Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:17:16
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Биологическая роль металлов
07.03.2011, 11:53:57

Тип урока: комбинированный, с элементами проектно-исследовательской деятельности

Цель урока: продолжить формирование представление учащихся о металлах, их значение для живых организмов.

Задачи:

Образовательные: Сформировать умения:

А) характеризовать биологические свойства металлов

Б) работать с реактивами, соблюдать правила ТБ

В) работать с учебной литературой

Развивающие: Развивать у учащихся:

А) умение выделять главное в изучаемом материале;

Б) Логическое мышление через умение анализировать;

В) Умение вести наблюдение, записывать результаты эксперимента, делать выводы;

Г) Проводить сравнительный анализ при работе с учебной литературой.

3. Воспитательные:. Воспитывать у учащихся:

А) культуру умственного труда;

Б) стремление к самообразованию, трудолюбию.

В) Прививать навыки здорового образа жизни.

Г) Воспитание чувство успешности учащихся.

Оборудование : компьютер с проектором, листки с правилами по ТБ, конверт с задачами, жетоны, муляжи овощей и фруктов, калориметрическая таблица, таблица для ответов, технологическая карта, лист-приложение, оценочный лист

Реактивы: набор бутылок с питательной смесью(Прянишникова) и растениями; питательная среда по рецепту Эллиса, растения хлорофитум, традесканция. набор реактивов и посуды для лабораторной работы.

Ход урока

1. Приветствие учащихся

Девиз урока:

  • "Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность". (Б. Шоу). 

2. Организационный момент

3. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, мы закончили изучение темы "Металлы", в ходе которого рассматривали металлы как элементы неживой природы. Вы знаете, что роль металлов в неживой природе очень велика: к ним относятся 92 из 114 химических элементов, входящих в периодическую таблицу. Сегодня мы с вами поговорим о роли металлов в живой природе. К живой природе относятся все живые организмы, в том числе и человек, поэтому с ролью металлов в живой природе мы познакомимся на примере организма человека и растений. (Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, записывает ее на доске, а учащиеся записывают ее в тетрадях.)   Сегодня мы вспомним то, что вы узнали о металлах на уроках химии и о химическом составе организма человека на уроках биологии в 9-м классе, обобщим и расширим эти знания  выясним влияние ионов металлов на живые организмы организм.; Работать вы будете в командах, каждая команда предварительно получила задание , которое предполагает исследовательскую деятельность с использованием дополнительной литературы и проведение практических работ. Каждый из вас сегодня имеет возможность за урок получить по четыре оценки: за проект, тест, лабораторную работу, задание "верные и неверные утверждения". Все свои оценки вносить в оценочные листы.

Таб. № 1 Оценочный лист учащегося

Основная часть урока

Защита проекта первой группы (выступление учащихся)

Рассмотрим, какие металлы содержатся в различных частях тела, какие функции они выполняют, Представляю вашему вниманию проект I группы "Металлы в нашем организме".

Цель: выяснить какие металлы содержатся в различных частях тела, какие функции они выполняют.

После выступления проходит обсуждение работы с соответствующими выводами.

Защита проекта второй группы: "Какое влияние оказывают на организмы избыток металлов.

Тяжелые металлы также необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Недостаток и избыток этих ионов вызовут большие отклонения, как в животном, так и растительном организме. Доказательством того является эксперимент, поставленный за две недели до урока.

Краткосрочный исследовательский проект: "Влияние на растительный организм ионов тяжелых металлов".

Цель: изучить влияние ионов тяжелых металлов на рост и развитие растений.

Для данного эксперимента мы Приготовили растворы (полная питательная смесь Прянишникова-ПП.СП) СОСТАВ:

  • 243 мг NH4NO3 (нитрат аммония)
  • 123 мг МgSО4 * 7 Н2О
  • 160мг КС1 (хлорид калия)
  • 25 мг FеС1з * 6 H2О (железный купорос)
  • 172мг СаНРO4 (гидроортофосфат кальция)
  • 344мг Са$04 - 2 Н20

В каждую литровую банку (а их 5) насыпали П.П.С.П. и (до верху) налили воды.

  • 1-банка.П.П.СП. -контроль
  • 2-банка-П.П.С.П. с избытком ионов цинка
  • 3-банка-П.П.С.П. без ионов цинка
  • 4-банка - П.П.С.П. с избытком ионов меди
  • 5-банка-П.П.С.П без ионов меди.

Затем в каждую банку положили рассаду и через две недели получили следующий результат:

Растения, выращенные в полной питательной среде смеси развиваются нормально. (1 банка) Растения выращенные в П.П.С.П. содержащих избыток ионов Си (4 банка) и Zn (3 банка), отстают в развитии от растений выращенных в П.П.С.П. в первой банке

При избытке цинка кончики листьев пожелтели снижение интенсивности фотосинтеза.

При недостатке цинка наблюдается задержка роста растений.

При избытке меди, наблюдается полегание растений.

При недостатке меди - усыхание листьев, гниение корневой системы.

Вывод:

В на основании этих наблюдений можно сделать вывод о двойственной роли металлов в природе в зависимости от их концентрации;

- ионы в больших концентрациях оказывают токсическое действие и вызывают гибель растений.

- при недостатке микроэлементов происходит задержка роста и развитие растения.

