Цель: проработать Всеобщую Декларацию прав
человека как основу поведения в различных
жизненных ситуациях.
Задачи: воспитывать уважение к человеческой
личности; научиться разбираться в трудных
ситуациях, опираясь на положение международных
правовых документов.
Предварительная подготовка: Изучение статей
Всеобщей Декларации прав человека по книге -
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. "Ваши права”:
Книга для учащихся начальных классов – М.:
"Вита-пресса”, 1995г. – 64 ст.
Действующие лица:
- ведущие;
- чтецы;
- эксперты по правам человека (жюри);
- 5 команд (3 взрослых, 3 детей).
Ход мероприятия
Вед 1: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле
появились люди. Одновременно с ними появились
главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь
превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И
люди взялись за решение этих главных вопросов в
обычных беседах между собой, с помощью различных
религий, путем международных переговоров и, к
сожалению, в битвах и войнах.
Чтец 1:
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди а ней
Любовь большую, счастье и блаженство!
Чтец 2:
Я б хотела жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Вед 2: В конце концов, людям удалось решить
Главные вопросы, и на свете в 1948 году появилась
Всеобщая Декларация прав человека, которая была
принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в
точности соблюдать все, что в ней записано, то
кошмар и неразбериха на Земле немедленно
прекратятся. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней
мере, познакомиться со всеми тридцатью ее
статьями. Что вы и сделали. И вот сегодня на нашем
брейн-ринге вы можете продемонстрировать свои
знания по правам человека.
Вед 1: В нашей игре принимают участие команды.
(представление всех игроков)
Вед 2: Правила нашей игры таковы: ведущий
задает вопрос, звучит сигнал гонга, команды
приступают к обсуждению. Свой ответ вы должны
записать на карточках, лежащих на ваших столах.
После сигнала "Время” - наши помощники собирают
карточки и передают их экспертам по правам
человека – нашему уважаемому жюри. Позвольте вам
его представить. (знакомство с членами жюри)
Вед 1: Призовой фонд нашей игры – сладкий
приз.
Вед 2: Спонсор игры – благотворительный фонд
"Развитие лицея”.
Вед 1: Итак, команды готовы?
Первый раунд – ЛИТЕРАТУРНЫЙ.
Можно взять любую сказку или рассказ и
поразмышлять о нарушении или торжестве каких
прав человека в них идет речь. Буратино и Царевна
– лягушка, Гулливер и Дон – Кихот, князь Гвидон и
Том Сойер занялись решением вопросов о правах
человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других
литературных героев.
И правильно сделали! Без этого они были бы нам
совершенно неинтересны. Итак, задание. Вы
получили комплект книг. Я зачитываю статью из
Декларации прав человека. После 30-секундного
обсуждения вы записываете название книги, герой
которой сталкивается с проблемой, декларируемой
в статье.
(журнал "Читаем, учимся, играем” № 3 – 2002, с.15)
Вед 2: Второй раунд – МУЗЫКАЛЬНЫЙ.
Вы слушаете 5 хорошо известных вам детских
песен и песен героев мультипликационных фильмов.
Определите, о каких правах в них идет речь.
(журнал "Читаем, учимся, играем” № 3 – 2002, с.16)
Вед 1: Третий раунд – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.
Задания этого раунда – на карточках, лежащих на
ваших столах. Время для обсуждения – 2 минуты.
(гонг)
Вед 2: Четвертый раунд – ФИЛЬМ,
ФИЛЬМ, ФИЛЬМ…
Внимание на экран. Посмотрите отрывки из
мультфильмов и ответьте на вопросы.
1. Отрывок из м/ф "Чиполлино”, где Чиполлино
вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
2. Отрывок из м/ф "Буратино”, где Буратино идет
в школу.
Вопрос: Каким правом воспользовался
Буратино?
Ответ: Правом на образование.
3. Отрывок из м/ф "Попугай Кеша”, где Кеша в
клетке кричит "Свободу попугаям!”
Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?
Ответ: Право на свободу.
4. Отрывок из фильма "Сказка о царе Салтане”,
где князь Гвидон превращается в комара.
Вопрос: Каким правом воспользовался князь
Гвидон, превратившийся в комара?
