1. Вступительное слово учителя
Роман Булгакова необычен. Литературовед Г.А. Лесскис, перечисляя
возможные определения жанра «Мастера и Маргариты», приводит и свой
термин — двойной роман. Его точка зрения убедительна, и нам стоит с ней
познакомиться. Нам поможет фильм В.В. Бортко «Мастер и Маргарита»,
появившийся на экранах в 2005 году. Надо попробовать понять, почему
писатель поставил перед собой такую художественную задачу: написать
двойной роман? Чем объясняется соединение двух романов в одном?
2. Работа с текстом
Прочтём отрывок из главы 12 «Чёрная магия и её разоблачение». Это
эпизод, когда Воланд (в фильме эту роль талантливо сыграл Олег
Басилашвили) со сцены разглядывает зрительный зал (слайд).
После чтения текста учитель предлагает внимательно вглядеться в
остановившийся кадр и спрашивает: мы знаем, кто такой Воланд, а вот
почему он имеет право произнести фразу "они — люди как люди. Любят
деньги, но ведь это всегда было...”? Может быть, потому, что лишь ему
одному дана возможность сравнивать происходящее с уже произошедшим,
причём с тем, что было ещё в дохристианскую эпоху, и не по документам,
не по воспоминаниям, а по личным впечатлениям.
Что же произошло в этот момент в этой точке земного шара, то есть на
сцене в Варьете, с помощью присутствия Воланда? Произошло соединение
двух миров: прошлого и настоящего, исторического и нынешнего. Какого же
нынешнего? В чём его особенность, по мнению писателя?
3. Беседа по тексту романа и фильму
Два года назад Воланда в Москве не было, а в главе 7 «Нехорошая
квартира» (слайд) приведён интересный факт: "люди начали
бесследно исчезать”. Почему? Это примета времени, это Москва начала 30-х
годов, точнее, вся страна. Так Булгаков затронул тему сталинских
репрессий. В фильме В.Бортко позволяет себе кинематографическую
вольность: то, о чём у Булгакова сказано лишь обиняком, у режиссёра
представлено подробно и точно так, как и происходило в те времена. Есть
даже герой, безымянный, но чрезвычайно могущественный, ставший
своеобразным олицетворением власти органов НКВД. Его роль исполняет
В.Гафт (слайд). Его герой страшен; почему, чем? Безгранична
власть Сталина, безгранична власть карающих органов и сопоставима,
страшно сказать, с властью самого Воланда. Выходит, время Сатаны уже
наступило... Время доносов, подозрительности, выявления врагов и шпионов
и последующего их уничтожения. Одной из жертв своего времени стал герой
романа Булгакова — Мастер. Но может быть, он стал случайной жертвой?
Нет, герой романа, талантливый и погружённый в себя человек, не знал,
что нельзя было писать (слайд) роман о Понтии Пилате.
4. Аналитическая беседа и культурологический комментарий к
тексту
Почему нельзя было писать роман на "такую странную тему”? Вспомним, о
чём беседовали Берлиоз и Иван Бездомный (глава 1). О поэме на
антирелигиозную тему, и в связи с этим Берлиоз настойчиво внушал Ивану,
что "Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что
все рассказы о нём — простые выдумки, самый обыкновенный миф”.
Советские идеологи вели мощную антирелигиозную пропаганду, в том числе и
с помощью художественной литературы. И вдруг появляется роман о Пилате,
известном римлянине, который в 26–36 годы новой эры на самом деле был
прокуратором Иудеи. Но вы вправе спросить: а при чём здесь та самая
пропаганда? А вот послушайте отрывок из Символа Веры, молитвы, читаемой в
церквах при христианском богослужении: "Верую во единого Господа Иисуса
Христа... нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес... и
вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийском Пилате, и страдаша, и
погребена”. Символ Веры читается при каждом богослужении, имя Пилата
упоминается вместе с именем Иисуса.
