Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 12:00:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Буквы з, с на конце приставок
18.05.2011, 12:01:46
Цели урока:
- обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Ход урока
1.Словарно-орфографическая работа.
Цель: развивать орфографическую зоркость, умение работать со словарём.
Грамота (сущ.), грамотный (прил.), грамотность (сущ.), грамотно (наречие), безграмотный (прил.). (Слайд 2)
- Сопоставьте написание слов: грамматика, грамота.
- Объясните лексическое значение слов (индивидуальное задание ученику: работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова).
Грамматика
Грамота
2. Индивидуальный опрос по карточкам. (Приложение 1)
Цель: отрабатывать навык синтаксического разбора предложения; умение образовать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Карточка 1.
- Выполните синтаксический разбор предложения:
Сл…вари наши друз…я и п…мощ(?)ники.

Учитель: Нурлыгаянова Н.Н.
- Устно ответьте на вопрос: какие слова называются однокоренными? Приведите примеры однокоренных слов к слову словари.
Карточка 2. Образуйте формы слова друг. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Карточка 3. Прочитайте лингвистическую сказку. Образуйте однокоренные слова от корня –друг-. Устно ответьте на вопрос: что такое корень слова?
Жил-был много лет назад корень –друг-.
Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
Посадили люди корень –друг-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось у корня –друг-. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.
3. Проверка домашнего задания. Терминологический диктант. Кроссворд. (Слайды 3,4)
Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме «Морфемика".
1) наименьшая значимая часть слова;
2) часть изменяемого слова без окончания;
3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
6) кратчайшая звуковая единица, из которой состоит морфема;
7) значимая часть слова, которая образует формы слова;
8) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;
9) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются … морфем;
10) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.
Ключ: 1) морфема; 2) основа; 3) приставка; 4)суффикс; 5) чередование; 6) фонема; 7) окончание; 8) корень; 9) вариант; 10) морфемика.
- Молодцы! Морфемика дарит вам подарок – шараду!
4.Шарада. (Слайд 5)
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)
5. Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.
Цель: повторить сведения из фонетики о том, что в определённых позициях глухие согласные могут озвончаться, звонкие – оглушаться.
Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить
- Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?
- Оглушение.
-В каких словах на конце приставки происходит оглушение?
- Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?
- Озвончение.
- В каких словах на конце приставки происходит озвончение?
6.Игра «Четвёртый – лишний». Буквы з, с предлагают вам игру. (Слайды 6,7)
1) моро…, ука…ка, про…ьба, карни…;
2) …доровье, …десь, …дать, …дание.
7. Объяснение нового. Инсценирование. Лингвистическая сказка.
Цель: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память.
Автор: - В одном сказочном королевстве жили-были Лексика, Фонетика, Морфемика… Все они учились в школе. Однажды учительница Орфография задала Морфемике задачу, да такую трудную, что бедная Морфемика долго думала, но так и не могла решить, как помирить Приставки и Корни. Пришла к Морфемике в гости Фонетика:
- Здравствуй! Пойдём гулять!
- Некогда. Мне задачу надо решить.
- Расскажи! Может быть, я помогу.
- Вот, слушай:
Приставка ВОС- воскликнула:
- Я не дружу с корнями -дел-, -горд-, они очень шумные и голосистые.
- Они музыкальны, с ними очень весело,-
возразила приставка ВОЗ-.
Беспокоилась приставка БЕС-:
- Неужели я буду стоять рядом с –жал-, -рад- или –вод-?
Испугалась её подружка ИС-,
рассердилась РАС-.
А РАЗ- развеселилась,
БЕЗ- беззаботно смеялась,
ИЗ- измерила у неё пульс.
- Я помогу тебе, Морфемика, решить задачу! – воскликнула Фонетика.- Дорогие Приставки, вот вам подарок - новое правило.
Приставкам понравилось правило Фонетики, и они помирились:
РАС- расстелила скатерть,
РАЗ- раздала всем конфеты,
ИЗ- извинилась за опоздание,
ИС- испекла пирог,
ВОС- восхитилась его вкусом.
- А вы, ребята, догадались, какое правило подсказала Фонетика?
8. Работа со схемой (Слайд 8)
Работа с учебником.
- Проверьте себя. Откройте учебник на странице 166.
9. Закрепление нового материала.
- Упражнение 423 (устно).
- Для правильного написания з-, с- на конце приставок надо повторить звонкие- глухие согласные.
10. Игра. Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.
Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.
11. Распределительный диктант. Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика. (Слайды 9,10)
Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
1) Ласковым словом и камень ра…топишь.
2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
3) Кашу маслом (не)и…портишь.
4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.
6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.
12. Диктант на замену. ( Слайды 11,12) Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.
Ночь без сна
Труд без пользы
Небо без звёзд
Зима без снега
Мотор без шума
Образуется из пара

Ночь без сна Бессонная ночь
Труд без пользы Бесполезный труд
Небо без звёзд Беззвёздное небо
Зима без снега Бесснежная зима
Мотор без шума Бесшумный мотор
Образуется из пара Испарение воды

13. Выборочный диктант. Послушайте и озаглавьте текст.
Цель: развивать навык работы с текстом; развивать внимание, слуховую память.
Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз. Голодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден. Дети смастерили кормушки для птиц. Слетаются к ним синицы, воробьи.
Ребята, помогайте птицам зимой!
- Как вы предлагаете озаглавить текст? («Трудное время», «Помогайте птицам»).
- Определите тип речи.
- При повторном чтении выпишите слова с буквами з-, с- на конце приставок. У доски работает …
- Проверяем. (Слайд 13)
Бесснежная, расщедрилась, беспощаден, смастерили, слетаются.
14. Изложение-миниатюра.
15. Итоги урока.
- Какой способ действия при выборе з-, с- на конце приставок мы узнали?
- Прочитайте цели урока (Слайд №1), всех ли целей вы достигли?
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 2036 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 141
Гостей: 141
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0