Цель:
закрепить понятие "большая буква” в именах,
фамилиях, отчествах, кличках животных и
географических названиях.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать
выводы, активизировать мыслительную
деятельность.
Учить применять полученные знания грамотного
письма при самостоятельной работе.
Оборудование:
картинки с изображением жителей Цветочного
города, конверт с письмом, "Азбука”, картинки с
цветами, цветные карандаши, мяч.
Ход урока.
Организация урока.
Громко прозвенел звонок–
Начинается урок
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Постановка задач урока.
Я беру конверт в руки и говорю ребятам, что это
письмо от Незнайки. Вскрываю конверт и читаю:
"Дорогие ученики из 1-го А класса. Я приглашаю
вас посетить Цветочный город на ковре–самолете.
Мне очень хочется узнать, умеете ли вы дружно
трудиться, преодолевать трудности. Незнайка”.
Ну как, ребята принимаем приглашение Незнайки?
– спрашиваю детей.
Итак, сегодня мы отправляемся в Цветочный
город. Чтобы полет прошел успешно, необходимо
выполнять следующие условия:
вспомнить, когда пишется большая буква в
словах;
точно и правильно выполнять задания;
быть очень внимательными.
Перед полетом мы сделаем разминку.
(руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко
развести в стороны, напряжены)
С добрым утром!
(пальцы рук переплести (рукопожатие))
Потянулись, потянулись, потянулись.
(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться.
(Ладошки трут друг друга, имитируя намывание.)
Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от
основания тыльной стороны кисти к кончикам
пальцев.)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется
процесс вытирания рук))
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения
кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены,
взмахи кистями)
Пришли в школу.
(Руки на парте согнуты в локтях.)
И уселись за тетрадку.
(Дети показывают готовую к работе ручку.)
Внимание! Ребятам занять свои места. Чтобы
ковер–самолет взлетел, надо сказать волшебные
слова:
"Ковер–самолет, возьми нас в полет”
Дети проговаривают эти слова.
Мы летим! Ребята, посмотрите, какой интересный
след оставляет ковер–самолет.
Минутка чистописания.
Дети списывают с доски.
Работа над темой.
Мы прилетели. Посмотрите, под кочкой лежит
полюбившаяся нам книга – "Азбука” и записка.
Записка: 20, 6, 18, 17, 6,15, 30, 6, 10, 20, 18, 21, 5,
3, 19, 7, 17, 6, 18,
6, 20, 18, 21, 5
Азбука: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П,
Р, С,
Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Учитель: Как мы будем расшифровывать записку?
Дети: Надо по цифрам узнать нужную букву, а
затем – слово.
Ученики по очереди, выходят к доске и пишут по
записке нужную букву.
ТЕРПЕНИЕИТРУД – ВСЕПЕРЕТРУТ.
Учитель: Посмотрите на доску и скажите, что
нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?
Дети: Разделить на слова. Их здесь пять.
Учитель: Сделайте на доске поправки. О чем
надо помнить?
Дети: Начало пишу с большой буквы. Если
предложение повествовательное, то в конце ставлю
точку.
Дети исправляют, затем читают хором, что
получилось.
Учитель: Это что?
Дети: Пословица.
Учитель: О чем она вам говорит?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель: Запишите пословицу в тетрадь. Пусть
она будет в путешествии нашим девизом.
Путешествуя, мы подведем итог тому, какие слова
пишутся с большой буквы и почему.
Мы идем по дорожке, по её краям растут
удивительные цветы. Если мы присмотримся, то
определенный вид цветов растет на определенной
улице, а значит и улицы у них по названиям цветов.
Догадайтесь, какие здесь улицы. Я подниму
картинку, вы скажите название улицы(см. рис.№1)
(Одуванчиковая, Колокольчиковая,
Незабудковая, Ромашковая, Васильковая)
Запишите начальную букву в этих названиях.
Подумайте, как запишите эти буквы. Почему?
Подчеркните гласные одной чертой, согласные –
двумя чертами.
Мы идем по дорожке, солнышко светит, пестрые
бабочки летают, пчелки жужжат.
Физкультминутка "Прогулка”.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
(Бег на месте)
До лужайки добежим.
(Бег продолжается.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки,
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. (Присели).
Немного отдохнем.
А потом, по тропиночке пойдем.
(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз,
выдох, за парту сели).
