Цель: формирование
гражданско-патриотических качеств личности
школьников на основе социокультурного
наполнения категории "Богатыри".
Задачи:
- Создать условия для понимания исторических
событий, изображающих богатырей земли русской.
- Способствовать развитию интеллектуальных и
творческих способностей детей на основе
произведений живописи, музыки и литературы.
- Создать условия для формирования
патриотических качеств личности школьника на
основе знаний истории государства.
- Воспитание чувства коллективизма и
взаимопомощи.
Оборудование:
- репродукция В. Васнецова "Богатыри"
- фоторепродукция вятского богатыря Василия
Бабушкина
- песня "Богатырская сила"
- карточки со словами: разумный, глупый, смелый,
добрый, трусливый, злой, слабый, сильный, жестокий
- мультимедийная установка
- ноутбук
Предварительная подготовка: дети
знакомятся с народными сказаниями о русских
богатырях.
Содержание мероприятия.
Слайд - фото класса.
1. Организационный момент. Ученики сидят по
микрогруппам (по 5 человек).
-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.
-Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём
друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно
молча, только глазами выразить всем
присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы
хотите мысленно пожелать?(Здоровья, добра,
послать привет, пожелать не болеть, не получать
двоек, чтобы друзей было много:)
2. Введение в тему.
Учитель:
-Ребята, в каком вы учитесь классе? (в первом, в
кадетском).
-А что значит слово "кадет" для вас?
-Что свято чтит и выполняет каждый кадет?
(заповеди кадетов)
- Давайте вспомним эти заповеди.(на слайде)
-Кадет не имеет права нарушить заповеди.
Сегодня на занятии мы поподробней остановимся на
одной из заповедей. Вы подумайте и попозже
ответите что это за заповедь?
-Давайте послушаем песню. Кто внимательно
послушает, тот догадается, о ком мы сегодня
поговорим.
Звучит музыкальная заставка - песня
"Богатырская наша сила".
-Ребята, вы прослушали отрывок из песни. О ком
эта песня?
-Как вы думаете, о ком мы будем говорить на
занятии? (слайд )
Учитель:
Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась
своими защитниками от простых солдат до
генералов. Знаменитый полководец Александр
Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского
нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища
спасет, а где силы убудет, там он смекалкой
дойдет. А мнению легендарного генералиссимуса
можно верить. Русский солдат правдой богат.
Исторически сложилось, что нашему народу
веками приходилось вести борьбу с чужеземными
захватчиками. Грозно звучали для половцев, хазар,
печенегов имена киевских князей Святослава
Игоревича и Владимира Красное Солнышко.
Древняя легенда устами одного из завоевателей
предупреждает: "и я детям и внукам наказываю -
не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не
шатается и века простоит не шелохнется". Откуда
же черпают русские войны свою неиссякаемую силу?
Говорят, она досталась им в наследство от далеких
предков, о которых сложены песни и сказания - от
былинных богатырей. Испокон веков были люди,
которых любил народ, чьи имена хранил в сердце
своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю
русскую оберегал, слабых в обиду не давал. Вот об
этих силачах, заступниках и справедливых воинах
мы и поговорим сегодня.
3. Мотивационно - целевой блок.
Ресурсный круг.
Подготовительный этап. (Дети становятся в круг).
-Родина, Отечество - святые, дорогие для
каждого человека слова.
Защищать свою землю - долг народа. Во имя
отечества воины-защитники несут службу. А чтобы
нести ратную службу, надо быть сильным и
здоровым.
Что значит быть здоровым физически? (отвечают
по кругу, трогая друг друга за плечо, передавая
слово)
Что значит быть здоровым духовно? (отвечают по
кругу)
Основной этап. Отвечают дети.
Рефлексия.
Учитель:
-Интересно ли было общаться?
-Умеем ли мы слушать друг друга?
-Что узнали из ответов одноклассников?
-О какой заповеди кадетов мы говорим? (В
здоровом теле - здоровый дух) (слайд )
-Как понимаете эти слова?
4. Основной этап.
Беседа о былинах и богатырях.
Учитель:
-Как называются народные песни, в которых
прославляются подвиги богатырей? (былины)
Учитель:
-О ком в былинах нам с детства рассказывали?
Знаете ли вы их имена? (богатырь Вольга, Микула,
Селянинович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алеша Попович)
-Имена этих славных богатырей каждый из нас
знает с самого детства. Портреты самых известных
богатырей изобразил на своей знаменитой картине
один из крупнейших русских художников - наш
земляк. Кто это? (Виктор Михайлович Васнецов).
-Как вы думаете, как называется эта картина?
Картина так и называется "Богатыри".
(демонстрируется картина В.М. Васнецова
"Богатыри" на слайде)
Что вам помогло догадаться, что название
картины "Богатыри"?
