Тип урока: комбинированный, с элементами
проектно-исследовательской деятельности
Цель урока: продолжить формирование
представление учащихся о металлах, их значение
для живых организмов.
Задачи:
Образовательные: Сформировать умения:
А) характеризовать биологические свойства
металлов
Б) работать с реактивами, соблюдать правила ТБ
В) работать с учебной литературой
Развивающие: Развивать у учащихся:
А) умение выделять главное в изучаемом
материале;
Б) Логическое мышление через умение
анализировать;
В) Умение вести наблюдение, записывать
результаты эксперимента, делать выводы;
Г) Проводить сравнительный анализ при работе с
учебной литературой.
3. Воспитательные:. Воспитывать у учащихся:
А) культуру умственного труда;
Б) стремление к самообразованию, трудолюбию.
В) Прививать навыки здорового образа жизни.
Г) Воспитание чувство успешности учащихся.
Оборудование : компьютер с проектором, листки
с правилами по ТБ, конверт с задачами, жетоны,
муляжи овощей и фруктов, калориметрическая
таблица, таблица для ответов, технологическая
карта, лист-приложение, оценочный лист
Реактивы: набор бутылок с питательной
смесью(Прянишникова) и растениями; питательная
среда по рецепту Эллиса, растения хлорофитум,
традесканция. набор реактивов и посуды для
лабораторной работы.
Ход урока
1. Приветствие учащихся
Девиз урока:
- "Единственный путь, ведущий к знанию, - это
деятельность". (Б. Шоу).
2. Организационный момент
3. Актуализация знаний
Учитель. Ребята, мы закончили изучение
темы "Металлы", в ходе которого рассматривали
металлы как элементы неживой природы. Вы знаете,
что роль металлов в неживой природе очень велика:
к ним относятся 92 из 114 химических элементов,
входящих в периодическую таблицу. Сегодня мы с
вами поговорим о роли металлов в живой природе. К
живой природе относятся все живые организмы, в
том числе и человек, поэтому с ролью металлов в
живой природе мы познакомимся на примере
организма человека и растений. (Учитель просит
учащихся сформулировать тему урока, записывает
ее на доске, а учащиеся записывают ее в тетрадях.)
Сегодня мы вспомним то, что вы узнали о
металлах на уроках химии и о химическом составе
организма человека на уроках биологии в 9-м
классе, обобщим и расширим эти знания выясним
влияние ионов металлов на живые организмы
организм.; Работать вы будете в командах,
каждая команда предварительно получила задание ,
которое предполагает исследовательскую
деятельность с использованием дополнительной
литературы и проведение практических работ.
Каждый из вас сегодня имеет возможность за урок
получить по четыре оценки: за проект, тест,
лабораторную работу, задание "верные и неверные
утверждения". Все свои оценки вносить в
оценочные листы.
Таб. № 1 Оценочный лист учащегося
Основная часть урока
Защита проекта первой группы (выступление
учащихся)
Рассмотрим, какие металлы содержатся в
различных частях тела, какие функции они
выполняют, Представляю вашему вниманию проект
I группы "Металлы в нашем организме". Цель: выяснить какие металлы
содержатся в различных частях тела, какие
функции они выполняют.
После выступления проходит обсуждение работы с
соответствующими выводами.
Защита проекта второй группы: "Какое
влияние оказывают на организмы избыток металлов.
Тяжелые металлы также необходимы для
нормальной жизнедеятельности организма.
Недостаток и избыток этих ионов вызовут большие
отклонения, как в животном, так и растительном
организме. Доказательством того является
эксперимент, поставленный за две недели до урока.
Краткосрочный исследовательский проект:
"Влияние на растительный организм ионов тяжелых
металлов".
Цель: изучить влияние ионов тяжелых металлов
на рост и развитие растений.
Для данного эксперимента мы Приготовили
растворы (полная питательная смесь
Прянишникова-ПП.СП) СОСТАВ:
- 243 мг NH4NO3 (нитрат аммония)
- 123 мг МgSО4 * 7 Н2О
- 160мг КС1 (хлорид калия)
- 25 мг FеС1з * 6 H2О (железный купорос)
- 172мг СаНРO4 (гидроортофосфат кальция)
- 344мг Са$04 - 2 Н20
В каждую литровую банку (а их 5) насыпали П.П.С.П.
и (до верху) налили воды.
- 1-банка.П.П.СП. -контроль
- 2-банка-П.П.С.П. с избытком ионов цинка
- 3-банка-П.П.С.П. без ионов цинка
- 4-банка - П.П.С.П. с избытком ионов меди
- 5-банка-П.П.С.П без ионов меди.
Затем в каждую банку положили рассаду и через
две недели получили следующий результат: Растения, выращенные в полной питательной
среде смеси развиваются нормально. (1 банка)
Растения выращенные в П.П.С.П. содержащих избыток
ионов Си (4 банка) и Zn (3 банка), отстают в развитии
от растений выращенных в П.П.С.П. в первой банке
При избытке цинка кончики листьев
пожелтели снижение интенсивности фотосинтеза.
При недостатке цинка наблюдается задержка
роста растений.
При избытке меди, наблюдается полегание
растений.
При недостатке меди - усыхание листьев, гниение
корневой системы.
Вывод:
В на основании этих наблюдений можно
сделать вывод о двойственной роли
металлов в природе в зависимости от их
концентрации;
- ионы в больших концентрациях оказывают
токсическое действие и вызывают гибель
растений.
- при недостатке микроэлементов происходит
задержка роста и развитие растения.
- надо умело использовать микроэлементы, это
дает возможность выращивать высокие урожаи
сельскохозяйственных растений.
