Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 15:24:53
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Богатырская тема в русском искусстве
06.03.2010, 12:19:01
Цель урока: ознакомление учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке на примере произведений В.М. Васнецова, Н.К.Рериха, М.А.Врубеля, А.П.Бородина, К.Васильева.
Задачи урока:
- обучение элементам анализа художественного произведения;
- развитие аналитических способностей учащихся;
- развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей школьников;
- развитие монологической речи;
- обогащение духовного мира подростков;
- воспитание патриотических чувств.
Иллюстративный материал: В.М.Васнецов «Богатыри», М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская», К.Васильев « Микула и Вольга».
Музыкальный материал: А.П.Бородин 2-я симфония «Богатырская» (1-я часть).
Литературный материал: былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (фрагмент).
Комментарий к уроку.
Урок рассчитан на возрастную категорию шестых классов, но при некоторой модификации, может проводиться и в 5-х, и в 7-х классах. В ходе урока звучит фрагмент былины, изучаемый школьниками в 5-м классе, дается толкование слова «богатырь» по Далю.
В качестве основного живописного произведения для отработки навыков анализа художественного произведения детям дается картина В.М.Васнецова. Данный выбор основывается на композиционных особенностях произведения и возможности организовать на уроке индивидуальную работу учащихся. По желанию учителя индивидуальная работа может быть заменена на групповую, иллюстративный материал может быть распределен между ними.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией - http://poznayko.at.ua/load/43-1-0-883
 
В скобках конспекта урока даны предполагаемые ответы детей и в целом та информация, которая направлена на освещение проблемы
                                                                             Ход урока
Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Н. Рерих
Учитель. Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами, послушав небольшой литературный фрагмент. Это самое начало произведения и речь в нем идет только об одном, но очень ярком герое.
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую.
- О каком герое идет речь в этом фрагменте? (Былинный богатырь Илья Муромец.)
- Из какого произведения взят этот отрывок? (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
- Наш урок будет посвящен Богатырской теме в русском искусстве.
Говорили мужички ему черниговски:
- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
- А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)
В Толковом словаре В.И.Даля дается следующее определение: «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин. Каких русских былинных богатырей вы знаете?
«Богатырская тема» и сегодня часто встречается в литературе, музыке, живописи, театре, кино.
Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть!
Что бы подчеркнуть силу героя - богатыря, величие подвига, старинные сказители изображали его сражающимся в одиночку против вражеских сил.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в юношах - отроках любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример, созданный искусством народным и авторским, вселял в людей мужество, воспитывал чувство долга, чести.
Подходы к анализу художественного произведения
Слайд № 1. В.М.Васнецов «Богатыри». (Приложение 1)
- Как называется эта картина В.М.Васнецова и кто на ней изображен? («Богатыри», Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
- Что делают богатыри? (Охраняют рубежи Родины.)
- Почему вы решили, что богатыри стоят на границе?
(Пейзаж на заднем плане, хорошо просматривается окрестность, приграничный камень, стоят на высоком холме, под облаками, богатыри зорко всматриваются вдаль – охраняют.)
Индивидуальное задание для учащихся
- Составьте мини-рассказ о каждом из богатырей.
(Для выполнения данного задания удобнее разделить детей на варианты. В зависимости от подготовленности учащихся к подобной работе, можно заслушать или по несколько рассказов о каждом персонаже, или по ходу рассказа вносить добавления других учащихся. На этом этапе дети дают описание богатырей, их внешнего вида, доспехов и оружия. Описание должно быть подробным, детальным.)
- Как вы думаете, а почему В.М.Васнецов изобразил богатырей не пешими, а всадниками? (Это давало воинам маневренность.)
Конь древнего воина всегда был не только средством передвижения, но боевым товарищем, другом, который и в сражении не подведет и вынесет раненного с поля боя. Кони богатырей под стать хозяевам.
