ЦЕЛЬ: познакомить уч-ся
творческим путем Блока, ввести их в романтический пир поэзии раннего Блока, показать
изящество и тонкость выражения любовных чувств, в сборнике "Стихи о Прекрасной
Даме".
XОДУРОКА
I.Сообщение цели и
задач урока.
2.Запись эпиграфа
к уроку в тетрадь.
"Есть
в мире сотни замечательных явлении. Для них у нас еще нет слов, нет выражений. Чем
удивительнее явление, чем око великолепней", тем труднее рассказать о нем
нашими помертвелыми словами. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых
явлений кашек русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока".
К.Паустовский
3.Рассказ учителя
о творческом пути Блока, сопровождаемый чтением его ранних стихов "Вхожу
я в темные храмы...", "сумерки, сумерки вешние...","Я, отрок,зажигаю
свечи...","Мы встретились с тобою на закате..."
4.Слово учителя.
"Стихи
о Прекрасной Даме"- это гимн идеальной, возвышенной любви. Вместе с тем это
мистическое преклонение перед Вечной Женственностью, о которой Блок читал у философа-мистика
Вл.Соловьева. Последовательно и систематически Блок переводит в этом сборнике свои
"земные" чувства в "высший", идеально-мистический план. В
"Стихах о Прекрасной Даме" возлюбленная лишена каких бы то ни было земных
черт. Это Небесная Дева, Лучезарная царица Заря. Лирический герой - раб, инок,
рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как
будто в чудесном сне или в сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная
зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается оттого,
что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное
восприятие: а р о м а т н ы еслезы, л а
з у р н ы е сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, у п о р н а я мечта,
сумрак т а и н с т в е н н ы йи т.п.
Постоянные
мечты о встрече с ней, ожидание ее призыва ассоциируются с полным обновлением, преображением
всего мира. В субъективном представлении Блока его возвышенные чувства не были
чем-то узким, личным. Наоборот, они представлялись поэту частью того значительного,
великого, что должно преобразовать мир.
Образы
стихотворения выражают надежду на радость, в стихах звучит мотив возможного счастья,
перерастающий в мотив грез и сказки."Вешний трепет, и лепет, и шелест","бубен
весны" выражают светлое и жизнеутверждающее чувство, противопоставленное тяготеющей
над поэтом "черной и дикой судьбе".Так перед внутренним взором читателя
выстраиваются глубокие раздумья, которых и мотивы надежды на счастье и любовь и
мотивы неверия в них.
6.Ученики записывают
в тетрадь высказывание М.Рыльского о первом сборнике Блока: "Стихи о
Прекрасной Даме" - это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте,
это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие
всемирной зари".
7.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
В
чем секрет обаяния ранней лирики Блока?
Ученики
приходят к выводу, что чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию,
обожествленные возлюбленной, стремление видеть в ней все самое прекрасное, возвышенное,
неземное. Мастерство эвфонии -аллитерации и ассонансы, звуковые повторы,"завораживающие"
ритмы, над которыми, казалось, и сам поэт не властен, -все это пленяло читателей.
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
Подготовить
выразительное чтение стихотворений "Девушка пела в церковном хоре...», "В
ресторане", "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...", "Незнакомка".