Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 05:45:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Блок уроков по изобразительному искусству по теме: "Музыка и живопись"
29.10.2009, 19:42:39

Блок уроков на тему "Музыка и живопись” для детей 8-9 лет проводился в подготовительном классе Детской школы искусств №1 г.Артема Приморского края, однако он с успехом может быть применен и в средней школе с детьми этого возраста.

Решение провести блок уроков возникло у меня не случайно, так как многие дети занимаются не только изобразительным искусством, но и учатся играть на музыкальных инструментах, поют в хоре. Тема музыки им близка и понятна. Поэтому уроки проводятся в контексте взаимодействия различных видов искусства: живописи, музыки, литературы, сценографии. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе активизирует творческий потенциал детей, расширяет диапазон воздействия каждого вида искусства и соответствует возрастным особенностям младших школьников. Картина мира у детей целостна, художественна по своей основе. Синтез искусств совпадает с этой картиной.

Основная цель этого блока – научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе графическое изображение, что развивает не только изобразительные, но и музыкальные способности детей. В соответствии с этой целью мы решаем следующие педагогические задачи:

  • Научить детей слушать музыку, понимать ее характер, узнавать музыкальные образы. Научить отражать полученные слуховые впечатления в рисунках.
  • Способствовать интеллектуальному развитию (операции анализа, синтеза для понимания произведения), тренировке анализаторов. Развивать творческое мышление, эмоциональную отзывчивость, речь детей (использование эпитетов, сравнений).
  • Воспитывать у детей эстетические чувства (эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного), а также внимательность и усидчивость.

На уроках используются методы развивающего обучения: исследовательский (дети анализируют музыкальные произведения) и эвристический (педагог ставит, а дети решают изобразительную задачу). Также были задействованы традиционные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: слушание музыки, беседа, рассматривание иллюстраций, показ педагогом способа действия, упражнения, выполнение композиции на заданную тему. Постоянный интерес детей к учению поддерживается при помощи методов формирования долга и ответственности в учении, быстрой сменой деятельности, созданием ситуаций занимательности, учебными дискуссиями. Все перечисленные методы и приемы приводят в высокой степени творческой активности и продуктивности в выполнении задания.

Блок состоит из пяти уроков, каждый из которых решает свои образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Так как уроки композиции в подготовительном классе художественного отделения ДШИ стоятся из расчета 3 учебных часа на занятие, это дает возможность выполнения длительных заданий без потери детьми свежести полученных впечатлений.

Урок 1 (бинарный). "Цветная музыка”

Первый урок нашего блока мы проводили в паре с педагогом теории музыки Радьковой Еленой Юрьевной. Ее беседа помогала детям слушать и понимать музыку, усиливала воздействие искусства на эмоции детей, а я учила отражать полученные слуховые впечатления в рисунках.

На уроке мы использовали СD-проигрыватель с записью музыкального произведения Мусоргского "Картинки с выставки”. Рассказы педагогов иллюстрировались подборкой слайдов на персональном компьютере с декорациями Н.Рериха, Л.Бакста, Н. Гончаровой и др., эскизов костюмов Л.Бакста, И.Билибина, театральных афиш, картин К.А.Сомова.

Дети работали гуашью, кистями средней толщины на бумаге 1/16 листа ватмана.

Ход урока:

  • Вступительная беседа (сопровождается демонстрацией слайдов):

Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами первый урок из цикла уроков на тему "Музыка и живопись”. Иллюстрировать музыку на самом деле совсем не трудно, ведь многие виды искусства взаимосвязаны. Танец тесно связан с музыкой, ведь танцевать лучше под музыку. С танцем и театром связано изобразительное искусство: художники разрабатывают сценические костюмы и варианты грима для артистов, занимаются оформлением сцены (это называется сценографией). Например, декорации к спектаклям и эскизы театральных костюмов создавали такие известные художники, как Лев Бакст, Александр Бенуа, Валентин Серов, Наталья Гончарова, Иван Билибин, Николай Рерих и др.

Есть исторические примеры, когда композитор создавал музыкальное произведение под впечатлением от увиденной картины какого-либо художника. Например, композитор Мусоргский написал цикл музыкальных произведений "Картинки с выставки” под впечатлением от выставки своего друга, художника и архитектора Гартмана. А некоторые художники, как например Константин Сомов, писали свои картины по мотивам театральных постановок и музыкальных произведений.

Таким образом, и мы с вами сегодня будем иллюстрировать музыкальные отрывки из произведений русских композиторов. А расскажет вам об этих произведениях Елена Юрьевна.

  • Слушание и анализ музыки

Краткий рассказ педагога о музыкальном языке подготавливает восприятие детей к прослушиванию музыкального фрагмента "Избушка на курьих ножках” из цикла Мусоргского "Картинки с выставки”

Общение педагога и детей о характере музыкального произведения помогает детям понять переданное композитором настроение и музыкальный образ: "Какое настроение вызывает у вас, ребята, эта музыка? Подберите как можно больше определений для этой музыки. Какие средства музыкальной выразительности помогали композитору (темп, высота звуков)? Песенность или танцевальность? А какими цветами вы бы изобразили эту музыку? А какими еще выразительными средствами можно нарисовать эту музыку (пятно, линия, штрих, завиток)?” <Рисунок 1>

Затем дети прослушивают музыкальный фрагмент противоположного характера - "Балет невылупившихся птенцов”. Педагог с детьми анализируют произведение в сравнении с предыдущим фрагментом, обсуждают, какими выразительными средствами можно нарисовать эту музыку. <Рисунок 2>

  • Показ педагогом способов действия 

Свои впечатления от музыки можно отразить цветовыми пятнами, линиями, завитками и т.д. Чтобы дать детям представление о порядке выполнения задания, я показываю на отдельном листе пример упражнения на слуховые ассоциации во время звучания любого неиспользовавшегося ранее музыкального фрагмента. С Еленой Юрьевной мы договорились, что это будет случайный выбор, и мне достались "Богатырские ворота”. Прослушав несколько первых тактов, я стала рисовать линии, пятна, штрихи, передающие мое впечатление от музыки. С последним аккордом был закончен и мой рисунок.