- Почему художник изобразил разных коней? Охарактеризуйте их.
(Конь Ильи Муромца вороной. Вороные кони считались самыми горячими, но его конь, так же как и сам герой, уже не молод. Он спокоен, уверен и в себе и в хозяине, но чутко прислушивается к звукам. Белый конь Добрыни молодой, резвый, сильный, красивый. Он тоже несет дозор, внимательно всматриваясь вдаль. Гнедой конь Алеши Поповича самый молодой, у него нет еще буйной гривы. Он отвлекается на цветочки и былинки.)
- Почему В.М.Васнецов уделил в своем произведении большое внимание коням богатырей? (Для усиления образа каждого богатыря. Так художник передает различный темперамент и возраст богатырей.)
- Одинаков ли возраст богатырей?
- Почему Васнецов написал богатырей разных возрастов? Случайно или нет? (Юность, Молодость, Зрелость- все поколения воинов.)
Слайд № 2. М. А. Врубель «Богатырь».
- Полуфантастический образ большой монументальной силы М.А.Врубеля был продолжением «богатырской темы» В.М.Васнецова. И безымянный богатырь, и его могучий конь словно созданы из камня. Сливаясь с панно, они будто внезапно появляются перед нашим взором, «отрываясь» от плоскости пейзажа, показывая неразрывное единство всадника и окружающего мира.
Слайд № 3. Н.К. Рерих «Русская сила богатырская».
- Каким изобразил художник своего богатыря?
- Почему он дал обобщенное название произведению? (Аллегорический персонаж, в нем олицетворение всех русских богатырей, их силы, храбрости, мудрости. Такой богатырь непобедим.)
- Что общего у богатырей В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, Н.К.Рериха?
- Чем отличаются они друг от друга? (Художественный образ.)
- Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний - 2-я - так и называется «Богатырской».
М.П.Мусоргский именовал её «героической славянской». Сам композитор рассказывал, что в медленной части он хотел нарисовать фигуру Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Сегодня мы послушаем только первую часть симфонии.
- Удалось ли А.П.Бородину «нарисовать собрание русских богатырей», и какими он их изобразил?
Слушание экспозиции 1 ч. симфонии
- Какой образ богатырей дает А.П.Бородин в данном произведении?
- Какими средствами пользуется композитор?
(Выделяется начальная тема – зерно, из которой вырастает музыка всей первой части. Здесь сразу возникает основной богатырский образ симфонии. Могучие октавные удвоения, настойчивое повторение тоники с энергичной раскачкой – подъемом и новым падением – придают теме необычайную устойчивость, утверждающую силу и решительность. Она звучит как могучий призыв, боевой клич. Побочные темы звучат как отклик масс на призывный клич, они дополняют главную тему, насыщают ее. Ритмическое увеличение, добавление новых инструментов делают Богатырский образ все более могучим.)
- В произведении А.П.Бородина ощущается могучая сила. Оно все пронизано верой в богатырскую мощь русского народа, любовью к Родине.
- Что общего в музыкальном образе А.П. Бородина и живописных образах В.М.Васнецова, М.Врубеля, Н.Рериха? (Сила, мужество, грандиозность, размах, монументальность.)
Слайд № 4. К.Васильев «Микула и Вольга».
- Богатырь - всегда богатырь. И в битве с врагом, и в поле, где основными его врагами были грозы, наводнения, засухи, морозы. Отложив оружие, принимался богатырь благоустраивать свою землю.
- В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, А.П.Бородин, К.Васильев не встречались в жизни. Почему они обращались к богатырской теме?
- Что связывает образы богатырей воедино? (Патриотические чувства, идея прославления силы и могущества Родины.)
- Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Н.К. Рериха: «Защита Родины есть защита и своего достоинства.
- Как вы оцениваете верность его высказывания? Актуально ли оно сегодня? (Ответы учащихся.)
Подведение итога урока
Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, поурочное планирование, краски
Просмотров: 2113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0