В фильме роль Пилата была замечательно сыграна К.Лавровым (слайд).
Подумайте, почему на слайде с изображением Понтия Пилата помещены
гневные призывы, что они обозначают? "Странная тема” написанного
Мастером романа стала поводом для травли, которой он подвергся как
писатель, не угодивший власти. Автобиографичность ситуации очевидна:
Булгаков многие годы испытывал подобную травлю на себе. А может быть,
странным был не роман, не автор и не тема, странным, необъяснимым было
время? Иначе как понимать заголовки романов тех лет: Ф.Гладков.
«Цемент»; В.Катаев. «Время, вперёд!»; М.Шагинян. «Гидроцентраль»... Если
бы булгаковский Мастер выполнял Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке
литературно-художественных организаций» 1932 года, он не стал бы писать
роман о Пилате.
5. Работа с текстом, чтение, беседа
Итак, роман о Пилате не вписывался в то время, в котором жил Мастер. А
сами Мастер и Маргарита с их надеждой на счастье? Они кажутся
пришельцами из других миров в этой обыденной жизни, где люди более всего
обеспокоены квартирным вопросом.
Читается отрывок из главы 13, первая встреча Мастера с Маргаритой (слайд).
В фильме В.Бортко достаточно поэтично рассказано об отношениях Мастера и
Маргариты, режиссёр использовал, пожалуй, каждую строчку романа, чтобы
снять тот или иной кадр. Роли Мастера и Маргариты талантливо исполнены
А.Галибиным и А.Ковальчук.
6. Беседа по тексту романа и фильму
Кто чувствует себя вольготно в современной Мастеру Москве? Наглый
котяра Бегемот и надувало Фагот (клетчатый). Сопоставим эпизод романа с
соответствующими кадрами фильма. Глава 27, «Конец квартиры № 50»,
отрывок, в котором рассказывается о том, как в квартиру № 50 врываются
те (у Булгакова они не имеют конкретного обозначения), кто пытается
арестовать неуловимых обитателей вышеназванной квартиры (слайды).
Читаем эпизод и размышляем над вопросом: а если бы на месте Коровьева и
Азазелло были обыкновенные люди и они знали бы, что их идут
арестовывать, как бы они себя вели, что бы они чувствовали? Ожидание
ареста, чувство ужаса при мысли, что и тебя, так же, как и сотни других,
могут забрать, посадить и объявить врагом народа, было для многих людей
(вспомним Мандельштама, его стихи: "Мы живём, под собою не чуя
страны...”) постоянным состоянием, "хроническим”. А свита Воланда ничего
не боится: в этом запуганном, затравленном мире они чувствуют себя как
рыба в воде. Поистине надо быть чёртом, чтобы жить в таком мире. Когда
читаешь именно эту главу, возникает странное ощущение: кажется, что с
помощью строк, в которых рассказывается о том, как кот издевался над
всемогущей "большой компанией мужчин, одетых в штатское” (слайд),
Булгаков передаёт нам, нашему времени и нашему поколению свою мечту о
том, как оказаться неуязвимым перед теми, кто может прийти за тобой,
перед теми, в чьих руках власть и сила.
7. Работа с текстом романа
Итак, вдоволь покуражившись над пришедшими их арестовывать, Коровьев и
Бегемот отправляются сначала в Торгсин, куда простым смертным вход был
заказан, а потом в "дом грибоедовской тётки”, точнее, в ресторан
писательского дома, куда также пускали далеко не всех, а только тех, у
кого были "удостоверения” (слайд). Булгаковская сатира
достигает здесь настоящего сарказма, достаточно прочесть эпизод из главы
28, когда наши герои с дьявольским ехидством обсуждают, как под крышей
этого дома "вызревает целая бездна” писательских талантов, а потом
заявляют гражданке, требующей у них "удостоверения”, что "Достоевский
бессмертен!”. Булгаков, будучи талантливейшим сатириком, издевательскими
похождениями своих героев, их дьявольской безнаказанностью отомстил
тем, кто закрыл ему дорогу к читателю, тем, кто, возомнив себя судьями,
навешивал ярлыки, критиковал, призывал к расправе.
