Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:42:23
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок химии "Биосинтез белка"
12.08.2011, 20:42:40

Обучающая цель урока:

а) знать механизм транскрипции и трансляции;

б) уметь использовать знания по теме при решении задач на транскрипцию и трансляцию;

Развивающая цель урока: а) создать условия на уроке для использования всех каналов приема и переработки информации по биосинтезу белка;

б) способствовать развитию западающих параметров ИСУД.

Оборудование: таблица генетического кода; презентации по транскрипции и трансляции;

диск «Биология. Генетика».

Словарь терминов: транскрипция, полисома, трансляция, антикодон, инициация, элонгация, терминация, конформация.

Тип урока: комбинированный.

Центральная догма современной биологии характеризует одну из основ жизни таким образом:

Репликация           транскрипция         трансляция

ДНК ___________ РНК ____________Белок

Ход урока

1.Оргмомент (целеполагание)

Что я знаю о биосинтезе белка?                 Что хочу узнать?

- …                                                                        - …

- …                                                                        - …

2.Проверка домашнего задания

А) правополушарных; Б) равнополушарных

3. Новая тема

Этапы биосинтеза белка :

  1. 1. Транскрипция – переписывание информации с ДНК на и-РНК (ядро, РНК-полимераза). Презентация 1 слайд

- начало транскрипции начинается с присоединения РНК-полимеразы к промотору, представляющему собой строго определенный участок ДНК, содержащий специфическую последовательность нуклеотидов. В области промотора двойная спираль ДНК раскручивается, обнажая короткий участок из двух цепей).

- синтез РНК (в качестве матрицы используется только одна из цепей, называемая кодогенной  или значащей (матричной)). Вдоль этой цепи движется фермент РНК-полимераза, который соединяет в соответствии с принципом  комплементарности нуклеотиды в растущую цепочку РНК. Удлинение цепи нуклеиновых кислот всегда идет в направлении от 5΄ к 3΄ концу.

А теперь подумайте, каким концом будет повернута кодогенная цепь к РНК-полимеразе?    (3΄)

Вспомните, какие комплементарные пары для ДНК - РНК существуют? (А-У, Т-А, Г-Ц, Ц-Г).

По мере продвижения РНК-полимеразы по матрице ДНК впереди нее происходит расплетание, а позади восстановление двойной спирали ДНК. Примерная скорость движения РНК-полимеразы 30 нуклеотидов в сек.

- окончание транскрипции (РНК-полимераза двигается  вдоль матрицы до тех пор, пока не достигнет области терминатора). Терминаторы -  это специфические последовательности нуклеотидов, которые в РНК образуют структуры типа петель или шпилек и являющиеся двухцепочечными. Следовательно, РНК-полимераза, достигнув терминатора синтезирует РНК в виде шпильки, которая мешает РНК - полимеразе двигаться дальше и синтез РНК прекращается. Происходит отделение РНК от матрицы.

Таким образом, размер и - РНК и размер синтезируемого белка определяется промотором и терминатором.

-Существуют ли различия в транскрипции между прокариотами и эукариотами?

Одни гены транскрибируются часто, если кодируют белки или РНК, потребность в которых у клеток велика, другие же гены транскрибируются редко. Значит, активность репликации генов может различаться.

Посмотрите решение задачи на транскрипцию. Решить задачу с информационного листа.

Просмотр анимационной модели транскрипции.

2.Трансляция – перевод последовательности нуклеотидов в и – РНК  в последовательность аминокислот белковой молекулы (и – РНК, рибосомы, т -РНК.

Как видно из определения, для транскрипции необходимы т – РНК.  В состав т – РНК входит 75 – 85 нуклеотидов, форма клеверного листа (хотя в трехмерном измерении скорее имеет форму L образную). В структуре РНК выделяют несколько важных участков, главными из которых являются антикодон и акцепторный конец. Антикодон служит для взаимодействия т – РНК с кодоном и – РНК, поэтому к кодону может присоединиться только та т – РНК, антикодон которой комплементарен кодону и – РНК и несет соответствующую аминокислоту.

