Оборудование: Компьютерный класс, оснащённый
современной техникой и программным
обеспечением. На компьютерах должен быть
установлен пакет Microsoft Office. Документация и
методические рекомендации.
Методы обучения: Беседа, рассказ, деловая
игра.
Межпредметные связи: граждановедение,
математика, информатика.
Цели урока:
- Обучающая - ознакомить учащихся со
структурой потребительского бюджета семьи,
составлением баланса доходов и расходов.
- Развивающая - формировать умение
коллективно обсуждать рациональность тех или
иных затрат и принимать разумное решение.
- Воспитательная - воспитывать экономность,
бережливость, предприимчивость.
- Мотивационная - побудить интерес к
изучению информатики.
Задачи урока:
- Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы,
накопление, прибыль, кредит.
- Рассмотреть структуру семейного бюджета.
- Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.
- Развитие познавательного интереса,
- Развитие мышления, памяти, внимательности,
логического мышления.
План урока.
Содержание этапов урока |
Виды и формы работы |
Время |
1. Организационный момент |
Приветствие |
2 мин. |
2. Мотивационное начало урока |
Постановка цели урока. Фронтальный
опрос. |
5 мин. |
3. Объяснение хода игры |
Использование занимательных
материалов. 1й-этап |
5 мин. |
2й-этап |
20 мин. |
4. Этап обобщения систематизации знаний
и закрепление изученного |
Подведение итогов обсуждения и
составления бюджета в семьях. |
7 мин. |
5. Подведение итогов, домашнее задание. |
Анализ хода и результатов игры. |
6 мин. |
Ход урока
Написать на доске.
"Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщаться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными
силами, собственным желанием. Немецкий педагог Л.
Дистервег.
Запомнить слова: Бюджет семьи, доход, расход,
баланс, бухгалтерия, коммунальные услуги.
Электронные таблицы, текстовый редактор,
процессор.
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте дети!
Тема нашего урока: " Бюджет семьи. Доходная и
расходная части семейного бюджета".
Цель нашего урока - научиться, как правильно
составлять кассовую книгу семейного бюджета, т.е.
сбалансировать доходы и расходы семьи с
использованием компьютера.
Но перед этим давайте вспомним:
? Что такое бюджет семьи?
Ответ: Это структура всех доходов и
расходов за определённый период времени (месяц
или год.)
? Что понимают под доходом семьи?
Ответ: Это деньги или материальные
ценности, получаемые от предприятия, отдельного
лица или какого - либо рода деятельности.
? Что такое расход?
Ответ: Это затраты, издержки, потребления
чего-либо для определённых целей.
Учитель: Да, бюджет можно представить в
виде весов. Если весы находятся в равновесии
Р=Д - бюджет сбалансирован.
Р больше Д - бюджет имеет дефицит
Д больше Р - бюджет называется избыточным.
Поэтому бюджет семьи должен быть строго
сбалансированным.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно
распределять свой бюджет.
Каждый человек должен знать основы домашней
бухгалтерии.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу,
где необходимо отражать поступление средств и их
расходование.
А теперь мы с вами проведём игру:
1-й этап: (5 мин.)
Учащиеся объединяются в семьи. Они
самостоятельно распределяют игровые роли:
Муж, жена, дочь, сын, свёкор - отец мужа,
свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща - мать
жены.
Решается вопрос об общей фамилии, игровые
имена, возраст, место работы или учёбы.
Предполагаемый размер заработной платы,
стипендии. Возможные источники других
поступлений.
А теперь отгадайте загадку, кто нам будет
помогать в дальнейшей нашей работе:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же - компьютер
2 - й этап.(20 мин.) Перед тем как перейти к
практической части нашей игры вспомним правило
техники безопасности.
Теперь приступаем к практической части нашего
урока.
1. Каждая семья заполняет таблицу "Состав
семьи"
Работа в текстовом редакторе.
2. Составление "Кассовой книги"
Работа в электронных таблицах. Доходная и
расходная часть семейного бюджета складывается
из следующих источников.
3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для
заданных продуктов.
4.Оформить титульный лист "Кассовой книги".
Работа в текстовом редакторе.
Я зря времени не трачу,
Как учитель на доске
Я пишу ему задачу
На программном языке.
Ум компьютера - процессор
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.
Сохранить всю информацию на диск, распечатать.
Защита, обсуждение.
Этап обобщения, систематизации знаний и
закрепление изученного.
Учитель подводит итоги обсуждения в
составлении бюджета семьи, обращая внимание на
сумму доходов и расходов на месяц.
1. Если баланс доходов и расходов отрицательный,
значит, данная семья живёт в долг и должна
объяснить, где взяла недостающие деньги и на
каких условиях.
2. Положительный баланс означает, что месяц
закончен с определённой экономией. Как семья
распорядится оставшимися деньгами.
Подведение итогов.
Домашнее задание: Разработайте производство
товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к
нему.
Пословица гласит: "Не похвалишь, так и не
продашь".
Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные
задания для имеющих компьютер дома).
|