- надо умело использовать микроэлементы, это дает возможность выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных растений.

Вопросы учащихся: Какие элементы относятся к микроэлементам?

Проблемный вопрос.

Ребята на столе лежат муляжи овощей и фруктов. Какое отношение они имеют к нашему уроку. Ответ: чеснок, яблоко ,ит.д. содержат микро и макроэлементы.

Выступление третей группы: "Характеристика магния-как элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева и основа зеленого пигмента хлорофилла".

Цель: рассмотреть свойства магния по положению в периодической системе и его участие в образование пигмента хлорофилла

Группа выступает с докладом. Чтобы экспериментально доказать участие Мg в образование пигмента хлорофилла они приготовили питательную среду по рецепту Эллиса:

"рецепт (по Эллису). мг

  • Кальциевая селитра 238
  • Калийная селитра 166
  • Суперфосфат 274
  • Сульфат калия и магния 314
  • Хлористое железо 8"

Отсутствие ионов магния, в питательной среде приводит к серьёзным нарушениям в живых организмах.

Вывод:

Недостаток Магния в почвах вызывает у растений мраморность листа, хлороз растений, связанный с появлением пятен и полос светло-зеленого а потом желтого цвета между зелеными жилками листа.

Проблемный вопрос. Какой металл имеет метеоритное происхождение? Железо. Выступление четвертой группы.

"В биологических системах железо связано с органическими веществами. Содержание железа в организме человека составляет 0,01%. Железо незаменимо в процессах кроветворения и внутриклеточного обмена. Примерно 55% железа входит в состав гемоглобина эритроцитов, около 24% участвует в формировании красящего вещества мышц (миоглобина), примерно 21% откладывается "про запас" в печени и селезенке. Суточная потребность взрослого здорового человека в железе составляет 10-20 мг и восполняется сбалансированным питанием. В случае большого недостатка железа в организме возникает заболевание - железодефицитная анемия (малокровие). Избыточное количество железа приводит к образованию нерастворимого в воде железосодержащего белка. Этот белок уже не может быть использован организмом и, откладываясь в тканях и органах, вызывает нарушение их функций и приводит к заболеванию". (идет обсуждение выступающих)

 Наличие достаточного количества железа в пище - непременное условие здорового образа жизни.

Проверка знаний по проектам. Проходит самооценка по критериям оценивания.

Учитель: Ребята в каких продуктах содержится железо. зеленые овощи - лук, ботва молодой репы, редиски, горчицыморковь, кресс-салат, листья одуванчикаяичный желтокпечень, почки, щавель, горошек зеленый, томаты (только сырые), капустачеснок, салат, чечевица, хреногурцы, грушиземляникавишня, любые сухофрукты.

Групповая лабораторная работа.

Цель: определить содержание железа в некоторых продуктах питания.

Руководство по выполнению эксперимента

Материал: яблоко, говядине, курага, зеленый лук,

Оборудование и реактивы: ступка с пестиком, мерная пробирка, пипетка; перекись водорода, р-р азотной кислоты, раствор роданида калия KСSN, азотная кислота

Предварительная подготовка: в ступке измельчить образцы анализируемых продуктов одинаковой массы, добавить 10 мл азотной кислоты, 1-2 мл пероксида водорода. Полученную смесь перетереть и перенести в стакан.

Отобрать по 2 мл экстракта добавить 1 каплю 20%-ного раствор роданида калия KSCN.

Сравнить окраску полученных растворов с колориметрической шкалой. Сделать вывод об относительном содержании железа в исследуемых продуктах питания.

Вывод: из исследуемых продуктов больше содержание железо в говядине, на втором месте - курага.

III. Закрепление материала

Дифференцированная работа (электронный тест и задание). Учащиеся сами проводят оценивание.

Верные и неверные утверждения:

V. Домашнее задание

Учитель. Сегодня мы рассмотрели влияние некоторых металлов на жизнедеятельность человеческого организма, но недостаточно уделили внимания проблеме проникновения в него ионов металлов. Вы рассмотрите эту проблему, выполняя домашнее задание. (Домашнее задание разной степени сложности получают группы учащихся; списки учащихся каждой группы раздаются вместе с текстом домашнего задания).

1-я группа. Рассмотреть способы проникновения ионов натрия, калия, кальция и железа в организм человека, воспользовавшись текстом учебника химии. Результаты представить в виде таблицы в тетради по химии.

2-я группа. Ознакомиться с содержанием этикеток и инструкций на препаратах бытовой химии, свои предположения представить в виде таблицы.

3-я группа. Решение биологических задач.

Задача № 1

В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе?

Задача № 2

Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента?

4-я группа. 

Задача №З

Рассчитайте, сколько вам необходимо потребить кальция и фосфора в год. Почему норма потребления этих элементов для подростков выше, чем для взрослых людей? (Подсказка: подумайте, на что они расходуются'?) Каковы могут быть последствия недостатка в пище этих элементов?

Рефлексия.

Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него "+":

  • Я узнал(а) много нового.
  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над чем подумать.
  • На уроке я поработал(а) добросовестно.
  • Мне было интересно.
Категория: ХИМИЯ | Добавил: Носик | Теги: педсовет, методическая копилка, химия в школе, Химическая реакция, чителю
Просмотров: 3433 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0