Система
уроков литературы в 7 классе
Цели уроков:
- Познакомиться с былинами разных циклов
- Узнать
художественные особенности былин
- Написать
сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»
- Применить
свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в
нашем городе»
Цель 1 урока: - Повторить знания по фольклору
- Познакомиться
с жанровыми особенностями былин
Искусство народных мастеров
стало легендой, его власть
простёрлась и на наше время.
В. Аникин (Далее
идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые
задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания,
полученные в предыдущих классах) Тест - Отгадай название языкового средства
(Эпитет,
гипербола) (Былина, частушка, пословица, сказка, загадка) - Спи, усни.
Бай, бай, бай! (колыбельная)
- На дворе трава,
На траве дрова (скороговорка)
- В некотором царстве, в некотором государстве
жил был царь с царицей...
(сказка) - На чужой сторонушке
Солнышко не греет. Без
родимой матушки Никто не жалеет. (песня)
- Во стольном было городе во Киеве,
У
ласкова князя у Владимира. Как было пированье - почестен пир На
многие князи, на бояры... (былина) (пословица)
Вспомним жанры фольклора
(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)
(далее учащиеся знакомятся с
былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями) Задание: Запишите
определение в тетрадь Былина - жанр русского народного эпоса,
песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси,
отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
На севере былины назывались стбрины, стбринки Сказители былин
Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины
передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые
ходили из города в город. Периоды развития былины:
1. Древнейший, где
герой Святогор.
2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович.
3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец.
4. Новгородский, где
герой Садко и Василий Буслаевич) Учитель озвучивает
схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради. Владимиро-Суздальский
период Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и
Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и
расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была
наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев
этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только
невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать
все установленные обычаи. Васнецов
«Богатыри» Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин,
обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
(учащиеся записывают определение в тетрадь) Сходство и отличия сказки и былины
(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)
Задание Посмотрите
ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих
снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в
тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда) «Богатырский словарь» - Колчан - футляр для стрел
- Кольчуга - старинный
воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
- Палица -
старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
- Ножны
- футляр для меча или кинжала
- Шлем - воинский доспех,
защищающий голову
- Сбруя - принадлежность для упряжи
- Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
(данная работа готовит учащихся к будущему
сочинению-описанию по картине)
Предыстория былины (учащиеся
просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья
Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей
Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве Домашнее задание - Выучить теоретический материал, записанный на
уроке
- Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и
Добрыне Никитиче
Цель 2 урока: - Проверить
знания о жанровых особенностях былин
- Познакомиться с
содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник
- Проанализировать
былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей
- Выявить основные черты образа Ильи Муромца
Проверим домашнее задание - Что называется былиной?
- Былина - жанр
русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных
героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую
действительность, главным образом 11-16 веков.
- Кто
такой эпический герой?
- эпические герои
- герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской
доблестью и мудростью.
- В чём сходство былины и
сказки?
- Существовали в устной форме, существуют с
древних времён
(далее идут тестовые задания: учащиеся
из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к
уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)
Проверим внимание!
- Где встретился Илья Муромец с
Соловьём-Разбойником?
- У Чёрной грязи, у речки
Смородины, у Леванидова креста
- Из Чернигова в
Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько
вёрст ему пришлось проехать?
- Пятьсот вёрст
- Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у
них в городе?
Воеводою - Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец
скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын
Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?
- Одихмантия
«Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».
- Какой
первый подвиг совершает Илья Муромец?
- Побивает
силушку великую под Черниговом
Объясните значение слов: (данная
работа направлена на усвоения значений устаревших слов) - Стольный
- столичный город
- Прямоезжая
- Прямая
- Заколодела
- Дорога,
заваленная сухими деревьями (колодами)
- Лазоревый
- Красивый
- Величать
- Называть или
прославлять (в зависимости от контекста)
- В особину
- Отдельно
- Воспеть
- Прославить в песне
Ответьте на вопросы: (беседа
носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение
рассуждать над прочитанным) - Почему так
названа былина?
- Можно ли назвать поступки Ильи
Муромца героическими?
- К какому герою относятся эпитеты:
удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?
- Вспомните,
что такое гипербола
- Найдите в тексте гиперболы
- С
какой целью они используются в былине?
- Какими чертами
обладает Илья Муромец?
Задание
Вам предложен план структурных частей былины. На его основе
составьте цитатный план произведения. - Отъезд
Ильи Муромца в Киев
- Победа в первом бою
- Рассказ
черниговцев о Соловье-Разбойнике
- Встреча с
Соловьём-Разбойником
- Победа Ильи Муромца
- Встреча
Ильи Муромца с князем Владимиром
- Рассказ Ильи Муромца
- Сомнения князя Владимира
- Два приказа
Соловью-Разбойнику
- Расправа с Соловьём-Разбойником
Цитатный план (данный
слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)
- «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»
- «...побил он эту силу всю великую»
- «Сидит
Соловей-Разбойник на сыром дубу»
- «Засвистал-то Соловей да
по-соловьему»
- «Ему выбил право око со косицею»
- «Тут
Владимир-князь стал молодца выспрашивать»
- «А я
ехал-то дорожкой прямоезжею»
- «Во глазах, мужик, да
подлыгаешься»
- «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»
- «И он срубил ему да буйну голову»
Заполните таблицу примерами из текста
(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями
былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов
с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов) Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма
«Илья Муромец» Ответьте
на вопросы: - Какими здесь предстают
три богатыря?
