение писать безударные падежные окончания имен
существительных;
закреплять навыки определения склонения и падежа
существительного; формировать
орфографическую зоркость, навыки работы в коллективе и
самостоятельно
планировать свою работу.
Введение в урок. Сегодня мы продолжим работу по нашей большой
теме: "Имя
существительное". Работа предстоит большая и, надеюсь,
интересная.
На нашем пути предстоит встретиться с разного рода сложностями и
ловушками.
Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан
русского
языка.
- Запишите число: Читырнадцатое декабря. ("Поймать ошибку",
доказать).
1. Словарная работа. Упражнение в написании словарных слов и
определении
склонения. Разделить класс на 2 команды. 1 записывает сущ. 1
склонен.,
а 2- сущ. 2 склонения. Читать слова парами.
С погодой, на восток; без экскурсии, к путешественнику; к
горизонту, по
газете; нет картины, с картофелем.
Уч-ль: Самостоятельно запишите 2 существительных 3 склонения.
Взаимопроверка
и правописания, и склонения.
2. Повторение изученного. (парами)
Уч-ль: Попробуйте найти существительные в этом странном, на вид,
тексте.
Определи их склонение и падеж.
КАРТОЧКА№1 Варькалось.Хливкая шорька пырялась по наве. Хрюкотал с
зе-люкой бармаглот.
Через глущобу без хрюкодавки бзикал Тумтум.
Уч-ль: Существительные в каких падежах нашли?'(И.п., Дп., Т.п.,
В.п.,
Р.п.)
- Как определили? (Вопрос, склонение, окончание, предлоги)
- Существительного в каком падеже не хватает? (Предложн.)
З.Тема и цель урока.
Уч-ль: Исходя из наших рассуждений, определим тему нашего
сегодняшнего
урока. (Изучили..... падежи, следующий за ними ... .падеж.
Значит тема
нашего урока: "... падеж".)
Уч-ль: На какие вопросы мы должны для себя ответить при
разговоре о предложном
падеже? План.
1. Вопросы.
2.Предлоги.
3. Окончания.
4.Член предложения.
Уч-ль: На какие вопросы отвечают существительные в предложном
падеже?
Уч-ль: На какой еще вопрос мы можем сразу ответить? (О члене
предложения)
Уч-ль: Как определить окончания существительных в предложном
падеже? (Начальная
форма, сущ. с ударным окончанием). Вывести окончания и записать в
"домик".
КАРТОЧКА № 2. Измените существительное в скобках, добавив предлог, чтобы
получилось
связное предложение.
В газетах много пишут (конец)______________тысячелетия.
Чудесный натюрморт висит (стена)________________.
Дрофа и суслик живут (степь)____________________.
Ребята построили для малышей песочницу (двор)__________.
В журнале я прочла статью (артист)__________________.
Уч-ль: - Как изменяли сущ? (по вопросам). Какой падеж?
-Какие предлоги употребляются с существительными в предложном
падеже?
Физкультминутка
Уч-ль: Я буду называть падежи и падежные вопросы. Если падеж и
вопрос
совпадают - хлопаете, если нет - топаете.
И. Кого? Что? И. Кто? Что?
Д. Кому? Чему? В. Кого? Чего?
В. Кого? Что? Т. Кем? Чем?
Р. Кем? Чем? Д. В ком? В чем?
П. О ком? О чем? Р. Кого? Чего?
Т. Кого? Чего?
4. Проверка понимания
- На доске записать предложение. В лесу стоит зимняя тишина.
- Разберите по членам предложения.
- Определите падеж В ЛЕСУ. Каким членом предложения является?
(Второстепенным)
Какие окончания предложного падежа только что вывели?
А здесь У?! (На берегу, на бегу, в бою).
- Поставьте в предложный падеж существительное БОЛЬНОЙ ( о
больном). В
существительных, которые бывают и прилагательными, в зависимости
от контекста.
(Мороженое, столовая) Окончания тоже как у прилагательных.
5. Закрепление темы.
-Прочитайте отрывок из сказки. Запишите его буквами, доказывая
орфограммы
и окончания существительных.
КАРТОЧКА №3.
[низнайка праснулс'а в н'изнакомам м'эст'и || он л'ижал на
крават'и и
утапал ф п'ир'ин'э || ф комнату вашла с'ин'игласка в б'элам
халат'и и
б'элай шапач'к'и || ]
- На доске по очереди записывают и объясняют орфограммы и
окончания.
6.ИТОГ. |