- Ребята, я использовала именно эти краски, пятна и линии, потому что характер музыки подтолкнул меня к этому изобразительному решению. Я увидела музыку такой. А какой увидите музыку вы? Послушайте музыкальные отрывки еще раз и попробуйте передать ее характер цветовыми пятнами и линиями.

Я убираю свой рисунок, чтобы избежать срисовывания детьми моего образца.

  • Дети работают над двумя рисунками, выполняя упражнения на слуховые ассоциации во время звучания двух музыкальных отрывков, которые они ранее анализировали. По окончании работы я прошу их поднять свои рисунки, чтобы показать, какие чувства вызвала у них музыка. Рисунки у всех разные, потому что одна и та же музыка может вызывать у разных людей разнообразные чувства и эмоции. Только после выполнения детьми работы я говорю им, что они иллюстрировали музыкальные фрагменты из цикла Мусоргского "Картинки с выставки”.
  • Подведение итогов урока

По окончании урока мы устраиваем текущую выставку, вывешивая детские работы с помощью магнитов на доску. Дети обсуждают, кому из них лучше удалось передать характер музыкальных произведений, рассказывают, что им понравилось в музыке и как они это передали в своих рисунках. Елена Юрьевна рассказывает детям о музыкальном видении Мусоргским работ художника Гартмана.

Урок 2. Беседа "Музыка и живопись”

Проводится как подготовительная работа к занятию на тему "Иллюстрации к произведениям русских композиторов”.

Материалы:Музыкальная литература, передающая содержание оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка”. Небольшие отрывки этого музыкального произведения, передающие характер персонажей. Репродукции декораций и костюмов В.М.Васнецова к опере, созданные для московской Частной оперы С.И.Мамонтова (берендейки, Купава, берендеи, бирючи); картины В.М.Васнецова "Снегурочка” и "Гусляры”; иллюстрации И.Л.Билибина к русским народным сказкам.

Структура беседы:

  • Я рассказываю детям содержание оперы Римского-Корсакова "Снегурочка”, историю ее создания, обращаю внимание детей на ее отличие от одноименной русской народной сказки.
  • Затем предлагаю ребятам послушать внимательно музыкальный отрывок из оперы. Дети слушают арию Снегурочки, после чего мы общаемся о характере музыкального произведения ("О чем хотел сказать нам композитор своим произведением? Какое настроение вызывает у вас, ребята, эта музыка?”)
  • Просмотр живописного произведения и общение о его характере ("Что нарисовал художник? Какие черты характера персонажа передает художник? Как художнику удалось это показать? Какие краски он использовал?”)
  • Затем мы сравниваем сходство музыкального и живописного произведений по выраженному в них эмоциональному настрою, характеру художественного образа ("Как вы думаете, ребята, передает ли это музыкальное произведение характер персонажа? Почему?”)
  • Повторное прослушивание музыкального отрывка с одновременным просмотром картины.
  • Затем мы беседуем по следующей паре музыкальных и живописных произведений и т.д.
  • В заключение мы с детьми обсуждаем изобразительные замыслы. Я выясняю у детей, какого персонажа музыкального произведения они хотели бы изобразить, если были бы художниками. Как его изобразили бы, какими красками?

Урок 3.Тема: "Иллюстрации к произведениям русских композиторов”

Цель этого урока - осуществляя межпредметные связи, научить детей иллюстрировать музыкальные произведения, отображая в рисунках возникшие при прослушивании музыки чувства, а также характер персонажей.

Материалы:бумага ? листа ватмана, акварель, гуашь, пастель.

Для иллюстрирования мы взяли оперу Римского-Корсакова "Снегурочка” как хорошо знакомое и доступное детям по содержанию произведение. Детям дается задание – нарисовать портрет героя, декорации или сцену из оперы (по выбору). Дети обдумывают и обсуждают изобразительные замыслы, работают над небольшими эскизами рисунков. Выполнение эскизов помогает закрепить первое непосредственное впечатление от музыки, выбрать подходящий формат листа, продумать композицию рисунка и цветовое решение. После выполнения эскизов дети работают на большом листе простым карандашом: компоновка, рисование больших форм, проработка мелких деталей.

Урок 4.Продолжение работы над заданием. Работа в цвете, начинающаяся с закладки основных тоновых и цветовых отношений, далее – проработка основных объемов. Я помогаю им индивидуально советом, напоминанием.

Урок 5.Окончание работы в цвете, проработка мелких деталей, усиление акцентов.

В конце занятия – просмотр и обсуждение детских работ.

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, поурочное планирование, краски
Просмотров: 2388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0