- Они могучие и дружные.
- Чем они
отличаются друг от друга?
- Илья самый старый и мудрый,
но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и
задиристый
- Как князь Владимир хочет встретить посланца
Калина-царя?
- С дарами и с хлебом-солью
- Чем
возмущён Илья Муромец?
- Он не желает пресмыкаться
перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на
поклон не должны идти
- Какие черты он демонстрирует в этом
эпизоде?
- Илья демонстрирует непокорность, гордость и
своенравие
Домашнее
задание - Прочитать былину «Вольга
и Микула Селянинович»
- Сочините былину «Добрыня в нашем
городе», используя языковые средства былин.
- Прочитайте былины
Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко
Следующий
урок - урок изучения Новгородских былин Цель 3 урока: - Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула
Селянинович» и «Садко»
- Выявить идеи произведений
- Выявить основные черты образов героев
- Познакомиться
с гиперболой и троекратным повтором
Из истории данной былины Былина о Вольге и
Микуле - новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15
векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те
решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс.
Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты.
Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна
кореньями, которые необходимо было корчевать.
Объясните значение устаревших слов: - Гужики
- Петля в хомуте,
скрепляющая оглоблю с дугой
- Булатный
- Из
булата - старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью
сталью
- Сафьян
- Тонкая и
мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в
яркий цвет
- Соловый
- О масти
лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой
гривой)
Исторический
комментарий - Что значит «отправился
за получкою»?
- Значит за данью
- «А тут стали мужички с
меня грошей просить». Что это значит?
- Это так называлась
пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о
грабеже
Князь Вольга Князь Волга необыкновенного
происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал
чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности
Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и
доблестью даже такого человека. Докажите
Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с
дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и
бросить её за ракитов куст - Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.
- В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого
героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.
«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных
людей, как и кафтан чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы
востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа
хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук - как шило; острый, высоко
загнутый носок Следующие слайды знакомят с такими языковыми
особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола Троекратный повтор Это один
из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором
хотел сказать автор? Три дня не может догнать Вольга вместе с
дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили
сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря Гипербола Гипербола - это
преувеличение. - Найдите в тексте примеры
гипербол
Гиперболизирована внешность Микулы, он
выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно
при сопоставлении с силой целой дружины князя - Что
хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?
Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с
ним. Художник также использовал приём преувеличения Садко в морском
царстве Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в
цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина
«Садко» - «это, - по словам В. Г. Белинского, - один из перлов русской
народной поэзии... Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой
общины». Какие эпизоды
былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к
былине и проверяет знание учащимися текста былины) «Садко» Задание Посмотрите
фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины? В
тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а
он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан
как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам
вызывается отправиться в гости к морскому царю. Домашнее задание Подготовиться
к игре по былинам. Каждая команда готовит: - Сказителя
(кто будет сказывать отрывок из былины)
- Лучшего
сочинителя былины
- Защита иллюстраций (художники выполняют
иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)
- Повторить
теоретический материал
Цели 4 урока: - Закрепить теоретические знания о былинах
- Развивать
интерес к урокам литературы
- Развивать умение
«сказывать» былины
- Развивать творческий потенциал
учащихся
1 конкурс (за каждый правильный ответ
начисляется 1 балл) Блиц-турнир
(команды соревнуются в знании содержания былин, баллы
получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос) - Где родился Илья Муромец?
- Родом
он из села Карачарово
- Как долго сиднем
сидел Илья Муромец?
- 30 лет и 3 года
- Кто исцелил Илью?
- Калики перехожие
- Сколько их было?
- Трое
- Какая
былина заканчивается такой концовкой:
А и тут Илье
ему и славу поют, А и славу поют ему век по веку! - «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
- Кого на Руси называют крестовыми братьями?
- Тех,
кто побратались, обменявшись нательными крестами
- На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в
глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?
- Кто
был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)
- Все вы
помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев - Илью
Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец
мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней или Алёшей?
- С
Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с
Ильёй Муромцем»
- Кто похвалялся: «Встречу
Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой - прихлопну, и
останется от него грязь да вода!»?
(Следующие
слайды нацелены на знание текста былин) Из какой былины взят
отрывок? Васнецов
«Витязь на распутье» - Наехал
Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с
надписью: «Если прямо ехать - женату быть, направо ехать - женату
быть, а налево ехать - богатому стать». Две дороги Илья проехал и
очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец
кому-нибудь молодому?
- «В третью сторону не
поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь
молодому богатство достанется».
|