Акцепторный конец служит для присоединения соответствующей активированной аминокислоты. Аминокислота присоединяется к т – РНК ковалентными связями, используя энергию АТФ и катализируется ферментами аминоацил – т – РНК – синтетазами.

- А теперь подумайте, сколько же в клетке различных т – РНК? А сколько кодонов и – РНК? Естественно, что число антикодонов будет равно числу кодонов, т.е. 61 т – РНК.

Для трансляции еще необходимы рибосомы. Вспомните строение рибосом. Да, это немембранные органоиды, состоящие из 2 субъединиц: малой – 1 р- РНК и белков; большой – 3 р – РНК и белков.

Полисома – это и – РНК, связанная одновременно с несколькими рибосомами.

- Где рибосомы в клетке присутствуют?

Релаксационная пауза: Закройте глаза и мысленно представьте процессы, протекающие в клетке. А теперь откройте глаза и попробуйте изобразить рукой в воздухе форму рибосомы. Хорошо. Изобразите также форму молекулы т – РНК. Переведите взгляд за окно на какой-нибудь объект, задержите взгляд, а теперь переведите глаза на доску. Молодцы!

Продолжаем дальше. Стадии трансляции:

1.Активирование стартовой аминокислоты.

Сначала малая субъединица связывается с и – РНК на 5΄ конце, где всегда находится стартовый кодон АУГ.

2.Инициация. Со стартовым кодоном связывается т – РНК, несущая метионин. Именно поэтому в любом белке первая аминокислота метионин. После присоединения к и – РНК первой т – РНК, к малой субъединице присоединяется большая. Только после сборки полной рибосомы возможен дальнейший синтез.

3.Элонгация – удлинение полипептида.

В рибосому поступает вторая т – РНК, в активном центре рибосомы могут уместиться 2 т – РНК с активированными аминокислотами. Между этими активированными аминокислотами легко возникает пептидная связь и первая т – РНК покидает рибосому, а та в свою очередь делает шажок в сторону на один триплет в сторону от 5΄ к 3΄ концу. К образованному дипептиду присоединяется  третья аминокислота и так до тех  пор пока рибосома не наткнется на терминальный триплет (УАА, УАГ, УГА). Следует отметить, что каждая т – РНК может использоваться многократно в качестве переносчика аминокислот.

4.Терминация - завершение биосинтеза( слайд 5). Далее с рибосомой взаимодействуют специальные белки, которые вызывают отсоединение пептида от т – РНК, после чего рибосома распадается на 2 субъединицы, которые опять могут синтезировать другой белок.

5.Конформация – это отделение белковой молекулы от рибосомы и формирование пространственной структуры белка.

Просмотреть решение задачи 1,2.

Какие аминокислоты закодированы во фрагменте и – РНК из предыдущей задачи?

(Анимационная модель по трансляции).

Закрепление материала.

Соотнести:

1.Фотосинтез                                      Митохондрии

2.Дыхание                                           Рибосомы

3.Биосинтез белка                             Хлоропласты

Проанализируйте схему опыта по биосинтезу белка и ответьте на вопрос: Чей белок получится?

 

Попробуйте теперь объяснить догму современной биологии по поводу одной из основ жизни, предложенных в начале урока. Рефлексия:

Что могу?                                                     Что умею?

- …                                                                - …

Так достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Д.З.

Правополушарным:

1 (на выбор) - репортаж с места биосинтеза белка;

-сказка о биосинтезе белка;

- коллаж по теме.

2.Задача: Молекула вновь синтезированного белка содержит 120 аминокислотных остатков. Известно, что участок транскрибируемой цепи ДНК содержит два интрона(отрезка, которые не несут генетическую информацию, относящуюся к синтезу белка) по 10 и 14 нуклеотидов соответственно. Перед трансляцией в и – РНК произошла мутация – делеция (выпадение) 6 нуклеотидов. Сколько всего нуклеотидов содержал указанный участок цепи молекулы ДНК? При расчетах наличие стоп кодонов не учитывать.                                                                                                                 Равнополушарным:

1 (на выбор) – составить интеллект – карту по теме;

- составить систему понятий по теме;

- составить презентацию по биосинтезу белка с использованием интернет - ресурсов.