Вопросы учащихся: Какие элементы относятся к
микроэлементам?
Проблемный вопрос.
Ребята на столе лежат муляжи овощей и фруктов.
Какое отношение они имеют к нашему уроку. Ответ:
чеснок, яблоко ,ит.д. содержат микро и
макроэлементы.
Выступление третей группы:
"Характеристика магния-как элемента в ПСХЭ Д.И.
Менделеева и основа зеленого пигмента
хлорофилла".
Цель: рассмотреть свойства магния по
положению в периодической системе и его участие
в образование пигмента хлорофилла
Группа выступает с докладом. Чтобы
экспериментально доказать участие Мg в
образование пигмента хлорофилла они приготовили
питательную среду по рецепту Эллиса:
"рецепт (по Эллису). мг
- Кальциевая селитра 238
- Калийная селитра 166
- Суперфосфат 274
- Сульфат калия и магния 314
- Хлористое железо 8"
Отсутствие ионов магния, в питательной среде
приводит к серьёзным нарушениям в живых
организмах.
Вывод:
Недостаток Магния в почвах вызывает у растений
мраморность листа, хлороз растений, связанный с
появлением пятен и полос светло-зеленого а потом
желтого цвета между зелеными жилками листа.
Проблемный вопрос. Какой металл имеет
метеоритное происхождение? Железо. Выступление четвертой
группы.
"В биологических системах железо связано с
органическими веществами. Содержание железа в
организме человека составляет 0,01%. Железо
незаменимо в процессах кроветворения и
внутриклеточного обмена. Примерно 55% железа
входит в состав гемоглобина эритроцитов, около 24%
участвует в формировании красящего вещества
мышц (миоглобина), примерно 21% откладывается "про
запас" в печени и селезенке. Суточная
потребность взрослого здорового человека в
железе составляет 10-20 мг и восполняется
сбалансированным питанием. В случае большого
недостатка железа в организме возникает
заболевание - железодефицитная анемия
(малокровие). Избыточное количество железа
приводит к образованию нерастворимого в воде
железосодержащего белка. Этот белок уже не может
быть использован организмом и, откладываясь в
тканях и органах, вызывает нарушение их функций и
приводит к заболеванию". (идет обсуждение
выступающих)
Наличие достаточного количества железа в
пище - непременное условие здорового образа
жизни.
Проверка знаний по проектам. Проходит
самооценка по критериям оценивания. Учитель: Ребята в каких продуктах содержится
железо. зеленые овощи - лук,
ботва молодой репы,
редиски, горчицы, морковь,
кресс-салат, листья одуванчика, яичный
желток, печень,
почки, щавель,
горошек зеленый, томаты (только
сырые), капуста, чеснок,
салат, чечевица, хрен, огурцы, груши, земляника, вишня,
любые сухофрукты.
Групповая лабораторная работа.
Цель: определить содержание железа в
некоторых продуктах питания.
Руководство по выполнению эксперимента
Материал: яблоко, говядине, курага, зеленый
лук,
Оборудование и реактивы: ступка с
пестиком, мерная пробирка, пипетка; перекись
водорода, р-р азотной кислоты, раствор роданида
калия KСSN, азотная кислота
Предварительная подготовка: в
ступке измельчить образцы анализируемых
продуктов одинаковой массы, добавить 10 мл
азотной кислоты, 1-2 мл пероксида водорода.
Полученную смесь перетереть и перенести в
стакан.
Отобрать по 2 мл экстракта добавить 1 каплю
20%-ного раствор роданида калия KSCN.
Сравнить окраску полученных растворов с колориметрической
шкалой. Сделать вывод об относительном
содержании железа в исследуемых продуктах
питания. Вывод: из исследуемых продуктов больше
содержание железо в говядине, на втором месте -
курага.
III. Закрепление материала
Дифференцированная работа (электронный тест и
задание). Учащиеся сами проводят оценивание.
Верные и неверные
утверждения:
V. Домашнее задание
Учитель. Сегодня мы рассмотрели влияние
некоторых металлов на жизнедеятельность
человеческого организма, но недостаточно
уделили внимания проблеме проникновения в него
ионов металлов. Вы рассмотрите эту проблему,
выполняя домашнее задание. (Домашнее задание
разной степени сложности получают группы
учащихся; списки учащихся каждой группы
раздаются вместе с текстом домашнего задания).
1-я группа. Рассмотреть способы
проникновения ионов натрия, калия, кальция и
железа в организм человека, воспользовавшись
текстом учебника химии. Результаты представить в
виде таблицы в тетради по химии. 2-я группа. Ознакомиться с содержанием
этикеток и инструкций на препаратах бытовой
химии, свои предположения представить в виде
таблицы. 3-я группа. Решение биологических задач.
Задача № 1
В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8
мг железа. Сколько кусков хлеба нужно
съедать в день для удовлетворения суточной
потребности в этом элементе?
Задача № 2
Один стакан цельного молока содержит 288
мг кальция. Сколько нужно выпивать в
день молока для снабжения вашего организма
достаточным количеством этого элемента?
4-я группа.
Задача №З
Рассчитайте, сколько вам необходимо потребить
кальция и фосфора в год. Почему норма
потребления этих элементов для подростков выше,
чем для взрослых людей? (Подсказка:
подумайте, на что они расходуются'?) Каковы
могут быть последствия недостатка в
пище этих элементов?
Рефлексия.
Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте
поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке.
А теперь выполните тест. Листочки не
подписывайте. Если согласны с утверждением, то
ставьте около него "+":
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На уроке я поработал(а) добросовестно.
- Мне было интересно.
|