Учитель:
Над картиной "Богатыри" Васнецов работал
около 25 лет; художник создал собирательный образ
богатырей-витязей.
На фоне безбрежной степи художник изобразил
трех богатырей, стоящих на страже границ.
Учитель:
Назовите, какие богатыри на ней изображены?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
Чем заняты богатыри? (Все трое зорко
всматриваются в даль; не грозит ли русской земле
беда.)
Учитель:
Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся
русская земля - ее поля, леса, реки. Фигуры
богатырей расположены на первом плане, словно
вырастают из этой земли и свидетельствуют о
неразрывной связи героев со своей родиной.
Васнецов сознательно несколько поднимает линию
горизонта, и мы как бы снизу смотрим на богатырей,
выделяющихся на фоне светлого неба. этот прием
художника также усиливает впечатление о
несокрушимой мощи и величии русских витязей.
Учитель:
Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей
Васнецов изобразил по- разному.)
-Что вы можете сказать о лицах этих богатырей?
Илью Муромца - со спокойным выражением лица,
прямым и твердым взглядом. Это говорит о его
уверенности в своих силах, готовности встретить
врага. Добрыню Никитича - благородным и добрым.
Алешу Поповича - с тонкими чертами лица, хитрой и
лукавой усмешкой..
Учитель:
Картина убеждает нас в том, что русская земля
сильна и могущественна. И никакой враг ей не
страшен. На высоких холмах стоит Киев-град. В
старину опоясывал его земляной вал, окружали
глубокие рвы.
За лесами тянулись степи без конца и без края. И
шло из этих степей на Русь много горюшка.
Налетали из них на русские села кочевники - жгли
и грабили, уводили русских людей в плен.
И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали
ставить в степи маленькие крепости - заставы
богатырские. Они оберегали путь на Киев, защищали
от врагов и чужих людей. А по степи стали
разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко
они всматривались в даль - не видать ли
вражеских костров, не слыхать ли топота чужих
коней?
Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали
родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и
Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле
несли службу воинскую. Изредка собирались к
князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров
послушать, друг с другом потолковать.
Учитель:
А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал.
Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто
его от этой беды избавил?
Ученик из 1 микрогруппы:
Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди
прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди
любили да и теперь уважают этого богатыря Илью
Муромца. его даже причислили к сному российских
Святых, и у него остался в истории день рождения
- 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год,
вспомните также, что это и день рождения Ильи
Ивановича, великого защитника земли русской.
Учитель: А кто из богатырей носил прозвище
"Тихий"?
Ученик из 2 микрогруппы: Добрыня Никитич. Он
был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку
подойти по- особенному, недаром князь Владимир
назначил его послом. А какие увлечения были у
Добрыни Никитича.С 12 годов на гуслях играл, сам
песни складывал и в шахматы играл.
Учитель: А кто из богатырей расправился с
Тугариным, Змея Горынычем сыном?
Ученик из 3 микрогруппы:
Алеша Попович с раннего детства был очень
сильным. Из-за неимоверной силы Алеши в детских
играх у его сверстников руки-ноги отрывались:
"Кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого
возьмет за ножку - ножка прочь".
Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим
и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой
так, что тот пал бездыханным.
Учитель:
Вспомнили мы сейчас былинных героев, от
которых, по преданию, и пошла сила русских воинов.
А всех ли мы богатырей вспомнили?
(слайд с фоторепродукцией В.Ф. Бабушкина)
Ученик из 4 микрогруппы: Наша микрогруппа
считает, что не всех. Наш земляк вятский богатырь
Василий Федорович Бабушкин - герой
Русско-Японской войны 1905 года. Как-то лошадь
Василия, нагруженная сырым сеном, застряла в
глубокой яме. Тогда Бабушкин выпряг ее и сам
вытащил воз из ямы. А однажды в Сосновке
рассерженный на богача богатырь столкнул в овраг
его баню. Бабушкин принимал участие в боевых
действиях русской эскадры против японцев, не раз
проявлял истинное мужество, отвагу и стойкость,
поражая своих товарищей необычайной физической
силой.
Учитель: Еще раз убедились в чем, ребята?
(заповедь кадетов "В здоровом теле -здоровый
дух")
5. Работа в микрогруппах.
Задание: выбрать карточки с теми словами,
которые подходят к описанию образа богатыря.
Отвечают лидеры микрогрупп.
6. Рефлексия.
Учитель:
-О ком мы говорили на занятии?
-Каким должен быть человек, защищающий свое
Отечество, свою Родину?
-Что бы вы сказали богатырям земли русской?
-Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть
те, кто нуждается в вашей защите, поддержке,
одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира,
удачи, добра, счастья. До свидания.
Приложение к уроку скачивайте вверху страницы
|