2.Решить задачу: Считая, что средняя относительная молекулярная масса аминокислоты около 110, а нуклеотида около 300, прикиньте, что тяжелее: белок или его ген и во сколько раз?

 

Информационная карта урока «Биосинтез белка»

Цель:

- знать: механизм транскрипции и трансляции;

- уметь: использовать знания по теме при решении задач на транскрипцию и трансляцию.

Центральная догма современной биологии характеризует одну из основ жизни таким образом:

Репликация                            транскрипция                                        трансляция

ДНК ------------------------------               рнк  ---------------------------------------- белок

Новая тема

Этапы биосинтеза белка

1.Транскрипция – переписывание информации с ДНК на и – РНК (ядро, РНК – полимераза). Презентация по транскрипции.

-начало транскрипции – присоединение РНК – полимеразы к промотору.

- синтез РНК (в качестве матрицы используется кодогенная или значащая цепь ДНК).

- окончание транскрипции(РНК – полимераза двигается вдоль матрицы до тех пор, пока не достигнет области терминатора).

Терминаторы – специфические последовательности нуклеотидов которые в РНК образуют структуры типа петель или шпилек.

Пример решения задачи.

Решить задачу: Известна последовательность нуклеотидов ДНК: 5΄ АТГ ТТЦ АГЦ 3΄. Какая последовательность нуклеотидов будет в и- РНК?

5΄ АТГ ТТЦ АГЦ 3΄

 

Просмотр анимации по транскрипции.

2.Трансляция – перевод последовательности нуклеотидов и – РНК в последовательность аминокислот белковой молекулы (и – РНК, т – РНК).

Релаксационная пауза: Закройте глаза и мысленно представьте процессы, протекающие в клетке. Откройте глаза и попробуйте изобразить  рукой в воздухе форму рибосомы. Изобразите также форму молекулы т- РНК. Переведите взгляд на какой – нибудь объект за окном, задержите взгляд, а теперь посмотрите на доску.

Стадии трансляции:

- активирование стартовой аминокислоты (связывание малой субъединицы с и- РНК)

-инициация (связывание со стартовым кодоном т – РНК, несущую метионин).

- элонгация (удлинение полипептида).

Полисома – это и – РНК, связанная с несколькими рибосомами.

- терминация (завершение биосинтеза).

- конформация (отделение белковой молекулы от рибосомы и формирование пространственной структуры белка).

Просмотреть решение задачи 1,2.

Какие аминокислоты закодированы в  и – РНК из задачи по транскрипции?

Просмотр анимационной модели по трансляции.

Закрепление материала.

Попробуйте теперь объяснить  догму современной биологии по поводу одной из основ жизни, предложенных в начале урока.

Д.З.

Правополушарным:

1( на выбор) – репортаж с места биосинтеза белка;

- сказка о биосинтезе белка;

- коллаж по теме.

2.Задача:Молекула вновь синтезированного белка содержит 120 аминокислот. Известно, что участок транскрибируемой цепи ДНК содержит 2 интрона по 10 и 14 нуклетидов соответственно. Перед трансляцией в и – РНК произошла мутация – делеция(выпадение) 6 нуклеотидов. Сколько всего нуклеотидов содержал указанный участок цепи ДНК? При расчете наличие стоп 0 кодонов не учитывать.

Равнополушарным:

1(на выбор):

- составить интеллект – карту или систему понятий по теме;

- составить презентацию по биосинтезу белка с использованием интернет – ресурсов.

2.Задача: Считая, что средняя относительная молекулярная масса аминокислоты около 110, а нуклеотида около 300, прикиньте, что тяжелее: белок ли его ген и во сколько раз?

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 3436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0