Цель урока: формирование коммуникативной
компетентности учащихся через приобщение к различным жанрам устного
народного творчества
Задачи урока:
образовательная
- обобщение знаний о диких и домашних животных
- закрепление знаний о жанрах устного народного творчества
воспитательная
- воспитание любви к животным
- воспитание интереса к чтению
развивающая
- развитие речи, дикции
- развитие памяти, образного мышления
Ход урока
1. Организационный момент
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее –
Скорей начнём урок.
Урок литературный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья обобщать.
2. Сообщение темы урока
Ребята, а вы любите животных? Посмотрите на доску (на доске
картинки с дикими и домашними животными) на какие две группы можно
разделить всех животных? Как ещё называют животных?
Вот в гости к братьям нашим меньшим мы и отправимся сегодня на
уроке.
На доске появляется тема урока.
У нас будет необычный урок: урок литературного чтения и окружающего
мира одновременно.
3. Актуализация знаний
Поднимите руку у кого дома есть животные? Какие? Как называются эти
животные? Почему? Зачем люди заводят домашних животных? Как называются
животные, обитающие в лесу? Примеры. Почему они дикие?
4. Артикуляционная гимнастика
Прочитайте чистоговорку по рядам: первый ряд первую строчку, второй
ряд вторую, третий третью, а четвёртую строчку вместе. (на доске):
Ка – ка – ка на дворе собака
Ух –ух –ух в курятнике петух.
Ва –ва –ва на лугу корова.
Са – са – са по лесу идёт лиса.
Какие жанры фольклора знаете? (На доске ромашка с жанрами
устного народного творчества)
Что такое скороговорка? Чему учат скороговорки?
Прочитайте скороговорки (на доске). Какие звуки
повторяются?
Проворонила ворона воронёнка.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Кто такая «чушка»?
Что вы знаете о пословицах?
Собери пословицы (на доске):
Без не вынешь и из пруда труда рыбку.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Для достижения целей надо
приложить усилия)
В лес не ходить – бояться волков.
Волков бояться- в лес не ходить. (Взялся за дело, не бойся
трудностей)
5. Работа по теме урока
Отгадайте загадку:
Голодна – мычит,
Сыта – жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт.
На доске картинка.
Что вы знаете о животном – корове? Соня подготовила сообщение о
корове.
Соня рассказывает сообщение.
Задайте вопросы друг другу по услышанному.
Какие произведения о корове читали?
В каком жанре написано произведение «Бурёнушка»?
Аня споёт нам песню про Бурёнушку.
Аня поёт песню.
Как хозяйка обращается в песне к корове?
Как она к ней относится? Почему?
Как у коровы называют детёныша? А у козы, кошки, лошади?
Отгадайте героя следующего произведения:
Стройный, быстрый.
Рога ветвисты,
Пасётся весь день,
Кто же это…?
Как у оленя называют детёныша? На доске картинка с оленёнком.
Вспомните, оленёнок – герой какого произведения?
Назовите жанр. Расскажите стихотворение.
Как автор называет оленёнка?
Какое настроение в этом стихотворении: радостное, весёлое или
грустное, печальное.
Самостоятельно прочитайте текст об оленёнке и выполните тест по
прочитанному.
У учащихся тесты.
Физ. минутка (проводит ученик)
У оленя дом большой (руки над головой- изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко (Правым кулачком подпираем щёчку)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами)
«Тук – тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, повороты вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывные движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руку с открытой ладонью)
Некоторые ребята подготовили загадки о героях, прочитанных нами
произведений. Расскажите, что вы знаете о жанре фольклора – загадках.
Учащиеся загадывают загадки о журавле, воробье, цапле, глухаре. На
доске картинки.
Как назвать одним словом все отгадки ?
Что вы знаете об этих птицах?
Героями каких произведений они являются?
Серёжа подготовил сообщение о журавле, Катя о глухаре.
Задайте друг другу вопросы по- услышанному.
Игра «Путаница»
У учащихся листочки с отрывками из произведений и авторами. Все
произведения и авторы перепутаны. Надо правильно найти автора и его
произведение.
6. Итог урока
О каких жанрах устного народного творчества говорили на уроке?
О каких братьях наших меньших говорили?
Разгадаем кроссворд.
На доске кроссворд. |