8. Беседа
В романе о современной писателю Москве, оказывается, есть такая сила,
которая сильнее всякой силы... Так чья же власть простёрлась над
Москвой? Ну это как сказать: первые слушатели романа (те, кто слушал
самого автора) почувствовали, поняли этот параллелизм, эту аналогию —
Воланд всесилен, но и Сталин всесилен. Прошло достаточно много времени, и
современный читатель эту аналогию не проводит. Режиссёр фильма тоже не
навязывает нам это соотношение, несмотря на обилие кадров с
представителями органов НКВД. Напротив, завершающая сцена бала в фильме (слайд)
дана так, что зрителю ясно, кто по-настоящему "Всесилен!”, как говорит
Маргарита. Спрашивается, над кем? Всесилен даже над всесильными — вот к
какой мысли приводит нас автор романа Михаил Афанасьевич Булгаков. Зачем
же был написан им роман о дьяволе? Послушайте мнение литературоведов:
"...Всемогущество главного героя явилось как условие, совершенно
необходимое, с точки зрения Булгакова, для художественной модели
современности” (М.О. Чудакова), и "...Все эти Берлиозы, Лиходеевы...
нуждаются в таком мощном противовесе, чтобы обнаружилось их совершенное
ничтожество и бессилие” (Г.А. Лесскис).
Итак, написав роман о сатане, Булгаков в фарсово-гротесковой манере
рассказал нам о том, каким было время 30-х годов XX века, какой тогда
была Москва. Казалось бы, художественная задача выполнена — ярко,
выпукло нарисована сатирическая картина времени. Зачем же нужен роман о
Пилате? И опять мнение литературоведа: "Это двуединое произведение
посвящено не судьбе отдельного человека... а рассматривает судьбы всего
человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности
как составляющей человечества. Оно посвящено проблеме «доброй воли»...
как необходимого существования личности и общества” (Г.А. Лесскис).
Автор как бы предлагает нам спасение, спасение от тех, кто всесилен и
могуществен. И это спасение заключается в доброй воле отдельно взятого
человека. Каждый может оказаться на его месте, каждый может встать перед
проблемой выбора, но не каждый изберёт путь, когда "правду говорить
легко и приятно”, не каждый изберёт страдание за грехи наши (слайд).
9. Работа с текстом
В романе Мастера главным героем является Пилат, перед ним встала
проблема выбора: спасти бродячего философа от казни ценой собственного
спокойствия и карьеры или умыть руки и не помешать Каифе совершить
преступление. Он сделал выбор, и сразу понял, что ошибся, и раскаялся.
Читаем текст романа, глава 26, сон прокуратора (слайд). Это
также один из самых удачных кадров фильма.
Во время чтения нам попалась строка: "и трусость, несомненно, один из
самых страшных пороков”. Это слова, которые одинаково важны во все
времена. М.А. Булгаков в своём странном, необычном с точки зрения жанра
романе говорит простые, обычные вещи: не будь трусом, предателем,
подлецом, делай выбор в пользу добра, а уж если ошибся, то пытайся
покаяться, и простится тебе, и обретёшь дорогу к свету, как обрёл её
Понтий Пилат.
Сделаем вывод: какие задачи были решены писателем
благодаря тому, что его роман в жанровом отношении оказался романом в
романе, двойным романом? В «Мастере и Маргарите» произошло не просто
сближение миров, древнего, ершалаимского и современного, московского
(хотя это сближение чувствуется), а соединение всех начал, на которых
основывается философия жизни человеческой, философия добра и зла.
Несмотря на то что в каждом времени она проявляется по-своему, она
вечна, и человек снова и снова встаёт перед проблемой выбора:
приспособиться ко злу или защищать добро.
|