Ответ: Правом уехать из своей страны, а также
вернуться на Родину.
5. Отрывок из м/ф "Буратино”, где кот Базилио и
лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.
Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса,
пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ: Право на имущество (никого нельзя
произвольно лишить его имущества)
Вед 1: Пятый раунд – СЛОВАРНЫЙ.
На экране вы видите слова, на карточках даны
определения этих слов. Запишите эти слова в том
порядке, в каком даны определения. Время для
обсуждения – 3 минуты.
На экране |
Для проверки |
Гражданин |
Конвенция |
Декларация |
Декларация |
Закон |
Конституция |
Конвенция |
Гражданин |
Конституция |
Закон |
ООН |
ООН |
На карточках:
- Международное соглашение, как правило, по
какому-то специальному вопросу, имеющее
обязательную силу для тех государств, которые к
нему присоединились.
- Объявление, провозглашение основных принципов,
программных положений. Не имеет обязательной
силы, это только рекомендации.
- Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава –
"Права и свобода человека и гражданина”
отражает требования Всеобщей Декларации прав
человека.
- Человек, который принадлежит к постоянному
населению данного государства и пользуется
всеми правами, выполняет все обязанности этого
государства.
- Обязательные для всех правила. Принимается
государством, которое следит за его выполнением.
- Создана в 1945 году, представляет собой
международную организацию на добровольной
основе государства с целью поддержания и
укрепления международного мира и безопасности, а
также развития сотрудничества между
государствами.
Вед 2: Шестой раунд – ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.
"Я имею на это право”, "Почему вы нарушаете
мои права?” - эти слова приходится слышать
довольно часто. Хорошо, что люди знают свои права,
учатся их защищать и отстаивать. Плохо, если
постоянные разговоры о правах служат
оправданием пассивности, иждивенчества,
стремления получать, ничего не отдавая взамен.
Говоря иначе, стремление реализовать свои права,
не выполняя обязанностей. Но если человек не
понимает, как связаны права и обязанности, тогда
он не умеет пользоваться своей свободой.
Сейчас перед вами будут разыграны "спорные”
ситуации. Прокомментируйте их, используя статьи
Всеобщей Декларации прав человека.
Ситуация 1.
Ученик: Мария Ивановна, я к вам на историю
больше ходить не буду. Зачем она мне, если я
шофером буду? Да и сами вы историю не знаете,
путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть
нам другого учителя найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной
разговаривать?
Ученик: Смею, Мария Ивановна! У меня есть
право свободно формулировать взгляды по всем
вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание
меня касается, потому что я от него вчера
пострадал – меня за вашу двойку знаете, как
наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что
слушайте.
Вед: Имел ли Иванов право высказывать свое
мнение? (Конечно, все мы понимаем, каково быть
наказанным. Часто сердимся на учителей – это они
виноваты во всех наших бедах. Но тем не менее
закон здесь на стороне Марии Ивановны. Заявляя о
своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала
репутация других людей. Ст.13)
Ситуация 2.
Вед: Сидоров разбил окно в школе. Это видели
его одноклассники и сообщили классному
руководителю.
Учитель: Сидоров! Сидоров, я знаю, что ты
разбил окно, не отпирайся!
Ученик: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров!
Вы сами то видели?
Учитель: А мне и видеть не надо. Так знаю.
Пойдем-ка, голубчик, к директору. А весь класс
подтвердит.
Ученик: А вы сначала докажите, а потом и к
директору пойдем.
Вед: Может ли учитель бездоказательно
обвинить ребенка, принуждать признать вину или
принуждать других детей подтвердить его вину?
(Ст. 28 п.2 - "Школьная дисциплина поддерживается с
помощью методов, отражающих уважение
человеческого достоинства ребенка”; Ст. 13 п.2 –
предусматривает ограничения права ребенка, если
он нарушает общественный порядок).
Чтецы
1.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить –
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
2.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
3.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес!
4.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг!
Вед 1: Слово нашим экспертам по правам
человека (жюри)
Одна команда-победительница.
Остальные команды получают грамоты по
номинациям:
- "Веский аргумент”
- "Мудрое решение”
- "Правовая грамотность”
- "Справедливость”
Вед 2: Спасибо командам за участие, а гостям за
внимание! |