К нам приближаются коротышки, но они грустны.
Оказывается, малыши потеряли начальные буквы в
своих именах. Давайте им поможем!(см. рис. №2)
На доске написаны имена, под именами выпавшие
буквы, вы должны от буквы к именам провести
стрелочку и прочитать, что получилось, а также
подумать, с какой буквы пишутся имена.
ВОСЬКА
ОМАШКА
УЛЬКА
РЯЗНУЛЯ
АРГАРИТКА
ИНТИК
ВЁЗДОЧКА
НЕЖИНКА
ПУНТИК
НОПОЧКА
П А Г Ш В К З С М Р
Коротышки довольны. Они хотят, чтобы вы
поработали в тетрадях. Мальчики запишут имена
девочек, а девочки – имена мальчиков.
Подчеркните в именах орфограммы.
(Дети записывают имена в тетрадь, обозначают
карандашом орфограммы)
Ребята, вы знаете имена жителей Цветочного
города, теперь они хотят познакомиться с вами.
Для этого вы должны выполнить в тетради
упражнение 25 на стр. 19 (учебник "Русский язык”,
автор Т.Г.Рамзаева).
(Перед записью упражнения проводится разбор)
Пулька снова заскучал. Почему?
(Ответы детей).
Он потерял своего верного друга. Найти просто.
Надо собрать картинку, и она оживет (см. рис. №3).
(На столе разложены листы бумаги с частями от
собаки. Дети собирают щенка. Собака собрана.)
Вы составили щенка,
Клички нет ещё пока.
Вы, ребята, помогите,
Кличку для щенка найдите.
(Из предложенных вариантов дети находят нужную
на доске кличку и обводят её в овал)
Шарик Бобик Булька Тузик
Щенок с визгом бросился к своему хозяину.
Запишите кличку собаки в тетрадь, сделайте
звуко–буквенный разбор.
(Разбор делается с комментированием)
Нас встречает умнейший человечек этого города
– Знайка. Знайка много читает, делает различные
открытия. Он о чём–то хочет спросить вас, мы
должны подумать и дать правильный ответ.
- Кому доводилось слышать о богатыре Илье
Муромце?
- А задумывались ли вы над тем, Муромец – это
фамилия или отчество?
(Свободные высказывания детей)
В чистом поле пыль столбом
поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьиному приближается…
Как же звать героя по имени–отчеству? Запишите.
Дети: Илья Иванович Муромец.
Самодиктант "Поиграем в парах”.
Помните игру в мяч "Я знаю пять имён
девочек…”. Каждый удар мяча соответствует или
одному имени, или одной фамилии, или названию
одного города и т.д. Поиграй с соседом по парте!
Пусть каждый из вас запишет по три женских имени,
три мужских имени, три фамилии, названия трёх
городов, трёх рек. Не забудьте подчеркнуть
большую букву одной чертой!
Есть ли совпадения в ваших записях?
(После проверки дети хором читают стишок о
заглавной букве)
Имена, фамилии,
Клички, города,
Реки и озёра
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Ребята, мы познакомились с жителями Цветочного
города. Сейчас нам надо возвращаться в класс.
Ковёр–самолёт перед нами. Скажем заветные слова:
"Ковёр–самолёт,
Возьми нас в полёт”
Летим! Чтобы в пути нам было весело поиграем.
Интеллектуальная викторина.
Кот, испытавший на себе все выходки
весьма
вредных мышей. (Леопольд)
Друг дяди Фёдора и Матроскина. (Шарик)
В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон)
Сказочный герой, который кого угодно мог
довести до слёз. (Чипполино)
Кому принадлежат слова: "Кто людям помогает,
тот тратит время зря”. (Шапокляк)
Как зовут доброго доктора, который лечил
зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского?
(Айболит)
Итог урока
Вот и подошло к концу путешествие. Много
интересного было на нашем пути. О чём мы говорили
на уроке? (Ответы детей)
Урок наш будет считаться законченным, если вы
соберёте слова, которые кроются под следующими
номерами:
А |
Б |
В |
С |
Е |
З |
И |
М |
О |
П |
У |
К |
! |
Р |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
4,10,1, 4,7,2,9. 3,4,5,8. 6,1. 11,14,9,12,13.
Спасибо всем за урок!
(Дети проговаривают: "Спасибо всем за урок!” –
хором)
|